Одну из первых подобных попыток предпринял французский экономист Ж. Б. Сэй

Вывод из закона Ж. Б. Сэя достаточно ясен и прост: причина безработицы в чрезмерно высокий уровень заработной платы.

Идея автоматического равновесия спроса и предложения на рынке труда была подвергнута критике английским экономистом, священником Томасом Мальтусом (1766 - 1834).

По его мнению, и капитал и население в течение значительного периода времени могут быть избыточными по отношению к спросу на продукцию. Причиной падения спроса является сокращение личных доходов, а уменьшение этих доходов вызывается демографическими причинами.

Английский экономист А. Пигу в книге "Теория безработицы" (1923 г.) обосновал тезис о том, что на рынке труда действует несовершенная конкуренция. Она ведет к завышению цены труда. Поэтому многие экономисты указывали, что предпринимателю выгоднее заплатить высокую заработную плату квалифицированному специалисту, способному увеличить стоимость выпуска продукции. За счет высокопроизводительного труда предприниматель имеет возможность сократить рабочий персонал (действует принцип: лучше взять одного на работу и хорошо ему заплатить, чем держать 5-6 человек с меньшей зарплатой).

Английский экономист Олбани Филипса (1914-1975), выявил взаимосвязь между среднегодовым ростом заработной платы и безработицей. Эта взаимосвязь оказалась обратной: если заработки росли быстро, безработица была небольшой, и наоборот.

Новую интерпретацию ситуации на рынке труда дали монетаристы. Расширить занятость на это короткое время можно только ценой ускорения (акселерации) инфляции. Отсюда и модель названа акселерационной. Сокращение безработицы вызывает рост цен. Если сокращение безработицы будет продолжаться, рост цен ускорится. Общий вывод по вопросу о причинах безработицы состоит в том, что сама рыночная форма организации хозяйства неизбежно порождает безработицу, ибо она неизбежно предполагает: разорение части предприятий; накопление капитала в условиях технического и научного прогресса; диспропорциональность в динамике потребления, сбережений и инвестиций; - цикличный характер производства; несовершенство конкуренции на современном рынке в целом и прежде всего на рынке труда.

В отношении безработицы государство располагает тремя видами политики: социальной, макроэкономической и в сфере занятости.

Функция социальной политики состоит в оказании помощи безработным с целью поддержания их жизненного уровня.

Макроэкономическая политика предполагает использование денежно- кредитных и бюджетно - налоговых мер для сокращения безработицы.

Политика в сфере занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и т.д.

Все методы и меры, с помощью которых государство воздействует на занятость и безработицу, можно разделить на две группы: активные и пассивные.

Активные меры нацелены на создание дополнительных рабочих мест. К числу активных мер принадлежат:

Во-первых, кейнсианская макроэкономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса за счет средств госбюджета.

Во-вторых, организационные законодательные и финансовые меры государства, которые включают:

- организацию системы образования и производственно- технического обучения кадров на базе служб по трудоустройству и предприятий;

- регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров;

- расширение производства товаров и услуг за счет роста государственных субсидий;

- осуществление программ общественных работ в коммунальном хозяйстве, строительстве, ремонтно-восстановительных работах;

- создание рабочих мест для молодежи;

- субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите;

- инвестирование наиболее перспективных или трудоемких отраслей; меры по сокращению предложения на рынке труда;

-стимулирование самостоятельной занятости населения; содействие в развитии мелкого и среднего бизнеса.

Главными стратегическими целями регулирования занятости должны быть повышение экономической и социальной эффективности занятости за счет изменения ее структуры, форм, создание условий для развития человеческого капитала страны, совершенствование экономических отношений занятости.

Для этого необходимо снижать уровень избыточной занятости на предприятиях, гибко перераспределять высвобождаемых работников в другие отрасли и виды занятости. Эффективному проведению подобных мероприятий будет способствовать активное взаимодействие работников отделов кадров предприятий и региональных центров занятости населения.

Поэтому речь должна идти о создании активных кадровых служб предприятий.

Пассивная политика занятости включает создание системы социального страхование и материальной помощи безработным.

1. Мероприятия по подъему производства.

Борьба с безработицей включает:

6. Мероприятия по восстановлению старых и созданию новых рабочих мест.

2. Привлечение незанятого населения к общественно полезному труду в коммунальном хозяйстве, группах содействия школам, лечебным учреждениям, органам охраны порядка, нетрудоспособным пенсионерам и др.

7. Осуществление крупномасштабных общественных работ, содействующих формированию инфраструктуры региона, в т.ч. строительства дорог, жилья, реконструкции промышленных предприятий и т.п. содействующих выполнению программ выхода из кризиса (примером таких работ в Хабаровском крае могут быть строительство железнодорожного моста на 0. Сахалин, газопровод Сахалин – Хабаровск и т.д.);

3. Приоритетного выделения земли для организации товарного сельскохозяйственного производства.

8. Передачи в аренду на льготных условиях неиспользуемого государственного имущества для организации производства товаров и услуг на индивидуальной либо коллективной основе и др.

4. Постепенное включение в заработную плату нынешних бюджетных расходов (сверх гарантированных государством минимальных социальных стандартов) на образование, здравоохранение и социальное обслуживание, а также на содержание жилищно-коммунального хозяйства.

9. Переориентация политики занятости и искусственного поддержания неэффективной занятости в сочетании с выплатой небольшого пособия зарегистрированным безработным на создание действенной системы возвращения к труду лиц, потерявших работу, предотвращение хронической длительной безработицы, а также на создание системы социально-ориентированной реструктуризации предприятий.

10. Поэтапное, увязанное с финансово-экономическими возможностями повышение размера минимальной оплаты труда до уровня прожиточного минимума при одновременной ликвидации связи между величиной многочисленных социальных выплат и минимальной заработной платой.

5. Создание системы социальной экспертизы разрабатываемых федеральных законов, программ, стандартов, нормативов с позиций их влияния на социальное положение населения в том числе в области занятости.

Основными критериями для предоставления социальной помощи должен быть среднедушевой доход в семье, а не принадлежность к определенной категории граждан, как это установлено действующим законодательством.

Ученые из Института региональной политики проанализировали инвестиционные планы тысяч российских компаний и пришли к выводу, что грядет эпоха великих проектов.

Это будет вторая волна промышленного роста. По масштабам она сопоставима с теми процессами, которые шли в нашей экономике в 1920-1930-х годах.

Угрозами социальной безопасности является также критический износ электрических сетей, долги предприятий жилищно-коммунального хозяйства перед энергетиками, воровство электроэнергии, которое для иных недобросовестных потребителей стало нормой. Эти факторы ставят под угрозу стабильность энергоснабжения некоторых районов Хабаровского края.

Главным образом забота о жителях является основанием для того, чтобы рекомендовать небольшим сетевым организациям оптимальную форму дальнейшей работы, которая предполагает слияние последних с финансово устойчивыми «сетевиками», способными содержать энергетическое хозяйство в должном порядке. Однако для этого необходимы значительные инвестиции, источником которых может стать краевой или федеральный бюджет.

По мнению Павла Минакира, говорить можно только о потенциале сотрудничества, так как существующее законодательство не дает полного представления о возможностях двухсторонней интеграции капиталов и рабочей силы. На Дальнем Востоке должны появиться предприятия, которым технополисы и инвестиции будут нужны не на год, а навсегда. Тогда можно будет говорить и о присоединении России к Азиатскому союзу.

Однако, самые большие трудности с персоналом будут в Республике Саха (Якутия), Сахалинской, Ленинградской и Амурской областях, Камчатском, Хабаровском, Красноярском и Пермском краях.

По подобию Евросоюза ускоренными темпами продолжается строительство Азиатского союза на базе стран АСЕАН. Начата разработка единой экономической и таможенной зоны. В то время как Россия медленными темпами осуществляет дозированную интеграцию, в странах Азии подписываются соглашения о зонах свободной торговли. К ним примыкают Индия, Австралия, Новая Зеландия. В то же время анализ новообразования показывает – чем больше стран интегрируются в Азиатский союз, тем выше уровень из развития. По мнению ученых, экономика востока России пока не соответствует международным нормам интеграции.

Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятии на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.

Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.

Государственная политика занятости включает:

Расширение занятости в будущем зависит и от иностранных инвестиций. В целом инвестиции в реконструкцию и технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест.

Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих.

Переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели -профсоюзы - государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости

Значительно сократить количество незанятых можно за счет структурных изменений в оборонной промышленности. Процесс конверсии обладает большим потенциалом для увеличения занятости, ходя даже ее стабилизация сегодня будет большим плюсом в регулировании рынка труда.

Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации.

13. ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ КАК КАТЕГОРИЯ И СОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВА

Занятость как экономическая категория — это совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности, выражающая меру включения в труд; степень удовлетворения общественных потребностей в работниках; учет интересов населения в оплачиваемых рабочих местах, с получением доходов.

Практическая потребность учета населения вызывает необходимость выделения видов занятости (полная, продуктивная и свободно избранная). С количественной стороны определяют полную занятость, а с качественной — эффективную занятость. Ее виды отражают состояние количественной и качественной балансировки между потребностью населения в работе и рабочими местами, при которой создаются благоприятные условия для социально-экономического прогресса общества.

Занятыми считаются граждане:

-работающие по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу, включая сезонные, временные работы;

· занимающиеся предпринимательской деятельностью;

· самостоятельно обеспечивающие себя работой;

· занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

-выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (договорам подряда), а также члены производственных кооперативов (артелей);

- избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

- проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

-трудоспособные учащиеся любых очных заведений, включая обучение по направлению служб занятости;

- временно отсутствующие на рабочем месте в связи с не трудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, или иными причинами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: