Инструктивно-репродуктивные методы обучения

Упражнение – метод организации деятельности, суть которого сводится к многократному повторению каких-либо действий с целью формирования или совершенствования определенного умения или навыка.

Различают следующие виды упражнений: коллективные и индивидуальные, устные и письменные, упражнение по образцу и варьирующие упражнения.

Методические действия при организации упражнений можно свести к следующим приемам:

· организация мотивации;

· актуализация теоретических положений, инструктирование и показ образца действия;

· комментированное выполнение действия;

· самостоятельное выполнение действия и соотнесения результата с образцом или теоретическими положениями.

Надо заметить, что по логике организации метод упражнений может быть как индуктивный, так и дедуктивный. Учебные упражнения включаются в процесс обучения чаще всего искусственно с целью отработки действия, умения. Учебные упражнения включаются в процесс обучения чаще всего искусственно с целью отработки действия, умения. Формой реализации метода упражнений можно считать самостоятельную работу тренировочного характера.

Метод типовой производственной ситуации. Наиболее эффективно в подготовке специалиста отработка основных профессиональных умений происходит в условиях типовой производственной ситуации. Типовая производственная ситуация как совокупность обстоятельств, положений, условий. правил возникает в результате взаимодействия специалиста с объектами профессиональной деятельности: материалами, оборудованием, машинами, приборами, приспособлениями, документами, а также с субъектами и носит репродуктивный характер. Производственная ситуация может быть смоделирована, а может отражать конкретный реальный процесс. Поэтому выделяют два вида типовой производственной ситуации: учебно-производственная и производственная.

К учебно-производственным ситуациям относятся ситуации выявления исходных технологических процессов, определение моделей технологических процессов, операций, приемов, действий; Разбора типовых конструкций, приборов, машин, оборудования. Выделяют целый ряд производственных ситуаций. Это управленческие, диагностические, организационные, эксплутационные, ремонтные и т.п. ситуации.

Формой реализации метода типовой производственной ситуации является производственная задача. Решение задач применительно к профессиональной деятельности специалиста предполагает выполнение системы психолого-педагогических процедур по разработке производственно-технологического процесса, наладке специального оборудования, машин, приборов, операторскую работу.

Введение обобщенного знания различных видов ориентировочной деятельности может быть достигнуто при помощи системы прямых и «обратных» задач, образующих комплекс, по расчету режимов обработки, наладки, регулировки; отладке готовых управляющих программ для автоматизированного оборудования; выявлению параметров учебно-производственных работ; выбору рационального технологического процесса; проверка и оценка технологической оснастки и приспособлений и т.п..

На основе сформированного заданного способа ориентировки в рамках метода типовой производственной ситуации совершенствуются первоначальные умения производственной деятельности и присваиваются студентами как автоматизированные навыки репродуктивной деятельности.

Технология реализации метода типовой производственной ситуации можно свести к следующим приемам:

вычленение условий сложившейся ситуации;

определение типа ситуации;

составление производственной задачи;

актуализация соответствующих знаний или нахождения соответствующего алгоритма, инструктажа, образца решения данной производственной задачи;

переноса знаний, алгоритма, образца и т.д. на конкретную задачу.

Инструктаж.

Выше мы рассматривали инструктаж как составную часть метода упражнений, информационного чтения текстов. Но это между тем и самостоятельный метод, широко используемый в системе профессиональной подготовки. Данный метод реализуется с целью разъяснения, студентам:

· назначения определенных действий;

· способов их осуществления;

· условий решения практических задач;

· последовательности операций, слагающих то или иное умение;

характеристику типичных ситуаций и их использования, применения на практике и т.д.

В основе инструктажа лежит ориентировочная основа действия, которая имеет разные виды: предъявление задания, пояснения, показ образца действия, инструктирования, ознакомление с правилом или законом и т. д. Для любого инструктажа должна быть характерна однозначность, определенность, исключающая всякую возможность его разного толкования, ориентировка студентов на точный и безошибочный выбор и использование конкретных действий в каждой конкретной ситуации при определенных условиях, четкая последовательность и логика в выполнении действий. Только в этом случае инструктаж будет максимально эффективным как метод обучения.

По месту в учебном процессе инструктаж может быть трех типов:

вводным или установочным;

параллельным или текущим;

заключительным.

Вводный инструктаж состоит из следующих приемов: прием доведения до студентов содержания предстоящей работы, методов, средств и форм педагогического взаимодействия, содержания технической документации и требований к конечному результату, продукту труда; прием разъяснения правил и последовательности выполнения работы в целом и отдельных действий, приемов, операций; прием предупреждения о возможных затруднениях, ошибках, об условиях безопасного труда. Таким образом, установочный или вводный инструктаж предваряет работу студентов в целом.

Параллельный или текущий инструктаж помогает в организации частных действий, каждой отдельной задачи, из которых состоит вся работа в полном объеме и состоит из следующих приемов: коррекции работы слабоуспевающих студентов, наблюдения за работой каждого студента и всей группы в целом, прием установления степени самостоятельности при выполнении видов работ и результатов труда в целом. Параллельный или текущий инструктаж чаще всего носит индивидуальный характер, тогда как вводный и заключительный – групповой. На практике можно часто наблюдать, что параллельный инструктаж сопровождает установочный. Это происходит в случае обнаружения типичных недостатков у большинства студентов и ценных находок у отдельных из них.

Заключительный инструктаж, направленный на подведение итогов состоит из следующих приемов: оценивания результатов коллективного и индивидуального труда, степени самостоятельности, учебно-производственной деятельности,

 

Репродуктивная беседа. Данный метод представляет собой вопросно - ответный способ организации познавательной деятельности. Существенной характеристикой метода являются вопросы, которые могут быть основными, дополнительными, наводящими. Поэтому условием эффективности использования метода является тщательно продуманная система вопросов, цель которой - постепенное подведение учеников к усвоению цепочки фактов, нового понятия, закономерности и т.д.

Причем вопросы должны быть достаточно емкими, не должны требовать от учеников односложных ответов, следовать индуктивной или дедуктивной логике. Методика организации репродуктивной беседы сводится к реализации следующих приемов:

Прием постановки вопросов направленные на а)выявление главного, б)помогающие дать наиболее полный и правильный ответ, в) позволяющие ориентировать мыслительную деятельность в необходимом направлении.

Прием обсуждения ответов.

Прием коррегирования ответов.

Прием формулирования выводов из беседы.

Репродуктивная беседа представляет собой как самостоятельный метод, как и является составной частью метода упражнений, например, при отработке умений решать задачи..

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: