Анализ показателей использования автомобильного парка предприятия

Для планирования, учета и анализа работы подвижного состава грузового автомобильного транспорта установлена система показателей, позволяющая оценить степень использования подвижного состава и результаты его работы.

Показателями, характеризующими степень использования подвижного состава, являются:

· коэффициент готовности подвижного состава;

· коэффициент выпуска подвижного состава на линию;

· коэффициент использования грузоподъемности;

· коэффициент использования пробега;

· средняя длина ездки;

· среднее расстояние перевозки груза;

· время простоя подвижного состава под погрузкой-разгрузкой;

· время в наряде;

· техническая скорость движения, эксплуатационная ско­рость.

Показателями, характеризующими результаты работы подвижного состава, являются:

· число ездок;

· пробег с грузом;

· общий пробег;

· производительность подвижного состава;

· выработка в тонно-километрах;

· объем перевозок в тоннах;

· грузооборот в тонно-километрах.

Для характеристики важнейших понятий, связанных с эксплуатацией автомобилей, используют следующие термины.

Объем перевозок - это количество перевезенного или планируемого для перевозки груза автомобилем или парком автомобилей за некоторый промежуток времени (месяц, квартал, год и т. д.). Обычно объем перевозок выражают в тоннах.

Грузооборот - это выражение совершенной транспортной работы, определяемой произведением количества перевезенного груза (в тоннах) на расстояние перевозки (в километрах).

Техническая скорость - это средняя скорость движения под­вижного состава за определенный период времени движения:

Техническая скорость зависит от динамических качеств под­вижного состава и его технического состояния, степени исполь­зования грузоподъемности подвижного состава, дорожных усло­вий и т. д.

Эксплуатационная скорость - это условная скорость движения подвижного состава за время его нахождения на линии.

Эксплуатационная скорость всегда меньше технической скорости, так как она учитывает время под погрузкой и разгрузкой, по технической неисправности и зависит от технической скорости способа выполнения погрузки-разгрузки, расстояния перевозки груза.

Эффективность работы подвижного состава автомобильною транспорта определяется степенью его технической готовности к выполнению транспортной работы при наименьших затратах на эксплуатацию и может быть оценена рядом показателей.

Списочным (инвентарным) парком называется подвижной состав, числящийся по инвентарным книгам

(1)

где А Т - парк, готовый к эксплуатации, шт.; А р - парк, требующий ремонта или находящийся в ремонте и ТО, шт.

В свою очередь:

(2)

где - парк, находящийся и эксплуатации, шт.; - парк, находящийся и простое в готовом эксплуатации состоянии, шт.

Таким образом

(3)

Коэффициент использования автомобилей

(4)

где - коэффициент выпуска автомобилей на линию; коэффициент готовности парка.

Коэффициент использования автомобиля показывает успеш­ность использования автомобилей, подготовленных производ­ственно-технической службой для работы на линии.

На практике коэффициент использования измеряется в пределах от 0,5 до 0,9 при среднем значении = 0,75. Такой разрыв между готовыми к работе автомобилями и выпускаемыми на линию происходит по следующим причинам: отсутствие водителей; необеспеченность работой; отсутствие топлива.

Коэффициент готовности парка

(5)

где - автомобиле-дни готовою к эксплуатации подвижного состава; - списочные автомобиле-дни предприятия; - автомобиле-дни на ТО и ТР.

Коэффициент готовности парка по данным анализа работы предприятий в среднем для грузовых автомобилей составляет от 0,545 до 0,945.

Коэффициент выпуска подвижного состава характеризует степень выпуска подвижного состава на линию и определяется:

(6)

где - автомобиле-дни эксплуатации.

Эти коэффициенты зависят от технического состояния подвиж­ное состава, условий эксплуатации, качества и метода выполне­ния ремонта, продолжительности простоя на техническом обслуживании и ремонте.

Коэффициент использования грузоподъемности определяется

(7)

где - средняя загруженность машины фактическая, т; q - средняя грузоподъемность подвижного состава, т.

(8)

где Р - количество фактически выполненной транспортной работы, ткм; L г– пробег с грузом км.

Коэффициент использования грузоподъемности показывает степень загруженности автомобиля при движении с грузом по от­ношению к его номинальной грузоподъемности. В связи с широ­ким применением прицепного подвижного состава на предприя­тии этот коэффициент обычно более единицы, так как изменение грузоподъемности поезда в 2-3 раза больше номинальной грузо­подъемности единичного автомобиля. В этом случае в среднем по отрасли автомобильного транспорта коэффициент у составляет от 0,85 до 1,55.

Пробегом подвижного состава называется расстояние, проходимое автомобилем за определенный период времени. Общий пробег, совершаемый автомобилем, подразделяется на производствен­ный и непроизводственный. Производственный пробег грузовых автомобилей называется груженым пробегом.

Непроизводственный пробег - пробег без груза (нулевой или порожний). Нулевым называется пробег автомобиля от автогаража до первого пункта погрузки и от последнего места разгрузки до автогаража.

Порожним называется пробег автомобиля от пункта разгрузки до следующего пункта погрузки.

Таким образом, общий пробег автомобиля определяется:

(9)

где - пробег с грузом, км; - нулевой пробег, км; - порожний пробег, км.

Средняя длина ездки - это средний пробег, совершаемый автомобилем за одну ездку от пункта погрузки до пункта разгрузки.

Средняя длина ездки зависит от размещения грузообразющих и грузопоглощающих точек, структуры грузопотоков и грузооборота. На среднее расстояние перевозки, кроме того, влияют коэффициент использования грузоподъемности и тип подвижного состава.

Время простоя подвижного состава под погрузкой-разгрузкой включает время ожидания погрузки-разгрузки, маневрирование подвижного состава в пунктах погрузки-разгрузки, выполнения погрузки-разгрузки, оформления документов. Общее время определяется предельными нормами простоя подвижного состава под погрузкой-разгрузкой.

Коэффициент использования пробега

(10)

где - пробег автомобиля с грузом, км; - общий пробег автомобиля, км.

Коэффициент использования пробега зависит от загруженности автомобиля в течение смены. На него влияет целый ряд факторов: холостые пробеги от предприятия до клиента и обратно, методы организации перевозок, оперативная связь между предприятием и клиентурой.

Коэффициент измеряется в широких пределах от до (при организации централизованных, кольцевых марш­рутов).

Грузооборот определяется по формуле:

(11)

где - общий пробег автомобиля, км; q - средневзвешенная грузоподъемность, т.

Средневзвешенная грузоподъемность определяется по формуле:

(12)

где - количество однотипных автомобилей i- й группе, шт.; q i - грузоподъемность автомобилей i -й группы, т:

Коэффициент статистического использования грузоподъемности:

(13)

где Z e - общее число ездок, выполняемое за календарный период; - автомобиле-дни на i- ом маршруте.

Выводы по разделу должны содержать опенку работы машинно-тракторного парка или работы автомобильного парка предприятие, его технического состояния, недостатки в технической эксплуатации и пути их устранения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. А. Г. Левшин. А. Ю. Измайлов, Н. Е. Евтюшенков Транспортное обеспечение производственных процессов. Учебное пособие. – М.: ФГОУ ВПО МГАУ, 2007. – 160 с.

2. А. Н. Скороходов, А. Г. Левшин., В. П. Уваров., Р. Н. Дидманидзе Моделирование и оптимизация технологических процессов в растениеводстве. Практикум Ч. 2. – М.: ФГБОУ ВПО МГАУ, 2013. – 145 с.

3. А. А. Зангиев, А. Н. Скороходов Практикум по эксплуатации машино-тракторного парка. – М.: КолосС, 2006. – 320 с.: ил. – (Учебник и учеб. пособия для студентов высш. учеб. заведений).

4. О. Н. Дидманидзе Г. Е. Митягин и др. Автотранспортные и тракторные перевозки. Учебник для сельскохозяйственных вузов. – М.: УМЦ «ТРИАДА», 2005. – 552 с.

5. Капланович М. С. Справочник по сельскохозяйственным транспортным работам. - М.: Росэгропромиздат, 2008.

6. Справочник по эксплуатации транспорта в сельском хозяйстве. - М. Россельхозиздат, 2004.

7. Иофинов С. A., Цырин А. А. Эксплуатация тракторов и автомобилей на транспортных работах в сельском хозяйстве. - М.: Колос, 2005.

8. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. - М.: Транспорт, 2001.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

П1. Примерная форма задания по курсовой работе

Наименование почвенно-климатической зоны и

хозяйства________________________________________________

Марки грузовых автомобилей_______________________________

Возделываемые с.-х. культуры______________________________

Урожайность с.-х. культур _________________________________

Площадь, занимаемая каждой с.-х. культурой _________________

Норма высева (посадки) ___________________________________

Норма внесения удобрений _________________________________

Категория (группа) дорог __________________________________

Расстояние перевозки с.-х. грузов ___________________________

Прошлый пробег транспортных средств, подвергающегося техническому обслуживанию и диагностированию_____________

Виды ТО и диагностирования_______________________________

Наименование диагностируемой системы (узла)____________ ________________________________________________________

Особые условия __________________________________________


П2. Календарные сроки выполнения основных механизированных работ под разные с.-х. культуры в Центральном районе РФ.

Наименование работ Сроки выполнения
   
Под озимые зерновые
Внесение органических удобрений 11.06-21.06
Запашка органических удобрении 11.08-21.06
Внесение минеральных удобрении 21.06-31.06
Предпосевная культивация с боронованием 21.06-31.06
Выравнивание предпосевное 15.08-25.06
Посев 26.06-05.09
Разбрасывание минеральных удобрений самолетом 01.04-04.04
Боронование всходов 11.04-21.04
Скашивание в валки 26.07-31.07
Подбор валков комбайном 01.06-06.06
Прямое комбайнирование 06.08-11.06
Под яровые зерновые
Внесение жидких органических удобрений 26.08-10.09
Вспашка зяби 26.08-10.09
Ранневесеннее боронование 11.04-16.04
Предпосевная культивация с боронованием 21.04-26.04
Посев с внесением минеральных удобрений 21.04-30.04
Опрыскивание посевов (химпрополка) 01.06-06.06
Уборка на зеленый корм 05.06-25.06
Прямое комбайнирование 06.08-16.08
Под гречиху
Вспашка зяби 21.08-26.06
Ранневесеннее боронование 11.04-16.04
Перепашка зяби с прикатыванием 01.05-06.05
Культивация с боронованием 11.05-16.05
Внесение минеральных удобрений 16.05-21.06
Предпосевная культивация с боронованием 16.05-21.05
Посев 21.05-26.05
Прикатывание посевов 21.05-26.05
Боронование до всходов 01.06-06.06
Первое рыхление междурядий широкорядных посевов 06.06-11.06
Второе рыхление междурядий широкорядных посевов 11.06-16.06

Продолжение П2

   
Скашивание гречихи в валки 16.08-21.08
Прямое комбайнирование 21.08-26.06
Под кукурузу на силос
Внесение органических удобрений 21.03-26.03
Вспашка зяби и запашка органических удобрений 21.03-31.03
Ранневесеннее боронование 11.04-16.04
Внесение минеральных удобрений 26.04-06.05
Внесение органических удобрений 26.04-05.03
Запашка органо-минеральных удобрений 26.04-06.05
Культивация с боронованием 01.05-11.05
Предпосевное прикатывание 01.05-11.05
Посев с внесением минеральных удобрений 06.05-11.05
Боронование до всходов 11.05-16.05
Второе боронование 31.05-26.05
Первая междурядная обработка 06.06-11.06
Вторая междурядная обработка с подкормкой 21.06-30.06
Третья междурядная обработка 06.07-11.07
Уборка на силос 01.09-11.09
Под картофель
Вспашка зяби 21.03-26.05
Внесение торфа 16.09-25.09
Внесение жидких органических удобрений 26.09-26.10
Запашка органических удобрений 26.09-26.10
Ранневесеннее боронование 11.04-16.04
Внесение минеральных удобрений 16.04-06.05
Внесение навоза 26.04-06.05
Запашка органо-минеральных удобрений 26.04-06.05
Дискование 01.05-06.05
Посадка 01.05-11.05
Довсходовое рыхление междурядий 06.05-16.05
Первое окучивание 26.05-05.06
Второе окучивание с опрыскиванием 06.06-16.06
Третье окучивание 16.06-26.06
Опрыскивание посевов с самолета 01.07-06.07
Уборка ботвы 11.09-30.09
Уборка комбайном 16.09-06.10
Под сахарную свеклу

Продолжение П2

   
Внесение органических удобрений 21.03-31.06
Внесение минеральных удобрений 21.08-31.08
Запашка органо-минеральных удобрений 21.08-31.08
Ранневесеннее боронование 11.04-16.04
Внесение минеральных удобрений 16.04-21.04
Предпосевная культивация с боронованием 21.04-26.04
Предпосевное прикатывание 21.04-26.04
Посев с внесением минеральных удобрений 21.04-26.04
Боронование до всходов 01.05-06.05
Разрушение почвенной корки 06.05-11.05
Опиливание посевов 11.05-16.05
Шаровка 11.05-16.05
Опрыскивание посевов (химпрополка) 21.05-26.05
Вдольрядное прореживание всходов 21.05-30.05
Первое рыхление междурядий 11.06-21.06
Второе рыхление междурядий 01.07-16.07
Третье рыхление междурядий 16.07-31.07
Уборка ботвы 01.10-21.10
Уборка корней 01.10-21.10
Под лен
Внесение минеральных удобрений 01.09-11.09
Дискование пласта сеяных трав 01.09-21.09
Вспашка зяби 01.09-21.09
Ранневесеннее боронование 11.04-16.04
Внесение минеральных удобрений 21.04-26.04
Предпосевная культивация с боронованием 21.04-26.04
Прикатывание предпосевное 21.04-26.04
Посев с внесением минеральных удобрений 21.04-26.04
Боронование до всходов 26.04-30.04
Опрыскивание (химпрополка) 16.05-21.05

 

 


П3. Данные по классификации основных с.-х. грузов

Наименование груза Вид упаковки Объемная масса, т/м3 Класс груза
       
Арбузы, огурцы, тыква навалом 0,60  
Бобы и бобовые навалом в мешках 0,30 0,80  
Брюква, репа, морковь навалом 0,650  
Виноград, ягода в ящиках 0,500  
Вода обыкновенная   1,00  
Глина, земля, песок навалом 1,50  
Горох навалом 0,77  
Гречиха навалом 0,60  
Груши, яблоки, свежие в ящиках 0,50  
Дыни в ящиках 0,40  
Жижа навозная   1,00  
Жмыхи навалом 0,70  
Жом свекловичный:
свежий сухой   1,00  
навалом 0,33  
Зелень огородная в ящиках и корзинах 0,350  
навалом 0,350  
Зеленая трава навалом 0,34  
Злаки (зерно, семена всякие), кроме овса, навалом 0,750  
кукурузы в початках и семян масличных      
Капуста свежая навалом 0,350  
Картофель навалом и в мешках 0,700  
Кирпич, кроме пористого навалом 0,60  
Кирпич пористый навалом в мешках 0,30 0,80  
Комбикорм навалом 0,650  
Кукуруза в початках в ящиках 0,500  
Молоко и молочные изделия   1,00  
Мука злаковая навалом 1,50  
Навоз сырой навалом 0,77  
Нефть и нефтепродукты навалом 0,60  
Овес в ящиках 0,50  

 

Продолжение П3

Подсолнечник (семена) навалом 0,380  
То же, головки навалом 0,380  
Полова навалом 0,12  
Помидоры в ящиках 0,50  
Свекла навалом 0,550  
Сено и солома непрессованные навалом в тюках 0,100 0,12  
Силос готовый навалом 0,500  
Силосная масса навалом 0,250  
Торф сырой и торфоком­поста навалом 0,600  
Треста и солома льняная и конопляная навалом    
Трава свежескошенная навалом 0,350  
Уголь древесный навалом 0,150  
Уголь каменный и брикеты из него навалом 0,000  
Удобрения минеральные в мешках 0,700  
Цемент в мешках 1,40  
Цитрусовые в ящиках 0,500  
Чай всякий в ящиках 0,33...0,50  
Яблоки свежие в ящиках 0,370  
Ягоды свежие всякие в ящиках    
Ядохимикаты всякие в мешках    
Яйцо птицы всякой в ящиках 0,400  

 

 


 

Учебное издание

 

Дидманидзе Резо Назирович

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

 

по курсовой работе

 

 

Оригинал-макет Светлана Минченко

Методическое пособие издается в авторской редакции

 

Подписано в печать 31.08.2017. Формат 60х84/8.

Усл.-печ. л. 6,74. Тираж 50 экз. Заказ № 3

 

 

ООО «УМЦ «Триада»

Тел.: +7 (985) 643-28-71

E-mail: umctriada@mail.ru

127550, Москва, ул. Прянишникова, д. 23А

 

 

Отпечатано в ООО «УМЦ ТРИАДА»

Тел.: +7 (499) 391-34-54

127550, Москва, ул. Прянишникова, д


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: