double arrow

Информационно-рецептивные методы

1

Повествовательное изложение – это непродолжительный по времени устный художественно-описательный монолог педагога, в основе которого лежит определенный элемент содержания учебного материала. Чаще всего он используется при изучении фактического материала.

Ведущей формой реализации метода повествовательного изложения является рассказ. В учебной деятельности имеют место следующие виды повествовательного изложения: изложение - вступление, собственно изложение, изложение-заключение.

Основная цель изложения – вступления - подготовить учащихся к восприятию нового материала. Он состоит из таких приемов, как актуализация изученного, целеполагание предстоящей деятельности, создание мотивации.

Собственно изложение раскрывает содержание новой темы, при этом опирается на приемы четкой логики, плана, последовательности изложения, выделения существенного, иллюстрации, убедительных примеров.

Изложение - заключение, цель которого подвести итоги занятия, состоит из следующих приемов: выделение главных мыслей, обобщение изученного, наличие выводов по теме и по оценке работ учащихся на занятии, прием обеспечения организации дальнейшей самостоятельной работы по изученной теме. По логике метод повествовательного изложения может быть дедуктивного характера или индуктивного.

Планируя учебную деятельность педагог должен четко определить вид повествовательного изложения и его характер.

Объяснительно-иллюстративное изложение - это продолжительный устный монолог педагога, в основе которого лежит элемент содержания учебного материала, характеризующийся информативно-познавательной емкостью, высокой степенью сложности логических построений, образов, доказательств и обобщений. Логическим центром изложения является какое-либо обобщение теоретического характера, относящееся к сфере научного познания. Конкретные факты здесь служат иллюстрацией или исходным положением.

Изложение будет эффективно, если педагог четко продумал план, материал излагает последовательно и логически стройно, следуя пунктам плана, после каждого делая краткие промежуточные выводы и обобщения, переход от одного пункта плана обеспечивает смысловыми связками, добивается яркости, доступности изложения, обращает внимание на новые слова и термины, реализует принцип наглядности грамотным подбором иллюстраций, демонстраций и других средств. Все выше перечисленное является приемами данного метода. Важной особенностью метода изложения является его сочетание с приемами активизации познавательной деятельности учащихся. Объяснительно-иллюстративное изложение по логике может быть дедуктивного или индуктивного типа. Основной формой реализации метода объяснительно-иллюстративного изложения является объяснительно-иллюстративная лекция.

В основе образно-ассоциативного изложения лежит принцип наглядности. Образно-ассоциативное изложение – это устный монолог педагога, предъявляющий студентам образно-ассоциативную конструкцию учебного материала. Она способствует успешному восприятию и запоминанию информации, активизирует умственную деятельность студентов, снимает перегрузки в обучении. Основным элементом ее является опорный сигнал. ОС – это единичный ассоциативный образ, заменяющий некое смысловое значение; он способен мгновенно восстановить в памяти известную вам ранее и понятую информацию. Для преобразования слова в ассоциативный образ педагог должен иметь хорошо развитое образное мышление. Кроме того существуют ряд известных способов такого преобразования. Это использование иероглифа, квантора, символики, пиктограммы, гротескных форм, цвета, графического дизайна, сочетания слова и образа. Иероглиф – знак, обозначающий слово. Примеры иероглифов: N – противоречие; - - следовательно и т.д. Квантор – перевернутые первые буквы слов. Английское слово existence – существование обозначается буквой Е наоборот и является одним из первых кванторов.

Символика – прием помогающий представить не одно слово, как квантор или иероглиф, а некую сумму идей, знаний, т.е. небольшой по объему информационный блок. Примеров символики имеется достаточно, Вспомните гербы, значки различных организаций и т.д. Пиктограмма – это упрощенный рисунок. Гротеск означает усиленное подчеркнутое увеличение чего-либо.

Метод образно-ассоциативного изложения имеет два вида: опорный конспект и компакт. Теория и практика опорных конспектов и компактов в обучении получила толчок в развитии после осмысления ее и эффективного применения педагогом новатором В. Шаталовым. Он дает следующие определения: Опорный конспект представляет собой систему опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, заменяющую систему значений, понятий, идей, как ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ элементов. Подготовка такого изложения заключается в переконструировании и перекодировании вербальной учебной информации в визуальный образ. Предъявление опорного конспекта слушателям, учащимся должно сопровождаться связным развернутым комментированием, которое точно и полно отражает вербальное содержание и соответствует опоре или как говорят учителя опорный конспект требует точной «озвучки».

Компакт – графическое отображение изучаемой темы при значительном сокращении числа опорных сигналов. Его рекомендуется использовать на вводных и на обобщающе-итоговых занятиях, тогда как опорный конспект может быть использован и на всех остальных видах занятий. Из каких приемов состоит ассоциативно-образное изложение? Это прием лаконичности, который предполагает использование в опоре в среднем от 300 до 500 печатных знаков; прием структурности, заключающийся в наличие 4-6 связок и логических блоков; прием смыслового акцента, суть которого заключается в оригинальном расположении блоков, наличии рамок, отделение блоков друг от друга; прием унификации печатных знаков, означающий четкую договоренность о соотнесении конкретных слов, словосочетаний и т.д. определенному образу; прием автономности, подчеркивающий самостоятельность каждого из блоков; прием ассоциативности, который предполагает мгновенное восстановление в памяти известную и понятую информацию; прием доступности воспроизведения, суть которого в том, что каждый учащийся, даже тот кто не способен к рисованию смог бы легко и быстро восстановить опорный конспект или компакт.

Метод образно-ассоциативного изложения чаще всего реализуется в форме лекции – визуализации.

 

1

Сейчас читают про: