double arrow

Контроль за деятельностью таможенных органов

Соблюдение требований законодательства РФ при применении мер воздействия за нарушения таможенных правил обеспечивается систематическим контролем со стороны вышестоящих таможенных органов РФ и их должностных лиц, прокурорским надзором и судебным контролем.

Это означает, что для привлечения к ответственности за совершение нарушения таможенных правил и наложения взыскания должны быть законные основания; при производстве по делу и его рассмотрении должностные лица должны руководствоваться только законом; соблюдение законности в их деятельности находится под контролем.

Приказом ЦТУ от 19.02.2002 № 90 утверждена Инструкция о порядке рассмотрения в Центральном таможенном управлении жалоб на решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц в соответствии с требованиями Конституции РФ; ТК РФ; ГПК РФ; АПК РФ; Закона Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27.04.93 № 4866-1 (в ред. от 14.12.95); Федерального закона "О Прокуратуре Российской Федерации" от 17.11.95 № 168-ФЗ, а также с учетом положений иных законодательных, нормативных и правовых актов по вопросам работы с жалобами граждан и организаций.

В целях повышения эффективности ведомственного контроля за соблюдением законности в деятельности таможенных органов и их сотрудников, совершенствования процесса рассмотрения жалоб граждан, предприятий и организаций письмом ФТСРФ от 31.08.2001 № 01-06/35276 направлены для использования в работе Методические рекомендации по организации работы с жалобами на решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц.

Так, любое лицо имеет право обжаловать решения (в том числе нормативные акты), действия или бездействие таможенных органов РФ и их должностных лиц, если считает ущемленными свои права и законные интересы.

При этом считается, что решение, действие или бездействие таможенного органа или его должностного лица затрагивает лицо:

непосредственно, если его права и законные интересы закреплены действующим законодательством;

индивидуально, если решение вынесено, а действие совершено в отношении этого лица.

Жалоба подается в вышестоящий таможенный орган либо вышестоящему должностному лицу в письменной форме и подписывается заявителем.

В ФТСРФ подготовка проектов решений по жалобам входит в компетенцию Управления контроля соблюдения законодательства в таможенном деле. В других таможенных органах РФ проекты решений подготавливаются при обязательном участии соответствующих структурных подразделений правовых служб таможенных органов. При отсутствии в правовой службе таможенного органа специализированного подразделения по работе с обращениями (жалобами) проекты решений по жалобам подготавливаются с участием юридического подразделения (отдела, отделения, юрисконсульта).

Жалоба заявителя должна быть рассмотрена в течение месячного срока (ст. 409 ТК РФ). Срок рассмотрения может быть продлен не более чем на 2 месяца и исчисляется со дня регистрации жалобы в таможенном органе. Если истечение срока рассмотрения жалобы приходится на выходной или праздничный день, то днем истечения срока считается первый следующий за ним рабочий день.

Соблюдение законности в деятельности таможенных органов входит в сферу прокурорского надзора.

Приоритеты деятельности прокуратуры направлены прежде всего на защиту прав и свобод человека и гражданина. Прокурорский надзор состоит в наблюдении за законностью деятельности должностных лиц органов власти и управления, затрагивающих права и законные интересы граждан; в принятии мер к устранению нарушений закона, восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к ответственности.

Протест прокурора на решения, действия или бездействие ЦТУ, подчиненных ему таможенных органов, а также должностных лиц ЦТУ и должностных лиц подчиненных ЦТУ таможенных органов подлежат рассмотрению в соответствии со ст. 418 ТК РФ таможенным органом, в который он поступил, или его должностным лицом в 10-дневный срок со дня поступления этого протеста в таможенный орган.

Необходимые действия или мероприятия по протесту прокурора осуществляются в соответствии с резолюцией руководителя таможенного органа (должностного лица), рассматривающего протест.

О результатах рассмотрения протеста сообщается прокурору в письменной форме. В подготовке ответа на протест прокурора принимают участие сотрудники правовой службы ЦТУ или сотрудники правовых подразделений таможен соответственно.

Сведения о результатах рассмотрения протестов прокурора для обобщения, анализа и отчетности должны поступать в правовую службу ЦТУ или соответствующие правовые подразделения таможен.

Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд.

Судебная защита прав и свобод является конституционным принципом (ст. 46 Конституции РФ).

Судебная власть реализуется не только осуществлением правосудия, но и контролем за соблюдением законов в деятельности органов предварительного расследования.

Судебный контроль осуществляется за органами дознания при проведении ими оперативно-розыскных мероприятий,

В основу судебного контроля за деятельностью органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, положены принципы, сформулированные в статьях 23 и 25 Конституции РФ: каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом. Отступление от этих конституционных требований возможно только на основании судебного решения.

Конституционная норма о судебной защите прав граждан реализуется в Законе Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". В соответствии с этим законом каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями или решениями государственных органов, в том числе и таможенных, нарушаются его права и свободы.

В суд могут быть обжалованы как коллегиальные действия (решения таможенных органов), так и единоличные (решения должностного лица таможни), в результате которых:

• нарушены права и свободы гражданина;

• созданы препятствия осуществления его прав и свобод;

• незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой либо ответственности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: