Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Нормативно-правовые основы системы труда и занятости




Регулирование трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В настоящее время в России к основным нормативно-правовым актам, регулирующим отношения в сфере труда и занятости, относятся:

Конституция РФ (1993 г.), Трудовой кодекс (2001 г. с изменениями и дополнениями), закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" (1991 г. с изменениями и дополнениями), Программы содействия занятости населения.

В Конституции РФ определен целый ряд трудовых норм: право свободно распоряжаться своими способностями к труду; право выбирать род деятельности и профессию; право на свободный труд; право на защиту от принудительного труда; право на защиту от безработицы; право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст. 37).

В Трудовом кодексе РФ изложены основные вопросы, касающиеся трудовых отношений, трудового договора, рабочего времени, оплаты и нормирования труда, гарантий и компенсаций в различных ситуациях (например, при несчастном случае на производстве или при временной нетрудоспособности), охраны труда и ряд других вопросов.

В Трудовом кодексе РФ прописаны основные принципы правового регулирования трудовых отношений. К ним относятся:

Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан РФ на труд и социальную защиту.

Закон выделяет три большие категории граждан:




1. Занятые граждане (ст. 2);

2. Те, кто не могут быть признаны безработными (данная категория является исключением из ст. 2 ФЗ — п.3 ст. 3);

3. Безработные граждане (все остальные).

Безработные граждане — это особый правовой статус граждан, который отвечает требованиям п. 1 ст. 3 ФЗ и не соответствует ст. 2. Статус безработного незанятый гражданин получает только с момента регистрации его таковым органами службы занятости. Поэтому с правовой точки зрения можно выделить еще одну категорию граждан, как "незанятые". К сожалению, закон не выделяет данную категорию.

В соответствии с существующим законодательством разрабатываются Программы содействия занятости населения. Цель данных программ — способствовать динамичному развитию рынка труда в условиях повышения требований работодателей к качеству рабочей силы с учетом предполагаемого роста зарплаты и эффективному его функционированию путем оперативного обеспечения граждан работой, а работодателей — необходимой рабочей силой.

14. РЫНОК ТРУДА

Рынок труда — динамичная система, включающая в себя комплекс социально-трудовых отношений по поводу условий найма, использования и обмена рабочей силы на жизненные средства и механизм ее самореализации, механизм спроса и предложения, функционирующей на основе информации, поступающей в виде изменений цены труда (заработной платы).

В зависимости от степени развития рыночных отношений различают:

-неразвитый (частичный);

-теневой (нерегулируемый);

-регулируемый;

-организованный рынки труда.

Рынок труда — это совокупный спрос и предложение рабочей силы, которая за счет взаимодействия этих двух составляющих обеспечивает размещение экономически активного населения по сферам хозяйственной деятельности в отраслевом, территориальном, демографическом и профессионально-квалификационных разрезах. На нем складываются отношения между работодателями и наемными работниками, способствующие соединению рабочей силы со средствами производства.



Функционирование рынка труда определяется:

1) совокупностью экономических отношений между спросом и предложением рабочей силы на ранке труда;

2) местом пересечения различных экономических и социальных интересов и функций;

3) взаимоотношением сотрудников (потенциальных или фактических работников).

Он предопределяет степень эффективности использования труда наемных работников, которые поставляют в производство основную массу рабочей силы.

Рынки труда классифицируются по следующим критериям:

- пространственная сфера,

- временные параметры,

- степень эластичности,

- степень интегрированности,

- степень устойчивости и регулируемости,

- сегментация по профессиональным, квалификационным и социальным группам, по социально-демографическим показателям.

На динамику рынка труда влияют следующие факторы:

1) демографические (количество населения, удельный вес экономически активного населения, демографическая структура, объемы и направления мифапионных потоков и др.)

2) природно-климатические (характер климата, отдаленность от индустриальных районов и ДР-)

3) экономические (объем и структура производства, динамика макро и микроэкономических показателей, структурные сдвиги, уровень инвестиционной активности, степень конкуренции и монополизма, уровень инфляции и др.)

4) оциальные (качество жизни граждан, определение мотивации к труду, степень развития профессионального движения и социального партнерства, социальные процессы и др.)

5) организационные (уровень организации труда, производства и управления, служб занятости и др.)

6) правовые (законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, банкротство предприятий, миграцию населения, условия найма и увольнения, режим труда и отдыха и др.).

15. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Для создания эффективных условий обеспечения занятости, решение адресных проблем безработного и членов его семьи была создана служба занятости, осуществляющая комплексное регулирование вопросов трудовой сферы. Федеральная служба занятости была образована 1991 г. в соответствии с законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации" (в дальнейшем претерпела несколько реорганизаций). Она является организационно самостоятельной службой на территории России. Её региональные представительства являются структурными подразделениями соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Регулированием всех сторон трудовой сферы занимается Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. В его задачи входит выработка активной политики занятости, управление национальной системой службы занятости, разработка и финансирование государственных программ содействия занятости населения, контроль за деятельностью системы службы занятости и др.

Задачи службы занятости в нашей стране очень велики, она занимается не только решение проблем безработного, но и опросами изменения трудового поведения в рыночных условиях всех хозяйственных субъектов (работодатель и работник), компетенцию службы занятости входит:

- содействие поиску подходящего рабочего места как временного, так и постоянного;

· повышение конкурентоспособности граждан на рынке труда, организация профессионального образования безработных;

· квотирование рабочих мест для неконкурентоспособных на рынке труда категорий граждан;

· информирование населения, работодателей, государственные и негосударственные структуры о состоянии рынка труда;

· территориальное перераспределение работников;

· помощь в развитии предпринимательства и самозанятости граждан;

· обеспечение социальной поддержки безработных;

· сотрудничество с работодателями для комплексного решения проблем клиентов службы занятости;

· совершенствование механизма поддержки работодателей, создающих и сохраняющих рабочие места, осуществляющих переподготовку персонала.





Дата добавления: 2017-10-25; просмотров: 2963; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9204 - | 7354 - или читать все...

 

34.238.194.166 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.005 сек.