Педагогика развивалась как часть единой тогда науки - философии и занимала видное место в учениях античных мыслителей: Сократа, Платона, Демокрита, Аристотеля и др

Пед. взгляды Демокрита(Д.) Д. был выдающимся древнегреческим философом-материалистом, создателем атомистической теории, Он считал, что мир материален, состоит из атомов, отличающихся друг от друга по форме, порядку и положению. Д. считал, что становление личности человека зависит от его природы и воспитания, которое было для него то же, что обучение, упражнение. Огромное значение Д. придавал среде, примеру взрослых, словесному воздействию, приучению к труду, без которого дети не могут «обучаться ни письму, ни музыке, ни гимнастике… ни способности стыдиться»..

Пед. идеи Платона(П.) Древнегреческий философ-идеалист, идеолог рабовладельческой аристократии, Платон родился в знатной аристократической семье и получил блестящее для того времени образование.Свою систему взглядов на организацию воспитания он изложил в трактатах «Государство и «Законы».Особое значение как средству воспитания он придавал играм, а также чтению и рассказыванию детям литературных произведений, мифов.

П. считал в то же время, что «все науки надо преподавать детям не насильно, играючи». Большое место в воспитании он отводил песням и танцам.

С 3 до 6 лет всех детей всех жителей города или поселка нужно собирать в особых местах для игр. При этом специально назначенные стражами закона женщины должны следить за порядком и руководить играми. С 6 до 12 лет дети в государственной школе учатся читать, писать, считать, а также петь и играть на музыкальных инструментах. С 12 до 16 лет они посещают палестру, где главное внимание уделяется разностороннему физическому воспитанию. С 16 лет юноши изучают арифметику, геометрию, астрономию, преимущественно с практическими целями (предвоенная подготовка ). С 18 до 20 лет получают специальную военно-физическую подготовку. На этом этапе заканч. образование тех, кто по своим возможностям должен остаться в разряде воинов, ремесленников, земледельцев и купцов. Только лица, у которых разумная часть души, до 30 лет изучают философию, геометрию, арифметику, астрономию, теорию музыки, и готовятся к государственной деятельности. Выделившиеся в этой группе, становятся правителями государства. Дети рабов к образованию не допускаются.

Пед. теория Аристотеля(А.): А. полагал необходимым следовать за природой и сочетать физическое, нравственное и умственное воспитание, а также учитывать возрастные особенности детей. Он разделил время воспитания на три периода: от рождения до 7 лет, с 7 до 14 и с 14 до 21 года, указал на особе-ти кажд. возраста, определил цели, содержание и методы воспитания в каждый период. Это была первая в истории пед. мысли возрастная периодизация.

Большое внимание Аристотель уделял воспитанию в дошкольном возрасте..

До 7 лет дети должны воспитываться в семье, в них преобладает растительная жизнь, поэтому в 1-ю очередь развивать их организм. Главное для маленьких - питание, движение, закаливание, заниматься подходящими их возрасту играми, им полезно слушать рассказы и сказки, детей следует обучать речи. С 5 лет родители должны готовить их к школе. В 7 лет мальчики переходят в государственные школы (женщинам не нужно давать такого образования, как мужчинам). А. подчеркивал, что школы должны быть государственные.В школах дети попадают к учителям гимнастики, которые заботятся об их физическом воспитании. Кроме того обучаются чтению, письму, счету, рисованию и музыке. юноши изучают литературу, историю, философию, математику, астрономию. Взгляды А. оказ.большое влияние на античную пед. и последующее развитие пед. науки.

5.Педагогическая теория Я.А. Коменского. Великая дидактика. Организация образовательного процесса. Ян Амос Коменский (1592—1670)

Педагогическое учение Коменского. «Великая дидактика» (1632), — первое научное обоснование педагогической теории в котором разработал основные вопросы теории и организации учебной работы, а в книге "Материнская школа" (1633). изложил свои взгляды на нравственное и семейное воспитание детей. Дидактика - наука об обучении и образовании, включающая цели, содержание, методы, средства, результаты обучения, которые достигнуты в процессе получения образования.

Вопросы воспитания и обучения К., рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. По мнению К., имеются три ступени, три задачи воспитания: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание) и стремление к богу (религиозное воспитание).

Основные положения пед. теории К., изложенные в «В. Д.», сводятся к следующему.

1.Человека необходимо формировать, т.е. обучать и воспитывать. образование необходимо всем людям без исключения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: