Профессиональная деятельность, культура и личные качества педагога

Общая характеристика педагогической профессии. Профессиональная деятельность, культура и личностные качества педагога. Профессиональное становление. Педагогическое мастерство.

Учитель – это воспитатель, наставник. Сущность педагогической профессии это взаимодействии с людьми, направленная на преобразование, формирование личностных качеств человека. С одной стороны педагог должен обладать знаниями о человеке, его возрастных психологических особенностях, с другой стороны, он должен в полной мере владеть своим предметом. Первоначальной задачей педагога является налаживание контакта с учениками, далее – передача знаний, формирование умений и навыков, соответствующих конкретному предмету. Педагог должен не только руководить и управлять, но так же сотрудничать. То есть конечный результат работы педагога зависит не только от его действий, но и от воздействий на ученика или ученический коллектив других педагогов, родителей, товарищей и множества окружающих факторов. Творческий характер педагогической деятельности является важнейшей ее особенностью. Доля творчества в работе педагога определяет его вклад собственных возможностей, способностей и усилий в свою деятельность. Педагогическое творчество имеет обширную область применения и охватывает такие стороны педагогической деятельности, как планирование, организацию, реализацию и анализ результатов. Чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский был первым, кто стал разрабатывать педагогику как самостоятельную отрасль теоретического знания, он ввел понятия, как «класс», «урок», «каникулы», «обучение». Великим педагогом России был Конст. Дмитр. Ушинский – отец русских учителей. Он особо указывал на важность роли учителя в развитии и формировании нравственной, гуманной личности человека.

Профессиональная деятельность, культура и личные качества педагога.

Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки. Пед.дея-сть – это особый вид социальной (профессиональной) деятельности, которая направлена на реализацию целей образования.. Профес-ная педа-кая деяте-сть имеет системный характер,

проявляющийся в единстве целей, мотивов, действий и результатов.

К педагогу предъявляют ряд специфических требований, заставляющих развивать определенные личностные качества как профессионально значимые и обязательные. В качестве таковых С.А. Козлова, Т.А. Куликова выделяют: 1.педагогическую направленность, как комплекс психологических установок на работу с детьми, профессионально ориентированных мотивов и способностей, профессиональных интересов и личностных качеств, 2.эмпатию, выражающуюся в эмоциональной отзывчивости на переживания ребенка, в чуткости, доброжелательности, заботливости, верности своим обещаниям; 3.педагогический такт, проявляющийся в умении сохранять личное достоинство, не ущемляя самолюбие детей, их родителей, коллег по работе; 4.педагогическую зоркость, предполагающую умения фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику становления личности каждого воспитанника и коллектива в целом; 5.педагогический оптимизм, основанный на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка, в результативность образовательной работы; 6.культуру профессионального общения, предполагающую организацию правильных взаимоотношений в системах «педагог – ребенок», «педагог – родитель», «педагог – коллеги»; 7.педагогическую рефлексию,

как самоанализ проделанной работы, оценку полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью. Помимо перечисленных качеств, в педагогической литературе называются (все положительные качества людей) человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, уважение к людям, интерес к жизни воспитанников, самокритичность, сдержанность, патриотизм, отзывчивость….

Педагогический профессионализм определяется через понятие "педагогическое мастерство",. Результатом профессионального становления любого субъекта деятельности является его профессиональное мастерство. Оно проявляется в профессиональной деятельности и характеризуется, прежде всего, профессиональной целесообразностью, индивидуально-творческим характером.

Педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя и воспитателя. Педагогическое мастерство это результативность работы учителя, проявляющаяся в 100%

успеваемости школьников, их интересе к предмету, то есть педагог - мастер, если

умеет учить всех без исключения детей. Профессионализм педагога проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться.

 

2. Педагогика как наука и практика: цели, задачи, функции, основные понятия (категории) педагогики. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками. (Дитяведение переводится педагогика)

П. -это наука о законах воспитания и образования Ч., она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему. П. в широком смысле – влияние всех внешних воздействий естественной и социальной среды. П. в узком смысле – целенаправленная деятельность воспитателей в системе учебно- воспит. Процесса. П. представляет собой совокупность знаний и умений по обуч. и воспит., эффективных способов передачи накопленного опыта и оптимальной подготовки подрастающего поколения к жизни. П.,как наука изучает сущность, закономерности, тенденции, перспективы образования и средства развития Ч. На пртяжении всей его жизни.

Цель пед.науки — выявить закономерности и найти наиболее оптимальные методы становления человека, его воспитания, обучения и образования.

Задачи П

1. Научное обоснование развития системы образования, содержание об. и воспит. 2. Исследование сущности, структуры, функции пеб.процесса 3. Выявление закономерностей и формулировка принципов процесса об. и воспит. Ч 4. Разработка эффективных форм организ. пед. проц. И методов его осуществления. 5. Разработка содержания и методики самообразов. и самовоспит. людей. 6. Исследование особенностей и содер. Деятельности педагога и путей формиров. их проф. мастерства. 7. Разработка методологических проблем в П, общение, распространение и внедрение пед. опыта. 8. Разработка систем функционирования пед учреж. И повышение их эффективности. 9. Разработка новых методов, средств, форм обуч. и воспит. 10. Прогнозирование дальнейшего развития образов. систем.

Функции П.1. Научно – теоретическая функция, которая реализуется на трёх уровнях:

1.1 Описательном (изучение передового опыта) 1.2 Диагностическом (выявление успешности и эффективности совместной деятельности У и у) 1.3 Прогностическом (экспериментальные исследования пед. проц. И построение более эффектив. моделей

2.Конструктивно теоретическая функция тоже реализуется на трёх уровнях:

2.1 Проектированном (разработка метод. материалов, учеб. планов, учеб. пособий)

2.2 Преобразовательном (внедрение достижений пед. науки в практику)

2.3 Рефлективном и корректировочном (анализ, оценка влияния результатов науч. исследований на практику об. и воспит.)

Основные понятия

1.Воспитание – Передача исторического опыта; специально орг. деятельность педагога; целенаправленное формиров. личности на основе определённых отношений к предметам и явлениям, мировоззрения, поведения; конкретно-историческое явление связанное с социально – эконом, полит, культурным уровнем общества и государства; социальное целенаправленное создание целевой (материальных, духовных)для усвоения общественно – историч.опыта новым поколение с целью подготовки к общественной жизни и произ. Труду.

2.Обучение - специально организ., целенаправ. Процесс передачи опыта поколений, ЗУН во взаимодействие Учитель и ученик; система развития обучающихся путём вооружения их знаниями.

3.Развитие – процесс количественных и качественных изменений человека. Общности. Результатом данного процесса становится развитие Л(коллектива, группы), это рост и становления профессионально-значимых качеств личности.

4.Образование- это процесс и результат освоения определённых знаний; это целенаправленный процесс обуч. и воспит. в интересах личности.; процесс изменения сложившейся системы знаний; процесс и результат усвоения Ч опыта поколений в виде системы ЗУН)

5.социализация - развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.(А.В. Мудрик)

Систему педагогической науки, как и любую другую сложную систему, можно анализировать по различным признакам в зависимости от направленности изучения и желания получить ответы на те или иные вопросы.

Философи я - фундамент П, в частности та ее часть,которая специально занимается проблемами воспитания, получившая название философии воспитания.

Общая П - базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспит. Ч, разрабатывающаяобщие основы У-В процесса в воспитательных учреждениях всех типов.

Дошкольная и школьная педагогика - подсистема возрастной П. Здесь изучают закономерности воспит. Ч, отражающие специфику У-В деятельности внутри определенных возрастных групп.

П. высшей школы занимается педагогическими проблемами взрослых.

Сурдопедагогика занимается вопросами обучения и воспит. глухонемых и глухих.

Тифлопедагоги ка занимается вопросами обучения и воспит. слепых. Олигофренопедагогика - умственно отсталых.

П. развивается в тесной взаимосвязи с другими науками. Философские науки помогают педагогике определить смысл и цели воспитания, правильно учитывать действие общих закономерностей человеческого бытия и мышления. Анатомия и физиология составляют базу для понимания биологической сущности человека – развития высшей нервной деятельности и типологических особенностей нервной системы, первой и второй сигнальных системи т.д. Психология изучает закономерности развития психики человека. Чтобы правильно обучать, воспитывать и развивать человека.. Биология изучает природные особенности человека, дает для педагогики обширный материал о многомерности и многоликости человека. Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания. Связь экономики и педагогики послужила основой для появления такой отрасли знания, как экономика образования, Социология выявляет основные тенденции развития тех или иных групп и слоев населения. Социальная педагогика изучает закономерности социализации и воспитания личности в различных социальных институтах. Образовательная политика Для современной пед. характерна взаимосвязь с различными гуманитарными и естественнонаучными науками. Однако влияние философии, психологии и антропологии остается доминирующим.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: