Характерной чертой русского быта средневековой Руси был консерватизм, присущий всем аграрно-патриархальным обществам, поэтому изменения в быту происходили очень медленно, а многие традиции семейного уклада и образа жизни сохранялись веками, передаваясь из поколения в поколение.
а) Жилище. Основная масса населения страны по-прежнему проживала в сельской местности — деревнях, селах или погостах, и лишь очень незначительная ее часть в различных по размерам городах. Городской посад того времени представлял собой комплекс деревянных дворовых усадеб, которые были различны по своим удобствам и размерам. В таких дворовых усадьбах, помимо самой курной избы или «хоромины», находились различные хозяйственные постройки — амбары, клети, ледники, скотные дворы и погреба.
Основная масса городских и сельских зданий, за очень редким исключением, была срубной, а в качестве самого ходового строительного материала использовали сосну и лишь изредка дуб. Светских каменных зданий практически не было, за исключением великокняжеских, а позднее царских дворцов, да палат самых знатных и богатых князей, бояр и купцов.
|
|
Практически все дома, независимо от социального положения их владельцев, топились по-черному, а каменные печи с дымоходом встречались только в «хоромах» очень богатых и знатных представителей бояро-княжеской аристократии. Такие «белые» хоромы или горницы обычно состояли из нескольких деревянных срубов, стоявших на высоких подклетях, соединенных между собой переходами на уровне второго этажа. Помимо самой горницы и традиционных хозяйственных построек, на территории боярской усадьбы располагались избы для дворовой челяди и так называемая «повалуша», или терем. Все постройки украшались затейливой липовой резьбой, а окна в таких хоромах закрывались не традиционным бычьим пузырем, а дорогой слюдой, которую в Европе даже называли мусковитом, и изящными резными ставнями. Такие горницы, окна которых пропускали много естественного света, по давней традиции называли «красными», или «светлицами».
В темное время суток или ненастную погоду для освещения избы, как правило, использовали либо лучину, которая вставлялась в печную расщелину или металлический ставец, либо сальные свечи, которые размещались на деревянных или металлических подсвечниках. В домах боярской знати изредка встречались серебряные «шандалы» или светильники с растительным маслом.
б) Одежда. Основная масса посадского и сельского населения страны по-прежнему носила домотканые или «власяные» длинные туникообразные рубахи, сарафаны и сорочки, порты или штаны и юбки, которые шились из сермяжного или льняного сукна. Что крайне интересно, долгое время сарафан был чисто мужской одеждой и стал исключительной принадлежностью женского гардероба только в середине XVII в.
|
|
Весной и осенью поверх рубах и сарафанов и мужчины, и женщины носили сначала плащи (XIV―XV вв.), а затем (XVI―XVII вв.) суконные однорядки — широкие распашные бесподкладочные платья с длинными откидными рукавами и разрезами для рук на уровне пройм. У женщин в моде были короткие безрукавные кофты — душегреи, а у мужчин — охабни, которые отличались от однорядки широким откидным воротником.
Самыми популярными образцами верхней уличной одежды были зипуны, которые надевались поверх рубахи, под кафтан. Сами же кафтаны, которые стали носить только в XV в., значительно различались и своей формой, и длиной, и покроем, а потому имели разные названия: русский, польский, турский, венгерский и т.д. Не меняя самого покроя домашней и уличной одежды, представители бояро-княжеской аристократии предпочитали шить свои наряды из дорогих заморских тканей: венецианского и «рытного» персидского бархата, фландрского сукна, восточной парчи, атласа или тафты.
Такая же разница наблюдалась и в верхней зимней одежде: простолюдины и основная масса «служилых людей» носили шубы, кожухи или опашни, пошитые из овечьего, медвежьего, заячьего или беличьего меха, а феодальная знать шила свои зимние наряды из соболя, куницы или горностая. Кроме того, боярские и княжеские шубы часто украшались «вошвами», т.е. золотым шитьем и драгоценными камнями.
Головные уборы (колпаки, мурмонки, наурузы, треухи, или малахаи) простолюдинов, как правило, шились из войлока, мухояра и недорогих заячьих и беличьих мехов, а головные уборы знати делались из изящного тонкого фетра, отороченного соболем или куницей, которые нередко украшались изумрудами, сапфирами, яхонтом и речным жемчугом. В среде боярской знати была устойчивая мода на восточные головные уборы — тюбетейки и тафьи.
Летняя и зимняя обувь, напротив, не отличалась большим разнообразием: бахилы, лапти, или лычаницы носили только в сельской местности, а посадский люд предпочитал щеголять в разноцветных кожаных сапогах, которые шились из сыромятной грубой кожи, причем одним фасоном и для левой, и для правой ноги. У представителей боярской знати сапоги шились из сафьяна и украшались золотым шитьем, жемчугом и драгоценными камнями.
Парадной верхней одеждой русской знати были ферязь и горлатные шапки. Ферязь, которая шилась из заморской парчи или тафты и подбивалась собольим мехом, представляла собой длиннополое платье с откидными рукавами, которая украшалась затейливой вышивкой и драгоценными камнями. А горлатная шапка по старым обычаям шилась из меха бобра и была отличительной чертой членов Боярской думы или дьяков центральных государевых приказов.
Военное снаряжение, которое было только достоянием «служилого» поместного дворянства, тоже отличалось своим разнообразием. У рядового «служилого люда» это были стеганные тегиляи или куяки, с нашитыми на них кольчужными кольцами и стальными пластинами, а у феодальной знати в ряду военных доспехов были распространены кольчуги, байданы, панцири, бахтерцы, юшманы и зерцала. Головным убором основной массы ратных людей были стеганные паклей или ватой куячные матерчатые «шлемаки», а головы ратных воевод украшали изящные стальные шлемы-шишаки, к которым крепилась кольчужная сетка — бармица.
Боевое оружие тоже отличалось большим разнообразием. Делилось оно на холодное (боевые топоры, булавы, кистени, бердыши, «татарские» сабли, чеканы или клевцы, шестоперы или перначи), метательное (джириды и саадаки) и огнестрельное (пищали, фузеи и тюфяки).
|
|
в) Домашняя утварь и кухня. В традиционном обиходе у подавляющей части населения страны была глиняная или деревянная посуда (кадки, чумы, коши, ложки, черпаки, корчаги и т.д.), а в качестве парадной посуды выступали оловянные блюда, чарки и ставцы. В домах богатых бояр и князей оловянные блюда выполняли роль повседневной посуды, а парадная посуда была серебряной или золотой, которая нередко украшалась драгоценными камнями. Перечень столовой посуды различался большим разнообразием: это были всевозможные тарели, чаши, братины, ковши, ковчеги, потиры, ставцы и т.д.
Русская национальная кухня на протяжении многих веков практически оставалась традиционной и очень обильной. Из мясных блюд в основном ели баранину и значительно реже говядину и свинину. При этом у знати в особой чести было «верченое мясо», приготовленное на вертеле, а также жареные куропатки, лебеди, цесарки, гуси и тетерева. Особой любовью наших предков пользовалась различная рыбная снедь, приготовленная из сельди, белорыбицы, осетра, лосося, стерляди, судака, сига, окуня, леща и многих других рыб. Рыбу, как и мясо, солили, коптили, сушили и вялили впрок. Зернистую и паюсную икру красной и белой рыбы, а также ее ксеню, т.е. печень, которые считались деликатесом, готовили в специальном рассоле, хотя соль была сама дорогим продуктом.
Среди хлебных злаков в повседневном рационе преобладали ржаные оладьи, лепешки и блины, а из пшеницы пекли праздничные караваи, калачи, кулебяки, расстегаи и подовые пироги. Из зерна же делали и различные напитки, в том числе ржаной хлебный квас и ячменное пиво. В чести у наших предков были всевозможные морсы, медовухи и наливки, которые делались из клюквы, смородины, вишни, яблок, сливы, груш и меда.
Очень почитали наши предки различные овсяные, перловые, просяные и гречневые каши и кисели. Среди огородных культур в рационе преобладали репа, редька, огурцы, морковь, капуста, чеснок, лук и свекла. Выращивали также арбузы и дыни, которые на зиму солили или консервировали в патоке. С XVII в. на трапезных столах столичной знати стали появляться дорогущие восточные пряности (корица, перец, гвоздика), а также изюм, миндаль, лимон и даже кровяная колбаса, которую стали готовить с гречневой кашей.
|
|
Все это изобилие подавалось на стол только в скоромные и праздничные дни, а в период великих и малых постов, которые насчитывали 200 дней в году, из рациона исключались все мясные продукты, коровье масло и молоко и даже рыба.
г) Брачный обряд и семейный быт. В средневековой Руси все брачные узы, как и раньше, заключались по воле родителей жениха и невесты, которые перед свадьбой заключали меж собой «говорной договор» о времени и месте смотрин невесты и жениха. Смысл этой процедуры состоял в том, что перед смотринами родители невесты собирали сведенья о репутации будущего зятя, а родители жениха усердно изучали перечень того, что будущая невестка получит в приданое. Если результат этой кропотливой работы устраивал обе стороны, то наступал обряд смотрин невесты, в котором, опять-таки, вместо жениха по его поручению смотрельщиками выступали его мать и сестры, а также «закадычные дружки». Цель смотрин состояла в том, чтобы установить отсутствие умственных, физических и иных недостатков у будущей невесты. А положительный итог смотрин давал основание для заключения «рядной записи» или «свадебного договора», в котором оговаривались различные условия свадебных торжеств, в том числе и сумма неустойки, которую должна была заплатить виновная сторона за несостоявшийся по той или иной причине ранее «сговорный брак».
В день венчания невеста шествовала в церковь в плотной закрывающей ее лицо фате, и только во время свадебного пиршества молодой супруг мог хорошенько рассмотреть свою новоиспеченную супругу. Случались и забавные казусы, когда за свадебным столом обнаруживалось, что невеста слепа, глуха или слабоумна. Обманутый муж уже дела исправить не мог, поскольку митрополит, а затем и патриарх челобитные о разводе оставляли без внимания, руководствуясь традиционным неписаным правилом: «не проведав подлинно, не женися».
В таком случае муж мог добиться развода только путем ежедневных истязаний супруги, требуя от нее пострижения в монастырь. Если молодка упорно не желала надевать монашескую схиму и уходить на постоянное жительство в монастырскую келью, то ее родители «печаловались» патриарху на жестокость ее супруга. Если жалоба родителей доходила до ума и сердца патриарха, то женоненавистника и изверга посылали послушником в монастырь на год и полтора. А развод давали только в том случае, если возвратясь с монастырского покаяния, благоверный продолжал от души колошматить и дубасить свою суженую. За убийство собственной жены мужу тоже полагалось покаяние, а вот за убийство мужа жену ждала мучительная смерть: ее закапывали по горло в землю, оставляя до самой смерти без питья и еды.
Женились и выходили замуж довольно рано: обычным возрастом замужества было 12-14, а женитьбы 14-16 лет. Свадьба всегда сопровождалась брачным пиром, который назывался «кашей». Гуляли «свадебную кашу», как правило, в доме отца невесты в течение трех дней, а затем молодая супруга навсегда покидала родительский кров и перебиралась к мужу. Отсюда и проистекала знаменитая до сих пор поговорка «с тобой кашу не сваришь», т.е. не сыграешь свадьбу.
Семейный быт строился на основе безоговорочного подчинения главе семейства всех его домочадцев, включая жену и детей. За ослушание отцовской воли незамедлительно следовало тяжкое телесное наказание — битие кнутом или чем попало. Традиционная домостроевская обязанность беспрекословного подчинения воле родителей приобрела силу закона после принятия знаменитого Соборного уложения 1649 г., по которому все челобитчики на родителей подлежали наказанию кнутом.
В семье продолжало существовать издавна сложившееся разделение труда. На долю мужчин выпадали самые тяжелые сельскохозяйственные работы (пахота, боронование, посев и сенокос), а также заготовка дров, охота и рыболовство. В обязанности женщин входило участие в жатве, а также уходе за скотом, огородом и домом. На их же попечении находились и малолетние дети. Особенно тяжелым был труд невесток или снох, которые находились под присмотром и мужа, и свекра, и свекрови.
В обязанности супруга и отца входило поучение домашних, состоявшее в систематических побоях, которыми подвергались и благоверная супруга, и неразумные чада. Считалось, что человек, не бьющий жену, «дом свой не строит и о своей душе не радеет», за что «будет погублен и в сем веке, и в будущем». Лишь в середине XVI в. само общество как-то попыталось защитить слабую половину человечества и ограничить произвол супруга. Знаменитый «Домострой» советовал ревнивцам и особо ретивым мужьям «бить жену не перед людьми, а наедине поучить», и при этом «ни по виденью не бити, ни под сердце кулаком, ни пинком, ни посохом не колотити, никаким железным или деревянным не бить». А кто «с сердца или кручины так бьет, много притчи от того бывает: слепота и глухота, и руку и ногу вывихнут и перст, и главоболие, и зубная болезнь, а у беременных жен и детем повреждение бывает в утробе». Поэтому «Домострой» и давал очень ценный совет не бить жену «по всяку вину и токмо соймя рубашку плеткою вежливенько побить, за руки держа, поелику се разумно, и больно, и страшно, и здорово».
В средневековой домостроевской Руси женщина обладала целым рядом прав. Например, закон устанавливал высокие денежные штрафы за «пошибание» (изнасилование) и оскорбление женщины «срамными словесами». Однако настоящую свободу женщина обретала лишь после смерти мужа. Вдовы традиционно пользовались большим уважением в обществе, и к тому же становились полноправными хозяйками в доме, поскольку после кончины благоверного супруга к ним переходила роль главы семейства и распорядителя всего имущества.
д) Имена, фамилии и прозвища. В средневековой Руси различались канонические и неканонические имена. Каноническое (или истинное) имя, закрепленное традициями православной веры, подразделялось на крестильное (церковное), монашеское (иноческое) и схимническое.
а) Крестильное имя давалось человеку при крещении, в строгом соответствии с православными святцами, ангелом-хранителем которого был именно тот патрональный святой, в честь которого и был назван младенец. До середины XV в. основная масса населения страны предпочитала в обиходе обходиться некалендарными языческими именами.
б) Монашеское имя было вторым каноническим именем, которое получал человек при пострижении в монастырь. Обычно принимавший постриг получал имя того святого, память которого отмечалась в этот день, либо то календарное имя, которое начиналось на ту же букву, что и мирское имя монаха или монахини.
в) Схимническое имя давалось монаху или монахине при «третьем крещении», т.е. принятии большой схимы. Оно давалось также всем великим и удельным московским князьям и боярам, многие их которых, по издревле заведенной традиции, перед смертью и предстоящем восшествии в рай принимали схиму.
Неканоническое, или мирское имя человека не было связано с религиозными традициями и являлось вторым (необязательным) именем каждого светского человека: Емеля, Неждан, Елисей, Дядята, Омросия, Гостята и другие. Прозвище человека, в отличие от его имени, всегда отражало либо его этническую принадлежность, либо место его проживания, либо личные свойства и черты его характера и т.д. Среди средневековых прозвищ, носителями которых были и представители княжеско-боярской знати, встречались и такие непотребные и даже оскорбительные прозвища, как Дятел, Кобыла, Шевляга (Кляча), Возгривая (Сопливая) Рожа, Турутай и другие.
Важной уточняющей частью человеческого имени было его отчество, или патронимическое прозвище, которое употреблялось с его именем и происходило от имени его отца. Отчество прямо указывало на происхождение и родственные связи данного лица. Отчество указывало и на социальную принадлежность человека, поскольку считалось почетным наименованием. Если представители высшей феодальной знати именовались полным отчеством, оканчивавшимся на «вич», то остальные либо вовсе обходились без него, либо довольствовались полу-отчеством, которое оканчивалось на «ов», «ев» или «ин». Фамилии — наследуемые официальные наименования, которые указывали на принадлежность человека к определенной семье, появились только в XV в., и то первоначально у крупных феодалов из числа княжеско-боярской аристократии.
Литература
Абрамович Г.В. Князья Шуйские и российский трон. Л., 1991
Аверьянов К.А. Купли Ивана Калиты. М., 2001
Аверьянов К.А. Сергий Радонежский. Личность и эпоха. М., 2006
Адрианова-Перетц В.П. «Слово о полку Игореве» и памятники русской литературы XI—XIII веков. Л., 1968
Адрианова-Перетц В.П. Русская демократическая сатира XVII в. М., 1977
Алексеев Ю.Г. Под знаменем Москвы. М., 1992
Алексеев Ю.Г. У кормила российскою государства. Очерк развития аппарата управления XIV―XV вв. СПб., 1998
Алексеев Ю.Г. Судебник Ивана III. Традиция и реформа. СПб., 2001
Алпатов М.В. Андрей Рублев. М., 1972
Алпатов М.В. Феофан Грек. М., 1979
Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России: государство Ивана Грозного. Л., 1988
Андреев И.Л. Алексей Михайлович. М., 2006
Арсенев Б.В. Москва и Куликовская битва. 1380 год. М., 2005
Базилевич К.В. Внешняя политика русского централизованного государства. М., 2001
Богданов А.П. Царевна Софья и Петр. Драма Софьи. М., 2008
Богданов А.П. Опальные воеводы. М., 2008
Богданов А.П. Несостоявшийся император Федор Алексеевич. М., 2009
Богоявленский С.К. Московский приказный аппарат и делопроизводство XVI—XVII веков. М., 2006
Борисов Н.С. Русская церковь в политической борьбе XIV—XV вв. М., 1986
Борисов Н.С. Церковные деятели средневековой Руси XIII―XVII вв. М., 1988
Борисов Н.С. Политика московских князей: конец XIII — первая половина XIV вв. М., 1999
Борисов Н.С. Иван Калита. М., 2005
Борисов Н.С. Сергий Радонежский. М., 2009
Борисов Н.С. Возвышение Москвы. М., 2011
Борисов Н.С. Дмитрий Донской. М., 2014
Брюсова В.Г. Гурий Никитин. М., 1982
Брюсова В.Г. Русская живопись XVII в. М., 1984
Буганов В.И. Медный бунт. Московские «бунтари» 1662 года. М., 1968
Буганов В.И. Крестьянские войны в России XVII―XVIII в. М., 1976
Буганов В.И. Эволюция феодализма в России. Социально-экономические проблемы. М., 1980
Буганов В.И. Куликовская битва. М., 1985
Будовниц К.У. Русская публицистика XVI в. М., 1947
Бусева-Давыдова И.Л. Храмы Московского Кремля: Святыни и древности. М., 1997
Бусева-Давыдова И.Л. Культура и искусство в эпоху перемен: Россия XVII столетия. М., 2008
Веселовский С.Б. Феодальное землевладение в Северо-Восточной Руси. М., 1947
Веселовский С.Б. Очерки по истории опричнины. М., 1963
Виноградов А.В. Русско-крымские отношения 50—70-х гг. XVI в. М., 2007
Виппер Б.А. Архитектура русского барокко. М., 1970
Волков В.А. Войны и войска Московского государства: конец XV — первая половина XVII в. М., 1999
Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII―XV вв. М., 1962
Вышегородцев В.И. Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон. М., 1996
Горская Н.А. Русская феодальная деревня в историографии XX века. М., 2006
Горский А.А. Москва и Орда. М., 2001
Горский А.А. От славянского расселения до Московского царства. М., 2004
Греков Б.Д. Крестьяне на Руси с древнейших времен до конца XVII в. М., 1954
Греков И.Б. Воссоединение Украины с Россией в 1654 г. М., 1954
Греков И.Б. Восточная Европа и упадок Золотой Орды. М., 1975
Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1992
Данилова Л.В. Сельская община в средневековой Руси. М., 1994
Демидова Н.Ф. Служилая бюрократия в России XVII в. и ее роль в формировании абсолютизма. М., 1987
Дмитриев М.В. Православие и Реформация. М., 1990
Дмитриев М.В. Между Римом и Царьградом. Генезис Брестской церковной унии 1595—1596 гг. М., 2003
Епифанов П.П. Соборное уложение 1649 г. М., 1961
Еремин И.П. Лекции и статьи по истории русской литературы. М., 1987
Зимин А.А. И.С. Пересветов и его современники. М., 1958
Зимин АЛ. Реформы Ивана Грозного. М., 1960
Зимин А.А. Опричнина Ивана Грозного. М., 1964
Зимин АЛ. Россия на рубеже XV―XVI столетий. М., 1982
Зимин А.А. Витязь на распутье. Феодальная война в России XV в. М., 1991
Ильин М.Л. Русское шатровое зодчество. М., 1980
Казакова Н.Л., Лурье Я.С. Антифеодальные еретические движения на Руси в 14—
15 вв. М., 1955
Казакова Н.А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. М., 1960
Казакова Н.Л. Очерки по истории русской общественной мысли. Первая треть XVI в. М„ 1970
Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. М., 1996
Каргапов В.В. Куликовская битва М., 1985
Карташев А.В. Очерки по истории Русской церкви. М., 1991
Каштанов С.М. Социально-политическая история России конца XV — первой половины XVI в. М., 1967
Кирпичников А.Н. Куликовская битва. М., 1980
Клибанов А.И. Реформационные движения в России в 14 ― первой половине 16 вв. М., 1960
Клосс Б.М. Никоновский свод и русские летописи XVI—XVII веков. М., 1980
Кобзарева Е.И. Дипломатическая борьба за выход к Балтийскому морю в 1655—1661 гг. М., 1999
Кобрин В.Б. Власть и собственность средневековой России. М., 1985
Кобрин В.Б. Иван Грозный. М., 1990
Кобрин В.Б. Материалы генеалогии княжеско-боярской аристократии XV—XVI веков. М., 1995
Кобрин В.Б. Социальный состав Опричного двора. М., 1999
Коваленская Л.М. История русского искусства XVII в. М., 1962
Козляков В.Н. Смута в России. XVII век. М., 2007
Козляков В.Н. Василий Шуйский. М., 2007
Козляков В.Н. Лжедмитрий I. М., 2009
Козляков В.Н. Борис Годунов. М., 2011
Козляков В.Н. Герои Смуты. М., 2012
Кожинов В.В. История Руси и русского слова. Современный взгляд. М., 1997
Комеч А.Н. Каменная летопись Пскова XII — начала XVI в. М., 1993
Комеч А.И. Русские монастыри. История и культура X—XVII столетия. М., 2001
Корецкий В.Н. Закрепощение крестьян и классовая борьба в России во второй половине XVI в. М., 1970
Корецкий В.Н. Формирование крепостного права и первая крестьянская война в России. М., 1975
Корецкий В.Н. История русского летописания второй половины XVI ― начала XVII в. М., 1986
Королюк А.С. Ливонская война. М., 1954
Костомаров Н.И. Смутное время в Московском государстве в начале XVII в. М., 1994
Кривошеев Ю.В. Русь и монголы. СПб., 2003
Кудрявцев М.П. Москва — Третий Рим. Историко-градостроительное исследование. М., 1994
Кузьмин А.Г. Великие духовные пастыри России. М., 1999
Кузьмин А.Г. История России с древнейших времен до 1618 г. М., 2003
Кузьмин А.Г. Мародеры на дорогах истории. М., 2005
Кусков В.В. Литература и культура Древней Руси. М., 1994
Кучкин В.А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси X—XIV вв. М., 1984
Кучкин В.А. Договорные грамоты московских князей XIV века: внешнеполитические договоры. М., 2003
Лазарев В.Н. Феофан Грек и его школа. М., 1961
Лазарев В.Н. Андрей Рублев и его школа. М., 1966
Лазарев В.Н. Искусство Древней Руси. Мозаики и фрески. М., 1973
Лазарев В.Н. Симеон Ушаков. М., 1977
Лаппо-Данилевский А.С. История русской общественной мысли и культуры XVII—XVIII вв. М., 1990
Леонтьев А.К. Образование приказной системы управления в Русском государстве. М., 1961
Лихачев Д.С. Истоки русской беллетристики. Л., 1970
ЛихачевД.С. Русское Предвозрождение в истории мировой культуры. М., 1974
Лихачев Д.С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого». Л., 1977
Лобин А.Н. Битва под Оршей 8 сентября 1514 года. СПб., 2011
Лощиц Ю.М. Дмитрий Донской, князь благоверный. М., 2010
Лупов С.П. Книга в России в XVII в. Л., 1970
Лурье Я.С. Общерусские летописи XIV―XV вв. Л., 1976
Лурье Я.С. Русские современники Возрождения. М., 1988
Маковский Д.В. Развитие товарно-денежных отношений в сельском хозяйстве Русского государства в XVI в. С., 1963
Маковский Д.П. Первая крестьянская война в России. С., 1967
Малето Е.И. Хождения русских путешественников XII―XV вв. М., 2000
Маньков А. Г. Развитие крепостного права в России во второй половине XVII в. М., 1962
Маньков А.Г. Уложение 1649 г. — кодекс феодального права России. Л., 1980
Маньков А.Г. Законодательство и право России второй половины XVII в. СПб., 1998
Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М., 1998
Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. М., 1995
Мнева Н.Е. Искусство Московской Руси: вторая половина XV—XVII вв. М., 1965
Морозова Л.Е. Смута: ее герои, участники, жертвы. М., 2004
Морозова Л.Е. Россия на пути из Смуты: Избрание на царство Михаила Федоровича. М., 2005
Морозова Л.Е. История России: Смутное время: правда и вымысел, свидетельства современников. М., 2011
Муравьева Л.Л. Летописание Северо-Восточной Руси XIII—XV вв. М., 1983
Насонов А.Н. Монголы и Русь: история татарской политики на Руси. М., 1940
Немировский Е.Л. По следам первопечатника. М., 1983
Никитин Н.И. Сибирская эпопея XVII в. М., 1957
Носов Н.Е. Становление сословно-представительных учреждений в России. М., 1969
Овчинникова Е.А. Портрет в русском искусстве XVII в. М., 1955
Павленко Н.И. Спорные вопросы генезиса капитализма в России. // ВИ, №11, 1966
Павленко Н.И. К истории Земских соборов XVI―XVII вв. // ВИ, № 5, 1968
Павленко Н.И. Переход от феодализма к капитализму в России. М., 1969
Павленко Н.И. К вопросу о генезисе абсолютизма в России. // И СССР, № 4, 1970
Павленко Н.И. К вопросу о роли донского казачества в крестьянских войнах // ВИ, № 4, 1972
Панеях В.М. Холопство в XVI ― начале XVII в. Л., 1975
Панченко А.М. Русская стихотворная культура XVII века. Л., 1973
Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ. М., 1984
Панченко А.М. О русской истории и культуре. СПб., 2000
Панченко А.М. История русской литературы XI―XVII вв. Л., 1985
Перевезенцее С.В. Русская религиозно-философская мысль Х—XVII вв. М., 1999
Почекаев Р.Ю. Ярлыки ханов Золотой Орды: историко-правовое исследование. СПб., 2006
Почекаев Р.Ю. Цари ордынские. Биографии ханов и правителей Золотой Орды. СПб., 2010
Платонов С.Ф. Иван Грозный. Пг., 1923
Платонов С. Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI—XVII вв. М., 1937
Преображенский А.А. Урал и Западная Сибирь в конце XVI ― начале XVIII века. М., 1972
Преображенский А.А. Эволюция феодализма в России. Социально-экономические проблемы. М., 1980
Пресняков А.Е. Образование великорусского государства. М., 2012
Пушкарев Л.Н. Общественно-политическая мысль в России второй половины XVII в. М., 1982
Робинсон А.Н. Борьба идей в русской литературе XVII в. М., 1974
Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси. Л., 1986
Рогожин Н.М. Посольский приказ: колыбель российской дипломатии. М., 2003
Рыбаков Б.А. Ремесло Древней Руси. М., 1948
Сахаров А.М. Города Северо-Восточной Руси XIV—XV вв. М., 1959
Сахаров А.М. Образование и развитие Российского государства в XIV―XVII вв. М., 1969
Сахаров А.Н. Русская деревня XVII в. По материалам патриаршего хозяйства. М., 1966
Сахаров А.Н. Степан Разин. М., 2010
Седов В.В. Псковская архитектура XIV—XV веков. М., 1992
Седов В.В. Псковская архитектура XVI века. М., 1996
Седов П.В. Закат Московского царства: Царский двор конца XVII века. СПб., 2008
Синицына Н.В. Третий Рим: истоки и эволюция русской средневековой концепции. М., 1998
Скрынников Р.Г. Борис Годунов. М., 1978
Скрынников Р.Г. Минин и Пожарский. М., 1981
Скрынников Р.Г. Россия накануне Смутного времени. М., 1985
Скрынников Р.Г. Россия в начале XVII в. «Смута». М., 1988
Скрынников Р.Г. Государство и церковь на Руси XIV―XVI вв. М., 1991
Скрынников Р.Г. Царство террора. М., 1995
Скрынников Р.Г. Царь Бориc и Дмитрий Самозванец. М., 1997
Скрынников Р.Г. Минин и Пожарский. М., 2007
Смирнов И.И. Восстание Болотникова. 1606―1607 гг. М., 1951
Смирнов И.И. Очерки политической истории Русского государства 30―50-х гг. XVI в. М., 1958
Смирнов П.П. Посадские люди и их классовая борьба до середины XVII в. Л., 1948
Станиславский А.Л. Гражданская война в России XVII в.: казачество на переломе истории. М., 1990
Станиславский А.Л. Труды по истории Государева двора в России XVI―XVII вв. М., 2004
Степанов И.В. Крестьянская война в России в 1670―1671 гг. Л., 1972
Таирова-Яковлева Т.Г. Гетьманщина в другiй половинi 50-х рокiв XVII столiття, причини i початок Руiни. К., 1998
Таирова-Яковлева Т.Г. Гетманы Украины. СПб., 2011
Талина Г.В. Выбор пути: русское самодержавие второй половины XVII — начала XVIII века. М., 2010
Талина Г.В. Наместники и наместничества в конце XVI— XVIII вв. М., 2012
Творогов О.В. Древнерусские хронографы. М., 1975
Тихомиров М.Н. Россия в XVI столетии. М., 1960
Тихомиров М.Н. Классовая борьба в России XVII в. М., 1969
Тихомиров М.Н. Российское государство XV—XVII веков. М., 1973
Тихонов Ю.А. Помещичьи крестьяне в России: феодальная рента в XVII ― начале XVIII в. М., 1974
Тихонов Ю.А. Эволюция феодализма в России. Социально-экономические проблемы. М., 1980
Тюменцев Л. О. Смута в России в начале XVII столетия: движение Лжедмитрия II. М., 2008
Филюшкин А.И. История одной мистификации: Иван Грозный и «Избранная рада». М., 1998
Филюшкин А.И. Андрей Курбский. М., 2008
Филюшкин А.И. Василий III. М., 2010
Филюшкин А.И. Изобретая первую войну России и Европы: Балтийские войны второй половины XVI века глазами современников и потомков. СПб., 2013
Флоря Б.Н. Иван Грозный. М., 2000
Фроянов И.Я. Драма русской истории: на путях к опричнине. М., 2007
Цветаев Д.В. Избрание Михаила Федоровича на царство. М., 2013
Черепнин Л. В. Образование русского централизованного государства в XIV—XV вв. М., 1960
Черепнин Л.В. Земские соборы Русского государства XVI―XVII вв. М., 1978
Чернов В.А. Вооруженные силы Русского государства XV—XVII вв. М., 1954
Чичерин Б.Н. Областные учреждения России в XVII в. М., 1856
Чистякова Е.В. Городские восстания в России в первой половине XVII в. В., 1975
Хорошкевич А.Л. Русское государство в системе международных отношений конца XV — начала XVI в. М., 1980
Шапиро А.Л. Русское крестьянство перед закрепощением XIV—XVI вв. Л., 1987
Шмидт С.О. Становление российского самодержавия. М., 1973
Шмидт С.О. Россия Ивана Грозного. М., 1999
Юшков С.В. История государства и права СССР. М., 1940
Языкова Н.К. Богословие иконы. М., 1995
Яковенко Н.Н. Нарис iсторii Украiни з найдавнiших часiв до кiнця XVIII столiття. К., 2006
Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.com
Оставить отзыв о книге
Все книги автора
[1]На эту тему можно ознакомится с книгой филолога Истрина 1100 лет славянской азбуки /Истрин В.А. М.: Наука, 1988. (Глава 4. Какая азбука была разработана Кириллом (Константином) и откуда появилась вторая славянская азбука)