double arrow

Понятие, сущность и основные свойства (признаки) судебной власти

Данная лекция открывает раздел курса, посвященный изучению судебной системы РФ. В ней будут рассмотрены основные положения, касающиеся организации судебной системы России, виды судов, а также – основные принципы судопроизводства. Материалы данной темы послужат тем базисом, на котором будет построено рассмотрение всех последующих вопросов, касающихся организации деятельности судов в России.

Понятие судебной власти неразрывно связано с принципом разделения властей. В самом общем виде разделение властей представляет собой функционирование в государстве трех ветвей (видов) государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из этих ветвей независима от других и действует в пределах своей компетенции самостоятельно. Кроме того, каждая из властей сдерживает друг друга через сложную систему сдержек и противовесов с тем, чтобы ни одна из них не могла бы стать абсолютной.

В некоторых источниках можно встретить указания на то, что теория разделения властей ошибочна и не отражает объективную реальность[1]. Согласно такому подходу, три ветви власти – на самом деле три функции единой государственной власти. Не обсуждая теоретические аспекты такой точки зрения, обратимся к Конституции РФ, ст. 10 которой провозглашает принцип разделения властей основным принципом устройства государственной власти в РФ: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной властей самостоятельны». Поскольку, как уже было сказано в первой теме, предмет нашего курса – правовые основы организации и деятельности правоохранительных органов, то именно на положения действующего законодательства мы и будем ориентироваться при рассмотрении судебной власти.

Судебная власть может пониматься по-разному. Например, как система носителей этой власти – то есть как система государственных органов – судов. С другой стороны, судебная власть может рассматриваться и как вид государственной деятельности по защите прав и законных интересов личности, общества и государства посредством осуществления судопроизводства. Некоторые авторы пытаются объединить эти два подхода, рассматривая судебную власть как функции и полномочия управомоченных на их осуществление специальных органов государства[2].

Судебная власть, причем независимо от того, как именно она рассматривается (как особый вид государственной деятельности, как система уполномоченных органов и т.д.), обладает определенными признаками. Перечень этих признаков разнится от источника к источнику, но в качестве основных традиционно называют четыре.

1. Исключительность судебной власти. Это означает, что никакой иной орган государственной власти (законодательной или исполнительной) не вправе принимать решение по делу, подсудному суду. Особое значение это свойство (признак) судебной власти имеет в сфере уголовного судопроизводства. В советский период нормы УПК разрешали, например, следователю или органу дознания прекращать уголовные дела с передачей материалов в товарищеский суд или передачей обвиняемого на поруки, фактически признавая лицо виновным в совершении преступления. В настоящее время такие нормы в УПК отсутствуют. Только суд вправе признать лицо виновным. В истории нашей страны были известны и внесудебные органы разрешения уголовных (вернее, политических) дел – Особые совещания НКВД, так называемые «тройки», «двойки», которые были правомочны назначать уголовное наказание вплоть до смертной казни. Такое положение дел противоречит исключительности судебной власти и не должно иметь места в правовом государстве.

2. Подзаконность судебной власти. Согласно ч. 1 ст. 120 Конституции РФ суды независимы и подчиняются только Конституции и федеральным законам. Кроме того, суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом. С другой стороны, судьи сами не вправе отступать от требований закона. За вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта в ст. 305 УК РФ установлена уголовная ответственность (максимальное наказание – лишение свободы на срок до 4-х лет, а при отягчающих обстоятельствах – до 10 лет).

3. Обязательность исполнения судебных решений и их полнота. Решения органов судебной власти (приговоры, определения и другие судебные акты) подлежат обязательному исполнению на всей территории РФ. За неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта представителем власти, государственным служащим, служащим органов местного самоуправления, государственного или муниципального учреждения, коммерческой или некоммерческой организации в ст. 315 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность (максимальное наказание – лишение свободы до 2-х лет). Полнота судебных решений означает, что никакой иной орган государственной власти не вправе их отменить, дополнить или изменить (за исключением случаев амнистии или помилования). Пересмотр судебных решений возможен только в порядке судебного надзора вышестоящих судебных инстанций над нижестоящими.

4. Процессуальный порядок деятельности судов. Суды осуществляют судопроизводство в строгом соответствии с процессуальными законодательными актами, которые детально регламентируют все важнейшие вопросы рассмотрения и разрешения дел в судах. К таким актам, прежде всего, относятся процессуальные кодексы – АПК, ГПК, УПК РФ. Процессуальные нормы содержатся также в Таможенном кодексе, Кодексе об административных правонарушениях, ФКЗ «О Конституционном Суде РФ».

5. Централизация судебной власти предполагает существование единого органа, возглавляющего суды в России. Таким органом является Верховный суд РФ, по отношению к которому являются нижестоящими все федеральные суды, осуществляющие уголовное, гражданское, административное и арбитражное судопроизводство. Сразу необходимо отметить, что суды, осуществляющие конституционный контроль, а именно – Конституционный суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов системы не образуют и не связаны между собой ни по вертикали, ни по горизонтали.


Судебная власть как система судов осуществляет особый вид правоохранительной деятельности – судопроизводство. В Российской Федерации существуют следующие виды судопроизводства: гражданское, уголовное, административное, арбитражное и конституционное. Вид судопроизводства определяется, с одной стороны, кругом вопросов и дел, которые рассматриваются и разрешаются в ходе судебной деятельности. С другой - процессуальными особенностями их рассмотрения.

Необходимо отметить, что такие виды судопроизводства, как гражданское, уголовное и конституционное, имеют серьезную нормативную и теоретическую базу. Что касается арбитражного судопроизводства, то спорным является даже вопрос о самом его существовании. В ст. 118 Конституции РФ, которая определяет виды судопроизводства, арбитражное вообще не названо. Если мы обратимся к Арбитражному процессуальному кодексу, то обнаружим, что судопроизводство в арбитражных судах осуществляется либо по правилам гражданского судопроизводства, либо по правилам административного судопроизводства. Таким образом, есть достаточно основания говорить о том, что арбитражного судопроизводства как самостоятельного вида не существует. С другой стороны, процессуальный порядок рассмотрения дел в арбитражных судах обладает целым рядом особенностей, которые присущи только этим судам[3], на основании чего некоторые авторы делают вывод о том, что арбитражное производство может быть выделено в отдельный самостоятельный вид судопроизводства.

Не менее спорным является вопрос о содержании административного судопроизводства. В литературе этим термином обычно обозначается рассмотрение дел об административных правонарушениях. Но в последнее время все чаще встречается точка зрения, согласно которой административное судопроизводство предполагает рассмотрение жалоб и споров о праве в случаях, когда хотя бы одна сторона является органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом или общественным объединением[4]. Кроме того, некоторые авторы относят к административному производству такой вид деятельности, как административно-судебное санкционирование – то есть налагаемые в судебном порядке меры административного принуждения (административное задержание на срок свыше 48 часов), судебное санкционирование принудительного лечения лиц, страдающих психическими расстройствами и т.д.[5]. Можно сказать, что вопрос об административном судопроизводстве в настоящее время требует серьезной теоретической разработки.

Судопроизводство реализуется посредством нескольких функций, основная из которых – осуществление правосудия. Правосудие – это часть судопроизводства, направленная на рассмотрение и разрешение гражданских, арбитражных и уголовных дел в судебных заседаниях на основании и в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством. Что касается конституционного и административного судопроизводства, то они не предполагают осуществление правосудия. Если с конституционным судопроизводством этот вопрос решается однозначно (конституционные суды не рассматривают иски, а решают вопросы, связанные, в основном, с толкованием норм права), то вопрос о существовании административного правосудия, по вышеуказанным причинам, до сих пор остается открытым.

Некоторые авторы отождествляют судопроизводство и правосудие, рассматривая последнее как конкретную форму реализации судопроизводства[6]. Однако, такой поход не представляется оправданным, поскольку, кроме правосудия, суды осуществляют еще целый ряд функций. Среди них можно назвать, например, судебный контроль[7], выдачу судебных разрешений на производство отдельных видов оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий; установление юридически значимых фактов, судебное санкционирование меры пресечения в виде заключения под стражу и т.д. Эти виды судопроизводства не являются правосудием и будут рассматриваться в ходе изучения соответствующих тем курса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: