Рыночные отношения требуют коренной перестройки управления экономикой агропромышленного комплекса. Предприятия не только изменяют форму собственности, свой статус и методы управления, но должны также создать в своем составе новые структурные подразделения, являющиеся проводниками рыночной политики. Управление производством в агропромышленном комплексе должно осуществляться на основе концепции маркетинга.
Концепция маркетинга - это ориентированная на потребителя целевая философия организации или человека.
Эволюция концепций маркетинга:
Концепция совершенствования производства.
Потребители будут покупать товары, которые широко распространены и доступны по цене и следует только увеличивать их выпуск путем совершенствования производства и системы распределения.
Концепция совершенствования товара.
Потребитель будет покупать товар, если он хорошего качества, с наилучшими эксплуатационными характеристиками и предлагается по доступной цене. Задача заключалась в том, что бы постоянно совершенствовать товар.
Концепция интенсификации коммерческих усилий (сбытовая концепция).
Для получения прибыли иметь только товар уже недостаточно. Покупатели будут покупать предлагаемые товары, если приложить определенные усилия в процессе их продажи, коммерческие усилия по стимулированию сбыта товаров (реклама).
Потребительская (рыночная) концепция.
Подчинение производственной, торговой и всех других видов деятельности предприятия требованиям рынка. Определение потребностей покупателей, приспособление производства и сбыта к этим потребностям, лучше, чем это делают конкуренты.
Интегрированный маркетинг.
Предполагается одновременная ориентация на новый продукт и на потребителя.
Стратегический маркетинг.
Имеет место ориентация и на потребителей, и на конкурентов. Удовлетворение нужд потребителей при одновременном достижении превосходства над конкурентами путем создания товара с лучшими потребительскими качествами или установления низкой цены.