Подходы к пониманию детской одаренности

С.М. Платонова

Детская одарённость

Санкт-Петербург

Автор-составитель С.М. Платонова Детская одарённость. Учебно-методическое пособие. - Санкт-Петербург, Издательство Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина, 2011г. – 81 с.

Рецензенты

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Государственного Политехнического университета К.П. Захаров;

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и педагогических технологий ЛГУ им. А.С. Пушкина

В.А. Григорьева-Голубева

Предлагаемое пособие адресовано студентам, обучающимся по педагогическим специальностям, и слушателям курсов повышения квалификации, организуемых Ленинградским государственным университетом имени А.С. Пушкина, в том числе, педагогам дошкольных образовательных учреждений, школ, учреждений дополнительного образования детей.

В брошюре представлена базовая информация для педагога, которая поможет ему разобраться в основных подходах к пониманию детской одарённости, выявлять одарённых детей и вести педагогическую деятельность по сохранению и развитию природного потенциала воспитанников.

СОДЕРЖАНИЕ

К читателю

1. Понятие одаренности………………………………………………….4

1.1 Подходы к пониманию детской одаренности……………….4

1.2. Признаки одаренности…………………………………………5

1.3. Виды одаренности………………………………………………6

2. Концепции одарённости (история исследования явления)……...12

3. Факторы развития одарённости………………………………………15

Педагогические условия как фактор

развития одарённых детей………………………………………………..19

4.1. Содержание учебной деятельности………………………….20

4.2. Организация обучения одарённых детей……………………21

Обучение одарённых детей в системе

дополнительного образования………………………………...22

Зависимость развития одарённости от умения педагога

работать с такими детьми…………………………………………23

Дифференциация как способ решения проблемы

обучения и развития одарённых детей ……...…………………………25

Одарённые дети с гармоничным и

негармоничным типами развития………………………………………29

7. Принципы и методы выявления одаренных детей ……………......35

Методики диагностики одарённости для педагогов и

родителей……………………………………………………………………….39

9. Библиография………………………………………………………….53

Приложение 1. С.Е. Нициевская «Знакомьтесь, ТРИЗ» (фрагменты учебного пособия)……………………………………………………………….54

Приложение 2. Французские мастерские…………………………........69

Приложение 3. П. Тюленев Краткое изложение рекомендаций

системы МИР……………………………...........................................................71

Приложение 4. К.П. Захаров Закон развивающего взаимодействия с ребёнком ……………........................................................................................77

К читателю

Уважаемые коллеги! Данное учебное пособие посвящено актуальной, но недостаточно разработанной в отечественной педагогике проблеме – обучению и воспитанию одарённых детей. Всемирная организация здравоохранения относит одарённых детей к группе риска, так как их особенности зачастую усложняют для них восприятие окружающего мира, встречи с несправедливостью, процессы адаптации к режиму работы и требованиям образовательных учреждении, к детской среде и т.д. В пособии раскрываются основные вопросы, знание ответов на которые необходимо для раскрытия, сохранения и развития творческого потенциала ребёнка. Автором последовательно изложены: подходы к пониманию детской одаренности; концепции одарённости; факторы развития одарённости, в том числе, педагогические; дифференциация как способ решения проблемы обучения и развития одарённых детей; принципы, методы и методики выявления и психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.

Пособие включает в себя четыре приложения, раскрывающих конкретные педагогические технологии работы с детьми: технологию ТРИЗ (Приложение 1), технологию «французские мастерские» (Приложение 2), технологию сохранения потенциала ребёнка с рождения П.Тюленева (Приложение 3) и технологию развивающего взаимодействия со слепоглухонемыми детьми А.И. Мещерякова, И.А. Соколянского. Первые три технологии раскрывают пути развития творческости, креативности ребёнка. Последняя технология кажется странной в соотнесении с темой нашего пособия, однако именно она позволяет очень ярко увидеть и осмыслить законы развития ребёнка. Благодаря созданной в Загорском детском доме методике совместноразделенной дозированной деятельности малыши к пяти годам умеют делать то, что не умеют делать многие зрячеслышащие дети. В случае слепоглухонемоты все влияния социума, окружающей среды, природы - исключены, и воспитателю приходится брать на себя полную ответственность за плоды своих стараний, поэтому мы можем чётко увидеть, в чём состоит сущность развивающей ребёнка работы воспитателя.

Современные исследования убедительно показывают, что гарантированно выявить потенциал ребёнка, степень его будущей гениальности невозможно. А. Вольта, Дж. Максвелл, Дж. Уатт, К.Э. Циолковский, А.Эйнштейн, Т.Эдисон и многие другие гениальные люди, будучи детьми, характеризовались слабыми способностями, неуспешностью в школе. Поэтому сегодня важно понимать уникальность и неповторимость каждого ребёнка и относиться к нему, как писал Ш.А. Амонашвилли, как к «мессии» у которого на земле есть своя «миссия». Поэтому, мы надеемся, что данное пособие поможет читателям обогатить общение и взаимодействие с любым ребёнком.

Понятие одаренности

Способность творить, мыслить - величайшие из полученных человеком природных даров. Одарённым принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства. Один из важнейших вопросов, волновавших человечество на протяжении многих столетий, - вопрос о происхождении этого дара.

Есть те, кто одарен больше, есть те, кто одарен меньше, но даром этим отмечен каждый. Поэтому, говоря о детской одаренности, специалисты обычно рассматривают и исключительную категорию детского населения - одарённых детей и интеллектуально-творческий потенциал каждого ребенка.

Нужно сказать, что в разные временные эпохи одарённость понимали по-разному. Когда-то ее считали даром от Бога, когда-то ненавидели, когда-то боялись, но всегда были люди, старавшиеся изучить это явление. Есть смысл рассмотреть подходы к пониманию и исследованию одарённости подробнее.

Подходы к пониманию детской одаренности

Вначале несколько слов о термине «одарённость». Термин «одарённость» отличается от большинства других терминов, используемых в педагогике и педагогической психологии, в первую очередь тем, что имеет вполне конкретную и однозначную трактовку. Корень слова - «дар», следовательно, произнося словосочетание «детская одаренность», мы уже допускаем возможность того, что есть нечто в психике ребенка, что ему даровано. Мы признаём, таким образом, что психика содержит нечто такое, что не воспитано, не выучено, не заработано, не заслужено.

Признание возможности существования самого дара есть не что иное, как признание факта существования индивидуальных различий, обусловленных не только влиянием окружающей среды и воспитания, но и какими-то иными, практически не подвластными нам факторами.

Одаренность — это развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Большинство учёных называют одарённостью генетически обусловленный компонент способностей. Этот дар в значительной мере определяет как конечный итог (результат развития), так и темп развития.

В свою очередь, способности - это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности. Отсюда, одарённостью называют единство способностей, обуславливающее диапазоны интеллектуальных возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка.

Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность — это уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей.

Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, увлечённый техническим конструированием ребенок может дома с энтузиазмом строить модели, но при этом не проявлять аналогичной активности ни в школьной, ни в специально организованной внешкольной деятельности. Кроме того, одаренные дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Так, ребенок, сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать свое увлечение от педагога. Таким образом, судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но по инициированным им самим формам деятельности.

Признаки одаренности

Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Вместе с тем об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «могу» и «хочу», поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный — отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.
Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

Наличие специфических стратегий деятельности. Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления:

- быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;

- использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;

- выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взгляд идей и решений.

Для поведения одаренного ребенка характерен главным образом третий уровень успешности — новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности, что позволяет ему открывать новые приемы и закономерности.
Новаторство – это сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции.

Кроме того, знания одаренного ребенка (как, впрочем, и одаренного взрослого) отличаются повышенной способностью схватывать и усваивать соответствующую его интеллектуальной направленности информацию, высоким удельным весом знаний о способах действия и условиях их использования, большим объемом управляющих и организующих знаний.

Особые характеристики знаний одаренного ребенка могут обнаружить себя в большей степени в сфере его доминирующих интересов.

Своеобразный тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.

Факты свидетельствуют, что одаренные дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды.

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

- Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.

- Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.

- Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие; предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации; неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.

- Высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.

Особенности детей, демонстрирующих одаренность, могут рассматриваться лишь как признаки, сопровождающие одаренность, но не обязательно как факторы, ее порождающие. Блестящая память, феноменальная наблюдательность, способность к мгновенным вычислениям сами по себе далеко не всегда свидетельствуют о наличии одаренности. Поэтому наличие указанных психологических особенностей может служить лишь основанием для предположения об одаренности, а не для вывода о безусловном её наличии. Следует подчеркнуть, что поведение одаренного ребенка совсем не обязательно должно соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам. Поведенческие признаки одаренности вариативны и часто противоречивы в своих проявлениях, поскольку во многом зависимы от предметного содержания деятельности и социального контекста. Тем не менее, даже наличие одного из этих признаков должно привлечь внимание специалиста и ориентировать его на тщательный и длительный по времени анализ каждого конкретного индивидуального случая.

Виды одаренности

Систематизация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации. В одаренности можно выделить как качественный, так и количественный аспекты. Качественные характеристики одаренности выражают специфику психических возможностей человека и особенности их проявления в тех или иных видах деятельности. Количественные характеристики одаренности позволяют описать степень их выраженности.

Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие:
1. Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.

2. Степень сформированности.

3. Форма проявлений.

4. Широта проявлений в различных видах деятельности.

5. Особенности возрастного развития.

Одной из получивших признания теорий является теории множественности видов интеллекта Ховарда Гарднера. Согласно ей не существует какого-то единого интеллекта, а есть семь видов, каждый из которых независим от другого и функционирует как отдельная система по собственным правилам. Каждый обладает особым статусом в силу своего происхождения (например, в эволюционном развитии музыкальный интеллект более древний, чем все остальные).

Лингвистический интеллект - способность использовать язык для создания, стимулирования, поиска и передачи информации (писатель, поэт, редактор, журналист).

Музыкальный интеллект - способность исполнять, сочинять музыку или получать от неё удовольствие (музыкальный исполнитель, композитор).

Логико-математический интеллект - способность использовать категории, взаимоотношения и структуры путём манипулирования объектами и символами, знаками и экспериментировать упорядоченным образом (математик, учёный).

Пространственный интеллект - способность представлять, воспринимать объект и манипулировать им в ум воспринимать и создавать зрительные или пространственные композиции (архитектор, инженер, хирург).

Телесно-кинестетический интеллект - способность формировать или использовать двигательные навыки в спорте, исполнительском искусстве, в ручном труде (танцовщица, спортсмен, хирург, механик).

Личностный интеллект, но X. Гарднеру, бывает двух видов: интраличностный и интерличностный. Интраличностный интеллект - это способность управлять своими чувствами, различать, анализировать их и использовать эту информацию в своей деятельности (писатель). Интерличностный интеллект - это способность замечать и понимать потребности, намерения других людей, управлять их настроением, предвидеть их поведение (политический лидер, педагог, психолог).

Каждый вид интеллекта Х. Гарднер проанализировал с учётом используемых умственных операций, случаев проявления у высоко одарённых людей, проявлений в других культурах, возможного пути эволюционного развития. В силу наследственных факторов или под влиянием особенностей обучения у некоторых людей развиваются определенные виды интеллекта сильнее, чем другие, тогда как все необходимы для более полной реализации личности.

Понимание термина «одарённый» претерпело значительные изменения на протяжении 20-го столетия. Уже в 20-х годах психологи выделяли так называемые «специальные таланты». К ним относили технический, коммерческий, научно-академический, художественный, социальный. В настоящее время принято, в большинстве случаев, выделять следующие виды одарённости: художественную, общую интеллектуальную, академическую, творческую, музыкальную и социальную.

Художественная одарённость. Этот вид одарённости развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актёрском мастерстве. Одна из серьёзных проблем состоит в том, чтобы в общеобразовательной школе признавались и уважались эти способности. Эти дети уделяют много времени, энергии упражнениям, достижению совершенства, мастерства в своей области. У них остается мало времени для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: