Цель красноречия в понимании Платона

В противоположность софистам (в отличие от софистов) Платон считал целью красноречия уяснение мысли, сообщение подлинного знания. / Платон, напротив, считал, что единственная цель красноречия – это уяснение мысли … (уяснить мысль …).

5)Взгляды софистов и Платона как столкновение двух идеологий: демократической (софисты) и аристократической (Платон). Их закономерность.

За этими двумя взглядами на речь можно видеть, с одной стороны, столкновение двух идеологий: уходящей – аристократической (Платон) и приходящей – демократической (софисты). С другой стороны, можно утверждать, что каждая из изложенных концепций развивала своё представление о языке и речи.

ÑДальше продолжите сами.

¨ Сравнив текст источника и краткий вариант, проанализируйте, каким образом произведено сжатие информации текста.

10) Опираясь на составленный план, выявите и сформулируйте проблематику текста, то есть рассматриваемые в нём вопросы. Вспомните, какие лексико-грамматические средства используются для этого. Запишите полученные варианты, обсудите их с точки зрения точности выявления и формулирования рассматриваемых в тексте вопросов.

11) Составьте реферат данного текста.

¨ Вспомните структуру монографического реферата.

¨ Скажите, какие данные содержит библиографическое описание?

¨ Данный текст написан по материалам статьи М.Ю. Григорьевой «Нужно ли уметь мастерски говорить?». Однако соответствует ли приведённое название статьи содержанию текста? Аргументируйте ваш ответ.

¨ Дайте заголовок тексту, аргументируйте ваш вариант. По вашему мнению, отражает ли ваш заголовок содержание текста?

¨ Что должно найти отражение в тексте реферата-конспекта и реферата-резюме? В чём разница между ними?

¨ Вспомните, какую информацию содержит вступление текста реферата. Что вы можете включить в него?

¨ Что содержит основная часть текста реферата? Не забудьте, что это должно быть объективное изложение основной информации источника с использованием реферативных средств языка. Ещё раз посмотрите краткий вариант текста-источника с точки зрения возможности объединения и обобщения информации фрагментов (нескольких абзацев), развивающих одну подтему (один вопрос). Степень сжатия информации источника, полнота её изложения будут зависеть от типа реферата (конспект или резюме).

¨ Какую информацию вы изложите в заключении текста реферата?

12) ÑНапишите реферат-конспект. Степень сжатия информации текста-источника 1:2.

Прочитайте написанный вами текст реферата-конспекта: а) сравните его с источником в целях оценки точности, адекватности и логичности передачи информации источника, а также степени её сжатия; б) отредактируйте его с точки зрения употребления реферативных и связующих средств изложения.

13) Обсудите с товарищами подготовленные варианты текстов реферата-конспекта с точки зрения соответствия требованиям, предъявляемым к данному жанру. При необходимости внесите дополнения и уточнения в ваш текст реферата или же произведите сокращение несущественной, неважной для текста реферата информации.

14) Сравните текст оригинала и соответствующие пунктам плана источника фрагменты реферата. Обратите внимание на способы сжатия информации и представления её в обобщённом виде в тексте реферата, а также на то, что в реферате языковая (лексическая и грамматическая) форма источника может быть сохранена или изменена, трансформирована.

Ñ15) Составьте и запишите текст реферата-резюме. (Степень сжатия информации источника 1:3). Проанализируйте составленные тексты с точки зрения требований, предъявляемых к данному жанру.

Обратите внимание на то, что в тексте реферата-резюме основные положения источника могут не только констатироваться, но и раскрываться.

Сравните текст реферата-резюме и текст оригинала. Определите, каким образом осуществлено сокращение и обобщение информации источника.

Ñ16) Составьте текст аннотации данного источника. Запишите ваши варианты, обсудите их с точки зрения требований, предъявляемых к данному жанру.

17) Сравните тексты аннотации и реферата-резюме. Определите общее и различия.

18) Сравните тексты реферата-конспекта и реферата-резюме. Найдите общее и различия. Сделайте вывод о сущности и назначении реферата как жанра научной речи, вторичного связного текста, о структуре, содержании и функциях данных типов объективного монографического реферата, а также о требованиях, предъявляемых к составлению реферата.

19) Выскажите ваше мнение по вопросам, рассматриваемым в тексте. Например.

· Какой должна быть, на ваш взгляд, цель красноречия / риторики? Кто прав: софисты, Платон или возможен компромиссный вариант (Аристотель, Теофраст)?

· Какой подход в оценке речи – монистический или множественный представляется вам более целесообразным?

· Какие качества хорошей речи выделили бы вы? Почему?

Оцените вопросы, рассматриваемые в данном тексте, с точки зрения их актуальности. Следующие языковые средства помогут вам.

Я думаю / считаю / полагаю, что …

Думается / Представляется, что …

Как представляется, …

На мой взгляд, … / На наш взгляд, …

По моему мнению, … / По нашему мнению, …

Начну / Начнём с того, что:

Следует / Необходимо отметить / подчеркнуть / сказать / признать, что …

Среди рассматриваемых в тексте вопросов наиболее интересным / актуальным, с нашей (моей) точки зрения, является вопрос …

Мы хотим остановиться / Я хочу (хотел бы) остановиться на …

При обсуждении текста / статьи / вопросов, рассматриваемых в тексте, следует / необходимо / целесообразно остановиться на … / выделить что …

Хотелось бы уточнить / дополнить / внести ясность … / пояснить свою мысль (позицию) …

Я полностью согласен с автором …

Насколько я понял …

Нельзя отрицать (того), что …

В статье наглядно показано …

В статье, на наш взгляд, схвачена суть (проблемы) …

С полным основанием можно утверждать, что … / Я убеждён, что

Я не (совсем) разделяю мысль автора о том, что …

Не думаю, что …

Я позволю себе не согласиться с автором … / с вами …

Не преувеличивает ли автор роль риторики в …

Если так рассматривать …, то тогда …

Однако автор не учитывает того, что …

Однако автор упускает из виду …

В заключение (мне / нам) хотелось бы сказать / еще раз отметить / подчеркнуть … / напомнить о …

Таково мое / наше мнение по вопросам, рассматриваемым автором в данной статье (… которые автор рассматривает в статье)

Итак, можно считать, что …

Задание 58

Прочитайте тексты. Составьте их рефераты.

I. А.В. Суворов

Александр Васильевич Суворов родился 13 (24) ноября 1730 года в дворянской семье в Москве. Его отец Василий Иванович Суворов начал военную службу ординарцем*[15] и закончил её главным интендантом* русских вооружённых сил, сенатором и генерал-майором. Василий Иванович был высокообразованным человеком, он – автор первого русского военного словаря. Будущий полководец воспитывался в обстановке живых и ярких воспоминаний о Петре I, о долгой и напряжённой войне России со шведским королём, о многочисленных победах русской армии в этой войне. У Суворова рано появился интерес к военному делу. С детских лет он увлекался чтением книг по военной истории и военному искусству, изучал под руководством отца артиллерию, фортификацию.

В 1742 году Василий Иванович Суворов по обычаю дворян того времени записал сына на военную службу. Но к фактической военной службе А.В. Суворов приступил в 1748 году и за шесть лет прошёл ступеньки от солдата до поручика.

Семьдесят лет прожил Суворов. Пятьдесят два года из них он провёл в армии. Окончил службу генералиссимусом.

Александр Васильевич Суворов был одним из самых образованных военных деятелей XVIII века. Он знал философию, математику, историю, владел немецким, французским, итальянским, польским, турецким, немного – арабским, персидским и финским языками. Суворов в совершенстве знал фортификацию, внимательно следил за ходом политических и военных событий в Западной Европе.

А.В. Суворов участвовал во многих военных кампаниях. Он не знал поражений. Победы Суворова оказали большое влияние на развитие военного искусства не только в России, но и в других странах. А.В. Суворов обобщил боевую деятельность русской армии во второй половине XVII века в книге «Наука побеждать». В ней очень кратко он изложил основы военного искусства, обучения и воспитания войск. В книге полководец вновь подчеркнул значение человека на войне с его индивидуальными способностями, специально вооружённого и подготовленного. Из двух форм ведения войны – наступления и обороны – Суворов отдавал предпочтение наступлению. В «Науке побеждать» он сформулировал основные положения решительной наступательной тактики. Суворов требовал всегда действовать в соответствии с обстановкой, применять различные боевые порядки, средства и формы борьбы.

А.В. Суворов придавал большое значение обучению и воспитанию войск, их боевой подготовке. Он считал, что очень важно выработать у солдат и офицеров умение пользоваться своим оружием, умело действовать в любых, самых сложных условиях. При этом Суворов широко использовал народные поговорки, например: «Ученье свет, неученье – тьма», «Дело мастера боится». Он приблизил подготовку войск к требованиям боя. В мирное время на тактических занятиях А.В. Суворов вырабатывал у своих подчинённых глазомер, способность быстро и правильно решать, «как в лагере стать, как маршировать, где атаковать, гнать, бить».

Деятельность А.В. Суворова оставила глубокий след в истории русской армии. Он воспитал ряд замечательных полководцев и военачальников. Среди них можно назвать М.И. Кутузова, П.И. Багратиона. На идеях Суворова были воспитаны Д.А. Милютин, М.Д. Скобелев, М.И Драгомиров, А.А. Брусилов и другие известные военные деятели.

Военно-теоретическое наследие А.В. Суворова актуально и сегодня. Многие мысли и идеи великого русского полководца получили своё дальнейшее развитие в документах по боевой деятельности армии и флота, были успешно использованы в создании, обучении и воспитании Вооружённых Сил России.

[по кн. Суворов А.В. Походы и сражения в письмах и записках. – М.: Воениздат,
1990. – С. 4-33.]

Комментарий

Ординарец – военнослужащий, состоящий при командире или штабе и выполняющий главным образом обязанности посыльного.

Интендант – должностное лицо в вооружённых силах, ведающее вопросами снабжения войск.

Русско-шведские войны – 1656 – 1658, 1700 – 1721, 1741 – 1743, 1788 – 1790, 1808 – 1809.

Фортификация – отрасль военно-инженерного искусства, изучающая теорию и практику строительства сооружений для укрытия и наиболее эффективного применения оружия, боевой техники в бою, размещения пунктов управления, а также для защиты войск, населения и объектов тыла от средств поражения противника.

Поручик – офицерский чин в русской армии с XVII века.

Кампания – этап войны, в ходе которого достигается её промежуточная цель. Включает ряд стратегических операций и других военных действий.

Под глазомером А.В. Суворов понимал умение военачальника оценить обстановку, принять решение на организацию боя.

Багратион Петр Иванович (1765 – 1812) – князь, генерал, выдающийся русский полководец, герой Отечественной войны 1812 года.

Кутузов Михаил Илларионович (1745 – 1813) – князь, генерал-фельдмаршал, великий русский полководец.

Брусилов Алексей Алексеевич (1853 – 1926) – русский и советский военный деятель, генерал.

Драгомиров Михаил Иванович (1830 – 1905) – русский военачальник и военный теоретик, генерал.

Милютин Дмитрий Алексеевич (1816 – 1912) – граф, русский государственный и военный деятель, учёный, генерал-фельдмаршал. В 1861 – 1881 гг. военный министр.

Скобелев Михаил Дмитриевич (1843 – 1882) – русский генерал.

1) Обратите внимание на то, что данный текст относится к функционально-семантическому типу – повествование (в данном случае «биография военного деятеля»). Его модель может включать следующие структурно-смысловые компоненты.

· Общее представление о герое текста. Общая характеристика героя, его вклада в какую-либо область деятельности.

· Рождение. Семья. Детство. Обстановка, в которой рос и воспитывался герой.

· Его увлечения, интересы. Годы учёбы.

· Жизненный путь. Работа / служба (подробно / кратко / обобщённо).

· Общая характеристика героя / Черты характера.

· Его научная / научно-педагогическая / военная и иная деятельность.

· Смерть. Оценка деятельности, научного, военного, военно-теоретического наследия (для того времени, наших дней). Память о герое текста.

Ñ2) Определите, какие структурно-смысловые компоненты присутствуют в прочитанном вами тексте о выдающемся русском полководце XVIII в., А.В. Суворове, в какой последовательности и как, кратко или подробно, они раскрываются в тексте. Это поможет вам составить реферат.

3) Проанализируйте составленный вами реферат с точки зрения требований, предъявляемых к данному жанру.

4) Выскажите ваше мнение: почему А.В. Суворов всегда добивался победы: шестьдесят побед в шестидесяти сражениях и ни одного поражения?

5) Обсудите вопрос: нужен ли военному специалисту широкий кругозор? Аргументируйте ваше мнение.

II. Военные реформы в России: исторический опыт.

Особое внимание правительство Петра I придавало реформированию национального офицерского корпуса. Он комплектовался преимущественно из дворян. Постепенно в армии и на флоте иностранные специалисты (немцы, голландцы, англичане) заменялись отечественными. Военная служба вновь, как при Иване IV, начиналась с 15 лет. Для обучения офицеров в 1698-1699 гг. была основана бомбардирская, а позднее навигацкая, артиллерийская, инженерная и другие школы. К 1725 г. они дали 3 тыс. офицеров. Для пехоты и кавалерии путь в офицеры был через гвардейские и армейские полки. Преображенский, Семеновский, Конногвардейский полки стали военно-практической школой подготовки офицерских кадров. Пётр I запрещал производить в офицеры лиц, которые не получили соответствующей подготовки в военной школе. Он решительно наказывал тех, «кто производит сродников своих друзей в офицеры из молодых, которые с фундамента солдатского дела не знают, ибо не служили в нижних чинах».

Вводилась единая система воинских званий западноевропейского типа и твёрдые основы прохождения службы, закреплённые в Табели[16] о рангах 1722 г. Служебная лестница включала 14 классов от фельдмаршала и генерал-адмирала до прапорщика. В основу службы и чинопроизводства Табель положила не родовитость, а личные способности, образование, опыт и грамотность, храбрость. Кроме того, обеспечивалась возможность производства в офицеры выходцев из низших сословий. Все, кто получал низший военный чин на службе, становились потомственными дворянами.

Одновременно с вопросом комплектования войск разрешался вопрос об их организации и устройстве. Устанавливались новая организационная структура войск и единые штаты. Вооружённые силы состояли из полевой армии, гарнизонных войск, ландмилиции и иррегулярных частей.

Организация войск полностью оформилась к 1716 г. и нашла своё отражение в Уставе воинском. Принципы организации полевой армии были изложены в нём следующим образом: «Нужно иметь армию свою, смотря неприятельской силы и оного намерения, дабы его во всех делах упреждать и всячески искать неприятеля опровергнуть».

Сформировалось три рода войск: пехота, кавалерия и артиллерия. Основой регулярной армии являлась пехота. В 1725 г. (год смерти Петра) из 112 тыс. человек в полевой армии пехоты было 70 тыс. человек, кавалерии – 38 тыс., в артиллерии и инженерных войсках – 4 тыс. человек. <…>

Военные реформы Петра I затронули устройство и вооружение крепостных сооружений. Это относилось прежде всего к северо-западным границам, где за довольно короткий срок были возведены мощные укрепления и усилены старые крепости. Шло интенсивное сооружение крепостей в Сибири.

Военные реформы Петра I замечательны ещё и тем, что в России появился военно-морской флот. Начало ему было положено на Белом и Азовском морях. К концу Северной войны азовский флот имел 72 парусных и 185 гребных судов. С утверждением на Балтике приступили и к строительству Балтийского флота. К концу Северной войны русский Балтийский флот был самым сильным в регионе. Он насчитывал 37 линейных кораблей, 16 фрегатов и много других судов. Не имея времени, чтобы быстро создать флот из линейных кораблей, Пётр I сделал упор на гребной флот (галеры). Это определило и тактику: при отсутствии возможности разбить противника в отрытом морском сражении, галерные флотилии врывались в гавани и уничтожали или брали в плен вражеские корабли, лишённые маневра.

Личный состав, как и в армии, комплектовался в ходе рекрутских наборов. Младший командный состав готовили адмиралтейские школы, старший – сначала в школе математических и навигационных наук, затем – в Морской академии.

Военная реформа, проводимая Петром I, вызвала изменения и в управлении войсками, что выразилось главным образом в централизации военного дела. Управление войсками осуществлялось Военной коллегией, а полевой армией руководил Генеральный полевой штаб как совещательный орган при главнокомандующем.

Реформы вводили единую систему обучения и воспитания войск. Преобразования начались с воинских уставов, развитие которых шло вместе с боевой практикой войск. Был принят первый устав «Воинские артикулы», который в 1700 г. дополняется положениями, впервые устанавливавшими внутренний распорядок армейской жизни, обязанности нижних чинов и офицеров и взаимоотношения между ними. Для регулярной конницы составляется кавалерийский устав.

Боевой опыт русских войск в Северной войне нашёл воплощение в двух важнейших уставах – Воинском и Морском. Устав русской армии отличался от воинских уставов, действовавших в то время в европейских армиях, прежде всего тем, что наряду с жёсткостью уставных требований в нём обращено внимание на необходимость проявлять разумную инициативу, действовать, исходя из конкретной обстановки.

В то же время вводится военная присяга, созданная Петром I. Служба в армии рассматривалась в ней как служение государству, утверждалось, что «воинское дело первое из мирских дел, яко важнейшее для обороны своего Отечества». Военная присяга просуществовала до конца XVIII в.

В последующем Вооружённые Силы России развивались и совершенствовались под мощным воздействием петровских реформ. Вплоть до военных реформ 60-70-х годов XIX века укреплялись основные принципы и традиции военного строительства русской армии, заложенные Петром Великим.

[По материалам статьи генерал-майора В. Золотарёва, доктора исторических наук, профессора, академика РАЕН (Красная звезда. – 1997. –30 мая).]

1) Дайте свой вариант названия. Аргументируйте ваш выбор.

Ñ2) Сформулируйте уроки петровских реформ.

3) Составьте аннотацию и реферат текста.

III. Архаичное и современное в языке Пушкина

А.С. Пушкин по праву считается основоположником современного русского литературного языка. Это утверждение основывается на том, что, несмотря на очень большую временную дистанцию между пушкинской эпохой и сегодняшним днём, наша литературная речь не претерпела существенных изменений в своих стилистических чертах. Авторитетный исследователь истории литературного языка А.И. Горшков по этому поводу отмечает, что «язык Пушкина послужил источником последующего развития не только языка художественной литературы, но и всего литературного языка …». Другой известный лингвист, исследовавший вопросы культуры речи, Б.Н. Головин высказал положение о том, что «речь Пушкина стала образцовой и благодаря литературному и общественному авторитету поэта была признана нормой, примером для подражания».

Вместе с тем существует мнение, что язык Пушкина архаичен по отношению к нашему времени, так как за столько десятилетий в русском литературном языке появилась масса новых слов и значений, а многие из употреблявшихся поэтом и его современниками лексических единиц устарели, непонятны современному читателю.

Известный специалист в области русистики М.В. Панов пишет: «Когда мы читаем произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и их современников, мы воспринимаем их язык как свой, родной. Переводчики нам не нужны. Речевое общение сохраняет свою непосредственность, это прямое общение. Поэтому вполне реален, имеет объективное существование современный русский язык от эпохи Пушкина до наших дней»[17].

Тем не менее, анализируя пушкинские тексты, учёный признаёт тот факт, что за прошедшее время язык претерпел изменения: изменились некоторые произносительные и грамматические нормы, изменился словарный состав, у слов появились новые значения и были утрачены старые. И поэтому, по мнению М.В. Панова, вполне оправдано понимание слов «современный русский язык» как язык середины и второй половины XX века.

Так стал ли архаичным язык Пушкина? Чтобы ответить на данный вопрос, необходимо, в частности, рассмотреть словарный состав пушкинского языка с точки зрения его отношения к активному и пассивному словарю современного русского языка.

Анализ лексики, зафиксированной в 4-х томном словаре языка писателя[18], показал следующее. Общее число устаревших лексических единиц составляет в нём чуть более тысячи единиц. Среди них преобладают архаизмы, то есть слова, заменённые сейчас синонимами; в меньшей мере присутствуют историзмы, то есть слова, которые означают реалии, ушедшие в прошлое. Доля первых в пушкинском лексиконе составляет 5,6 %, вторых – 1 %.

В ряду архаизмов[19] встречаются собственно лексические (басурман, благоденствие, благоусмотрение, гробокопатель, единоземец и др.), словообразовательные (благодарственный, воитель, вседневный, гражданственный, другиня и др.), фонетические (зерцало, змий и др.), грамматические (занавеса, метода и др.), семантические (выходец – «переселенец из другого края», гастроном – «гурман», изощрённый – «заостренный, отточенный», муж – «мужчина» и др.). Отметим, что последние не устарели в формальном плане, архаизировались лишь их прежние значения.

Среди историзмов присутствуют такие слова, как брегет («часы особой конструкции»), ванька («извозчик из крестьян»), капот («вид женской одежды»), камердинер («слуга»), камергер («придворное звание и его носитель»), картель («письменный вызов на дуэль»), ливрея («парадная одежда для слуг») и др. Поскольку процесс архаизации отдельных явлений действительности происходит постоянно, данной группой лексики при учёте баланса «старого» и «нового» в языке Пушкина в какой-то степени можно пренебречь, тем более что некоторые из указанных слов хорошо известны образованному читателю, встречаются в современной исторической литературе.

Многие из употреблённых писателем слов, в частности алкать, вежды, велеречие, ворог, выя, дщерь, зело, зрак и др., ушли в пассивный состав языка уже в его время, но продолжали использоваться как экспрессивно-стилистическое средство. Например:

Перстами лёгкими как сон

Моих зениц коснулся он.

Отверзлись вещие зеницы <…>

… И Бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей. (А.С. Пушкин. Пророк)

Помимо этого, писатель привлекал устаревшие элементы для исторической стилизации, литературной пародии, шутки и т. д. – вполне осознавая их архаичность. Например: [Варлаам] «Плохо, сыне, плохо! ныне христиане стали скупы; деньгу любят, деньгу прячут. Мало Богу дают. Прииде грех велий на языцыземнии. Все пустилися в торги, в мытарства; думают о мирском богатстве, не о спасении души» («Борис Годунов»); «Издревле Горюхино славилось своим плодородием и благорастворенным климатом» («История села Горюхина»). «… Какой-нибудь пиит армейский / Тут подмахнул стишок злодейский» («Евгений Онегин», гл. 4, строфа 29). Это тоже говорит в пользу незначительной разницы между пушкинским языком и современной речью.

Таким образом, можно констатировать, что около 95 % слов, использованных Пушкиным, не потеряли своей актуальности до сих пор и, следовательно, наше представление о пушкинском языке как современном вполне закономерно. Это не означает, что читатель XXI в. должен понимать все слова, употреблённые писателем, – речь идёт лишь о том, что большинство из них сохранили свою значимость и в наше время. Писатель верно уловил главные тенденции литературной речи, своим авторитетом закрепил языковые начинания предшественников и современников.

[Васильев Н.Л. Архаичное и современное в языке Пушкина / / Русская словесность. – 1999. – № 2. – С. 51-52.]

1) Значения незнакомых слов определите по словарям. Скажите, какими лингвистическими словарями вы воспользуетесь?

2) Сформулируйте тему и основную мысль текста.

3) Ответьте на вопросы по содержанию текста.

ü Почему А.С. Пушкин считается основоположником современного русского литературного языка?

ü Какие аргументы приводит автор статьи в пользу утверждения о том, что Пушкин – основоположник современного русского литературного языка?

ü На ваш взгляд, убедительны ли приводимые Н.Л. Васильевым, автором данной статьи, аргументы? Аргументируйте ваш ответ.

ü Чем обосновывается мнение об архаичности языка Пушкина?

ü С какой целью Н.Л. Васильев приводит слова известного лингвиста М.В. Панова?

ü Как автор статьи отвечает на поставленный им же вопрос: стал ли архаичным язык поэта?

ü Выясните, что значит лексические, словообразовательные, грамматические, семантические архаизмы?

ü Определите по словарям значения архаизмов и историзмов, приводимых автором в статье в качестве примеров.

ü С какой целью использует А.С. Пушкин архаизмы и историзмы в своих произведениях?

ü К какому выводу приходит автор статьи на основе анализа лексики произведений писателя?

ü По вашему мнению, убедителен ли приведённый в статье анализ, на основе которого делается определённый вывод?

ü Вы согласны с автором статьи в том, что «представление о пушкинском языке как современном вполне закономерно»? Аргументируйте ваше мнение.

4) Проанализируйте структуру и содержание текста.

· Скажите, какие компоненты структуры можно выделить в данном тексте?

· Как соотносится название с темой и основной мыслью текста? Выявите ключевые слова, словосочетания, предложения, в которых реализуется название текста.

· Есть ли в тексте введение и заключение? Если да, то какие его фрагменты можно считать введением и заключением? О чём говорится во введении и заключении?

· Проанализируйте содержание основной части. Каково её обобщённое содержание?

Ñ5) Составьте сложный план статьи.

6) Составьте структурно-логическую схему текста.

7) Проанализируйте связующий план текста. Определите функционально-семантический тип текста. Аргументируйте ваше мнение.

Ñ8) Составьте реферат-конспект статьи. Проанализируйте его с точки зрения требований, предъявляемых к данному жанру.

Ñ9) Составьте реферат-резюме и аннотацию текста. Сравните тексты реферата и аннотации. Выявите общее и различия. Докажите, что это тексты.

Задание 59

Составьте монографические рефераты текстов а) данного учебного пособия, б) по вашей специальности.

Проанализируйте их с точки зрения требований, предъявляемых к данному жанру.

Задание 60

1) Ответьте на вопросы.

ü Что такое монографический реферат?

ü Каковы сущность и назначение реферата?

ü Каковы его структура и содержание?

ü Какие языковые средства используются при составлении текста реферата?

ü Какие требования предъявляются к тексту монографического реферата?

ü Какие типы монографических рефератов выделяются?

2) Объясните, в чём заключается общее и различие между монографическим рефератом и аннотацией.

3) Прокомментируйте схему:

Исходный текст (источник)          
Реферат-конспект        
Реферат-резюме      
Аннотация    
План  
Название
 
   
     
       
         

4) Расскажите, какие трудности вы испытываете при составлении монографических рефератов. Посоветуйте, как их можно избежать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: