Логика научного педагогического исследования. Категориальный аппарат и методы научного исследования, их характеристика

При проведении исследовательской деятельности в пед. следует строго придерживаться морально-этических правил по отношению к объектам экспериментов, очень важно не нанести ущерб здоровью и развитию учеников, что достигается тщательной продуманностью в планировании, проведении и организации пед. исследования.

Педагогическое научное исследование – это процесс формирования новых педагогических знаний, вид познавательной деятельности, направленный на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития. Различают три уровня педагогических исследований: 1) эмпирический – устанавливаются новые факты в педагогической науке; 2) теоретический – выдвигает и формулирует основные, общие педагогические закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты и предсказать их будущее развитие; 3) методологический – на базе эмпирических и теоретических исследований формулируются общие принципы и методы исследования педагогических явлений, построения теории.

Эффективность научного поиска во многом обусловливается последовательностью шагов, т. е. логикой исследования, которое должно привести к истинным результатам. Организация и проведение исследования зависит от его содержания, но структура, как правило, основывается на логике действий. Это может выглядеть следующим образом:

1. Общее ознакомление с проблемой исследования, обоснование ее актуальности, уровня разработанности. 2. Формулирование темы исследования. 3. Формирование методологического аппарата: выбор объекта и предмета, формулирование общей цели исследования и соотнесенных с ней задач. 4. Выбор методов исследования. 5. Построение гипотезы исследования. 6 Проведение констатирующего эксперимента (диагностики) в целях установления исходного состояния предмета исследования. 7 Организация и проведение преобразующего (формирующего) эксперимента с целью коррекции, развития, совершенствования объекта. 8 Анализ, интерпретация и оформление результатов исследования. 9 Апробация исследования и выработка практических рекомендаций. Ясно, что логика каждого исследования специфична, своеобразна. Специфика психолого-педагогического исследования определяется тем, что предметом исследования становится сложная система взаимоотношений человека с окружающей средой. Категориальный аппарат и методы научного исследования, их характеристика.

Актуальность – это важность, значительность чего-либо в настоящее время, современность, злободневность. (Почему эту проблему нужно изучать именно сегодня?)

Проблема – это теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. Что надо изучить из того, что ранее не было изучено? Тема – это лаконичная формулировка проблемы исследования.

Объект исл. наз. явления или процессы, выбранные для исследования. (Что рассматривается?)

Предмет исл.- являются аспекты или условия (внешние или внутренние факторы), в которых рассматривается объект.

Цель исл. называют научный результат, который предполагается получить в результате исследования. (Какой результат предполагается получить?) Задачи – это промежуточные цели, выполнение которых приведет к достижению общей.

Гипотеза – это научно предположение о том, какими путями, методами и средствами можно достичь главной цели. Гипотеза требует специального доказательства для своего окончательного утверждения или опровержения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: