Технология создания и редактирования текста

Алфавитные технологии именования и использования имен информационных объектов

Первыми, важнейшими (и кратчайшими) видами текстов являются имена. Необходимость именования объектов, знания имен людей – один из мотивов изучения языка. Этот мотив активно используется в курсе.

Метапредметные результаты: формирование представления о соответствии объекта и его имени, формирование навыка выбора имен для информационных объектов, позволяющих впоследствии легко осуществлять их поиск и классификацию.

Предметные результаты: формирование умения давать адекватные имена для своих произведений.

Предметные результаты в области ИКТ: приобретение навыка именования информационных объектов, в том числе компьютерных файлов и папок.

Мотивация и ценность для ребенка: создание учащимся собственного информационного поля, отвечающего его представлениям об организации информации.

Инструмент: файловая система компьютера (требует от пользователя владения навыком выбора имен для информационных объектов, что создает естественную среду и мотивацию для первоначальной работы со словом, а также возможность для организации информационных объектов).

Основная деятельность: именование объектов. Описывая предалфавитные технологии, мы говорили о звуковых и пиктографических именах. На данном этапе учащийся переходит к более удобным во многих отношениях письменным именам, сначала выбирая их из списка на компьютере, а затем стараясь придумать наиболее эффективные для поиска имена. Параллельно происходит обучение древесному принципу организации информации (в основном тематическому).

Модели деятельности: объекты для именования возникают в соответствии с планированием развития речи в курсе русского языка. Введение текстовых имен осуществляется, как только это оказывается возможным. Именование объектов – деятельность индивидуальная, осуществляемая каждым учащимся в своем информационном поле. Первое время помощь в выборе имени (звукового, пиктографического, письменного) может оказывать учитель. В ходе работы учитель постоянно обращает внимание учащегося на организацию им своих информационных объектов, возникающих на разных занятиях. Рациональная организация информационного пространства учащегося так же важна для успешной образовательной деятельности, как порядок на парте или домашнем письменном столе.


Технология создания и редактирования текста

Метапредметные результаты: знакомство с основными инструментами создания и редактирования текстов с использованием средств орфографического контроля, а также основными правилами оформления текста.

Предметные результаты: применение приобретенных навыков для решения познавательных, практических и коммуникационных задач.

Предметные результаты в области ИКТ: приобретение навыков работы в доступной компьютеной программе, позволяющей создавать и редактировать тексты.

Мотивация и ценность для ребенка: возможность быстро создавать и тиражировать собственные тексты; любой текст, созданный на компьютере будет читаем с точки зрения каллиграфии и эстетично выглядеть после распечатки, что доставит ребенку удовлетворение и часто – радость.

Инструмент: текстовый редактор, являющийся основным инструментом курса.

Основная деятельность. Использование инструментов создания и редактирования текстов для решения познавательных, практических и коммуникативных задач учебных предметов.

Модели деятельности. Находясь в позиции преподавателя русского языка, учитель начальной школы рассматривает информационные объекты (тексты), созданные в различных предметах. Обсуждение и анализ текстов, как правило, требуют продолжения работы над текстом – редактирования, что легко и естественно делается в текстовом редакторе.

Текстовый редактор в курсе русского языка позволяет учащемуся:

· создавать собственные тексты. Рекомендуется начинать работу с детьми в редакторе с расширенными функциями, в котором тексты могут набираться из миникартинок, изображений, слов, отдельных букв, а также с помощью экранной клавиатуры. Желательно иметь возможность вставлять в тексты звуковые образы и прослушивать набранный текст пословно или целиком. При таких технологических возможностях новый смысл приобретает методика работы над сочинением и изложением. Сочинение не обязательно должно представлять собой только текст. Оно может состоять из сменяющихся иллюстрированных слайдов (листов) или динамического видеоряда, которые сопровождаются письменным текстом или устными пояснениями, звучащими на фоне видеоряда. В ходе дальнейшего обучения дети постепенно переходят к использованию инструментов, более близким по функциям к «взрослым программам» редактирования текстов, презентаций и цифровых изображений;

· редактировать тексты, заимствованные в Интернете в ходе сбора информации на заданную тему: изменять порядок изложения, удалять отдельные или заменять слова или фрагменты текста, добавлять новую информацию;

· выполнять упражнения из курса русского языка в электронном виде и оперативно проводить работу над ошибками.

При такой модели деятельности ребенок приобретает опыт создания собственного текста раньше, чем овладевает техникой быстрого (слепого) ввода его с клавиатуры. Такой подход не только дает возможность раньше начать работу с текстами, но и сделать эту работу средством самовыражения учащегося. По мере освоения различных технологий и увеличения объема и разнообразия содержания текстов, а также выделения части работы с текстом в деятельности, связанной с созданием мультимедийных информационных объектов, учащиеся начинают использовать различные программные средства, а деятельность в текстовом редакторе все больше приближается к аналогичной деятельности.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: