ПОЛОЖЕНИЕ
О портфолио студента
БПОУ ВО
«Вологодский областной медицинский колледж»
Принято на Совете учреждения
протокол № ___ от __________
Общие положения
1.1. Настоящее Положение регулирует требования к портфолио студентов БПОУ ВО «Вологодский областной медицинский колледж».
1.2. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, позволяет учесть и оценить результаты, достигнутые студентами в разнообразных видах деятельности – учебной, воспитательной, творческой, самообразовательной.
1.3. Технология Портфолио – это форма и творческий процесс организации (сбора, анализа и оценивания) результатов разнообразных видов деятельности студента.
1.4. В процессе работы над портфолио у студента формируются:
- общенаучные умения (систематизация, обобщение, сравнение, классификация и др.);
- проектировочные умения (выбор и формулирование целей, определение последовательности и результатов деятельности, планирование, набор способов деятельности и др.);
- организационные умения (деловые записи, подбор необходимых данных, использование различных способов работы с информацией и ее источниками и т.п.);
- рефлексивные умения (анализ и рефлексия собственной деятельности).
1.5. Портфолио – папка, или комплект документов, представляющий совокупность свидетельств индивидуальных образовательных и творческих достижений студента, а также включающий самооценку образовательной деятельности студента на основе этих достижений.
1.6. Студент собирает и обновляет портфолио в течение всего срока обучения, что позволяет ему не только проследить все этапы своего академического и личностного роста, профессионального становления, но и оценить, насколько эффективным был выбор деятельности, какие новые образовательные решения за ним последовали, как полученная информация применяется на практике, стала ли она импульсом к дальнейшему развитию.
1.7. Портфолио позволяет студенту профессионально подойти к оценке собственных достижений, выстроить личностно-творческую траекторию успешности. Портфолио в дальнейшем может служить основой для составления резюме выпускника при трудоустройстве, при продолжении образования и др.
Цель и задачи Портфолио
2.1. Основная цель формирования портфолио - представить значимые образовательные и иные достижения студента, отследить его индивидуальный прогресс в широком образовательном контексте, продемонстрировать освоение общих и профессиональных компетенций.
2.2. Задачи портфолио:
- поддержка и формирование образовательных мотивов студента;
- формирование умения учиться: ставить цели, планировать, организовывать и быть ответственным за собственную образовательную деятельность;
- расширение возможности самообучения, самоорганизации, самооценки, саморазвития;
- формирование индивидуальной траектории развития студента;
- развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности.
2.3. Функции портфолио:
- диагностическая (фиксирует изменения и рост знаний и умений студента за определенный период времени);
- целеполагающая (поддерживает учебные цели студента);
- содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых студентом работ);
- развивающая (демонстрирует развитие ОК и ПК в процессе обучения за каждый учебный год);
- мотивационная (поощряет результаты деятельности студента).
Структура и оформление Портфолио
3.1. Все документы портфолио вкладываются в папку с файлами в определенном порядке.
3.2. Титульный лист. (Приложение 1)
- Оглавление, раскрывающее содержание портфолио;
- Персональный блок (раздел, раскрывающий личность владельца портфолио, здесь размещаются общие сведения об обучающемся, фотографии, автобиография, резюме, эссе «Моя профессия», «Мои планы на будущее» (Приложение 2), информация об увлечениях, интересах);
- Блок индивидуальных достижений, состоящий из нескольких разделов (Приложение 3);
- Комплект документов подтверждающих индивидуальные достижения.
3.3. Все разделы портфолио заполняются подробно, формируя максимально полную информационную базу достижений.
3.4. Индивидуальные достижения разделены на следующие виды студенческой деятельности:
- «Достижения в освоении основной образовательной программы»;
- «Достижения в освоении дополнительной образовательной программы»;
- «Достижения в исследовательской и творческой деятельности».
3.5. В разделе «Достижения в освоении основной образовательной программы» размещаются все успехи в освоении основной образовательной программы.
3.6. В разделе «Достижения в освоении дополнительной образовательной программы» размещаются все успехи в освоении дополнительной образовательной программы.
3.7. В раздел «Достижения в исследовательской и творческой деятельности» необходимо включать все результаты участия в исследовательской деятельности (конференциях, семинарах, конкурсах, олимпиадах).
3.8. В раздел «Достижения в общественной деятельности» включаются свидетельства о результатах творческой деятельности (самодеятельность, фестивали, конкурсы и др.), результатах участия в различных формах студенческого самоуправления (студенческие советы, общества), результатах спортивных и др. достижений. При этом отмечается степень своего участия в мероприятии (участник, призер, победитель).
3.9. В конце каждого раздела должна быть представлена самооценка достижений (Приложение 4).
3.10. К подтверждающим документам относятся:
- итоговые документы учебных занятий (копии отчётов о прохождении производственной практики, копии характеристик непосредственных руководителей производственной практики, копии рецензии на курсовую работу, индивидуальные ведомости освоения компетенций по профессиональным модулям и др.);
- отзывы, благодарности от руководителей практик, руководства организаций, где студент проходил производственную практику;
- тезисы докладов на конференциях, семинарах и т.д.;
- сертификаты, грамоты, дипломы, подтверждающие участие в конференциях, олимпиадах, конкурсах и т.п.
- ксерокопии статей или печатные издания со статьями студента;
- грамоты, дипломы и другие виды наград за призовые места в культурных или спортивных мероприятиях.
4. Ответственность сторон
4.1. Обязанности студента
При формировании портфолио должны соблюдаться следующие требования:
- систематичность и регулярность ведения;
- достоверность предъявляемых сведений;
- аккуратность и эстетичность оформления;
- разборчивость при ведении записей;
- на последнем курсе обучения в соответствии с графиком учебного процесса портфолио представляется на защиту.
4.2. Обязанности классного руководителя (куратора) группы:
- На тематическом классном часе знакомит студентов с технологией формирования портфолио. Направляет всю работу студента по формированию портфолио, консультирует, помогает, дает советы, объясняет правила ведения и заполнения портфолио.
- Выполняет роль посредника между всеми участниками работы над формированием портфолио: студентом, преподавателями, зав. отделением, - обеспечивает их постоянное сотрудничество и взаимодействие.
- Осуществляет контроль за заполнением соответствующих разделов портфолио.
- Совместно со студентом отслеживает и оценивает динамику его индивидуального развития и профессионального роста, поддерживает его образовательную, профессиональную, творческую активность и самостоятельность.
- В конце учебного года осуществляет проверку оформления портфолио.
4.3. Обязанности заведующего отделением:
Готовит итоговые документы для поощрения студентов за участие в учебной и внеучебной работе в рамках отделения: проекты приказов, грамоты, сертификаты, отзывы, благодарности и т.д.
Помогает сделать копии приказов, распоряжения и т.д. администрации колледжа и других органов.
Учитывает наличие портфолио при допуске к квалификационным экзаменам и государственной (итоговой) аттестации.
4.4. Обязанности администрации:
Заместители директора по учебной, научно-методической, воспитательной работе осуществляют общий контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии формирования портфолио студента.