Сущность и роль маркетинга в управлении предприятием

Рыночные отношения требуют коренной перестройки управления экономикой агропромышленного комплекса. Предприятия не только изменяют форму собственности, свой статус и методы управления, но должны также создать в своем составе новые структурные подразделения, являющиеся проводниками рыночной политики. Управление производством в агропромышленном комплексе должно осуществляться на основе концепции маркетинга.

Маркетинг - вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.

Нужда - чувство нехватки чего-либо.

Потребность - нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.

Запрос - это потребность, подкрепленная покупательной способностью.

Товар - все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.

Обмен - акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен.

Сделка - коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами.

Рынок - совокупность существующих и потенциальных покупателей товара

Маркетинг – это социальный процесс, с помощью которого компании и индивидуумы обмениваются созданной ценностью с целью удовлетворения своих потребностей.

Маркетинг – это выполнение действий, направленных на достижение целей организации посредством предвидения потребностей покупателя или клиента и направления потока удовлетворяющих эти потребности товаров и услуг от производителя к покупателю или клиенту.

Комплекс маркетинга.

Комплекс маркетинга — это процесс управления спро­сом на целевом рынке на основе использования марке­тинговых инструментов: товара, цены, системы распреде­ления и стимулирования.

Товар — первый и самый важный элемент комплекса маркетинга. Товарная политика требует принятия согла­сующихся между собой решений, касающихся отдельных товарных единиц, товарного ассортимента и товарной но­менклатуры.

Второй элемент комплекса маркетинга — это цена. Про­водя определенную политику в области ценообразования, предприятие активно воздействует как на объем продаж на рынке, так и на величину получаемой прибыли. Как правило, предприятие не руководствуется получением сиюминутной выгоды, реализуя продукт по максимально высокой цене, а проводит гибкую ценовую политику.

Следующим элементом комплекса маркетинга являют­ся каналы распределения товаров. Под каналом распределе­ния понимается совокупность фирм или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать кому-то другому право собственности на конкретный товар или услугу на их пути от производителя к потребителю.

Использование посредников объясняется в основном их непревзойденной эффективностью в обеспечении ши­рокой доступности товара и доведении его до целевых рынков. Благодаря своим контактам, опыту, специализа­ции и размаху деятельности, посредники предлагают фирме больше того, что она обычно может сделать в одиночку.

Выбор каналов распределения — самое сложное и от­ветственное решение, которое необходимо принять фирме. Каждый канал характеризуется присущими ему уровнями сбыта, издержек. Выбрав конкретный маркетинговый ка­нал, фирма должна, как правило, пользоваться им в течение достаточно длительного периода времени. Этот выбор окажет существенное влияние на прочие составляющие комплекса маркетинга и наоборот.

Последний из четырех основных элементов, входящих в состав комплекса маркетинга фирмы, — это продвиже­ние на основе системы коммуникаций. Основные элемен­ты продвижения — реклама, стимулирование продаж и лич­ная продажа.

Итак, комплекс маркетинга представляет собой концепцию 4 «Р» (маркетингового комплекса) с точки зрения 4 «С» потребителя:

1) product – продукт 1) consumer needs – нужды потребителя
2) price – цена 2) cost to the customer – цена покупателя
3) place – рынок 3) convenience – удобства (доступность)
4) promotion – продвижение 4) communication – информированность (связь)

Концепция маркетинга обязывает:

- производить то, что можно продать, вместо попыток продать то, что можно произвести;

- изучать не производственные мощности, а потребности рынка и разрабатывать планы их удовлетворения;

- увязывать цели, требования потребителей и ресурсные возможности;

- адаптироваться к изменениям в структуре и характеристиках потребителей;

- оценивать воздействие конкуренции, государственного регулирования и другие внешние воздействия по отношению к предприятию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: