Рыночные отношения требуют коренной перестройки управления экономикой агропромышленного комплекса. Предприятия не только изменяют форму собственности, свой статус и методы управления, но должны также создать в своем составе новые структурные подразделения, являющиеся проводниками рыночной политики. Управление производством в агропромышленном комплексе должно осуществляться на основе концепции маркетинга.
Маркетинг - вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
Нужда - чувство нехватки чего-либо.
Потребность - нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.
Запрос - это потребность, подкрепленная покупательной способностью.
Товар - все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.
Обмен - акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен.
Сделка - коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами.
Рынок - совокупность существующих и потенциальных покупателей товара
Маркетинг – это социальный процесс, с помощью которого компании и индивидуумы обмениваются созданной ценностью с целью удовлетворения своих потребностей.
Маркетинг – это выполнение действий, направленных на достижение целей организации посредством предвидения потребностей покупателя или клиента и направления потока удовлетворяющих эти потребности товаров и услуг от производителя к покупателю или клиенту.
Комплекс маркетинга.
Комплекс маркетинга — это процесс управления спросом на целевом рынке на основе использования маркетинговых инструментов: товара, цены, системы распределения и стимулирования.
Товар — первый и самый важный элемент комплекса маркетинга. Товарная политика требует принятия согласующихся между собой решений, касающихся отдельных товарных единиц, товарного ассортимента и товарной номенклатуры.
Второй элемент комплекса маркетинга — это цена. Проводя определенную политику в области ценообразования, предприятие активно воздействует как на объем продаж на рынке, так и на величину получаемой прибыли. Как правило, предприятие не руководствуется получением сиюминутной выгоды, реализуя продукт по максимально высокой цене, а проводит гибкую ценовую политику.
Следующим элементом комплекса маркетинга являются каналы распределения товаров. Под каналом распределения понимается совокупность фирм или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать кому-то другому право собственности на конкретный товар или услугу на их пути от производителя к потребителю.
Использование посредников объясняется в основном их непревзойденной эффективностью в обеспечении широкой доступности товара и доведении его до целевых рынков. Благодаря своим контактам, опыту, специализации и размаху деятельности, посредники предлагают фирме больше того, что она обычно может сделать в одиночку.
Выбор каналов распределения — самое сложное и ответственное решение, которое необходимо принять фирме. Каждый канал характеризуется присущими ему уровнями сбыта, издержек. Выбрав конкретный маркетинговый канал, фирма должна, как правило, пользоваться им в течение достаточно длительного периода времени. Этот выбор окажет существенное влияние на прочие составляющие комплекса маркетинга и наоборот.
Последний из четырех основных элементов, входящих в состав комплекса маркетинга фирмы, — это продвижение на основе системы коммуникаций. Основные элементы продвижения — реклама, стимулирование продаж и личная продажа.
Итак, комплекс маркетинга представляет собой концепцию 4 «Р» (маркетингового комплекса) с точки зрения 4 «С» потребителя:
1) product – продукт | 1) consumer needs – нужды потребителя |
2) price – цена | 2) cost to the customer – цена покупателя |
3) place – рынок | 3) convenience – удобства (доступность) |
4) promotion – продвижение | 4) communication – информированность (связь) |
Концепция маркетинга обязывает:
- производить то, что можно продать, вместо попыток продать то, что можно произвести;
- изучать не производственные мощности, а потребности рынка и разрабатывать планы их удовлетворения;
- увязывать цели, требования потребителей и ресурсные возможности;
- адаптироваться к изменениям в структуре и характеристиках потребителей;
- оценивать воздействие конкуренции, государственного регулирования и другие внешние воздействия по отношению к предприятию.