Регулирование трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В настоящее время в России к основным нормативно-правовым актам, регулирующим отношения в сфере труда и занятости, относятся:
Конституция РФ (1993 г.), Трудовой кодекс (2001 г. с изменениями и дополнениями), закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" (1991 г. с изменениями и дополнениями), Программы содействия занятости населения.
В Конституции РФ определен целый ряд трудовых норм: право свободно распоряжаться своими способностями к труду; право выбирать род деятельности и профессию; право на свободный труд; право на защиту от принудительного труда; право на защиту от безработицы; право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст. 37).
|
|
В Трудовом кодексе РФ изложены основные вопросы, касающиеся трудовых отношений, трудового договора, рабочего времени, оплаты и нормирования труда, гарантий и компенсаций в различных ситуациях (например, при несчастном случае на производстве или при временной нетрудоспособности), охраны труда и ряд других вопросов.
В Трудовом кодексе РФ прописаны основные принципы правового регулирования трудовых отношений. К ним относятся:
- 1. Свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается.
- 2. Запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда.
- 3. Защита от безработицы и содействие в трудоустройстве.
- 4. Обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, на предоставление оплачиваемого ежегодного отпуска.
- 5. Равенство прав и возможностей работников.
- 6. Установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением.
- 7. Обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту.
- 8. Обеспечение права на обязательное социальное страхование.
Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан РФ на труд и социальную защиту.
|
|
Закон выделяет три большие категории граждан:
1. Занятые граждане (ст. 2);
2. Те, кто не могут быть признаны безработными (данная категория является исключением из ст. 2 ФЗ — п.3 ст. 3);
3. Безработные граждане (все остальные).
Безработные граждане — это особый правовой статус граждан, который отвечает требованиям п. 1 ст. 3 ФЗ и не соответствует ст. 2. Статус безработного незанятый гражданин получает только с момента регистрации его таковым органами службы занятости. Поэтому с правовой точки зрения можно выделить еще одну категорию граждан, как "незанятые". К сожалению, закон не выделяет данную категорию.
В соответствии с существующим законодательством разрабатываются Программы содействия занятости населения. Цель данных программ — способствовать динамичному развитию рынка труда в условиях повышения требований работодателей к качеству рабочей силы с учетом предполагаемого роста зарплаты и эффективному его функционированию путем оперативного обеспечения граждан работой, а работодателей — необходимой рабочей силой.
14. РЫНОК ТРУДА
Рынок труда — динамичная система, включающая в себя комплекс социально-трудовых отношений по поводу условий найма, использования и обмена рабочей силы на жизненные средства и механизм ее самореализации, механизм спроса и предложения, функционирующей на основе информации, поступающей в виде изменений цены труда (заработной платы).
В зависимости от степени развития рыночных отношений различают:
-неразвитый (частичный);
-теневой (нерегулируемый);
-регулируемый;
-организованный рынки труда.
Рынок труда — это совокупный спрос и предложение рабочей силы, которая за счет взаимодействия этих двух составляющих обеспечивает размещение экономически активного населения по сферам хозяйственной деятельности в отраслевом, территориальном, демографическом и профессионально-квалификационных разрезах. На нем складываются отношения между работодателями и наемными работниками, способствующие соединению рабочей силы со средствами производства.
Функционирование рынка труда определяется:
1) совокупностью экономических отношений между спросом и предложением рабочей силы на ранке труда;
2) местом пересечения различных экономических и социальных интересов и функций;
3) взаимоотношением сотрудников (потенциальных или фактических работников).
Он предопределяет степень эффективности использования труда наемных работников, которые поставляют в производство основную массу рабочей силы.
Рынки труда классифицируются по следующим критериям:
- пространственная сфера,
- временные параметры,
- степень эластичности,
- степень интегрированности,
- степень устойчивости и регулируемости,
- сегментация по профессиональным, квалификационным и социальным группам, по социально-демографическим показателям.
На динамику рынка труда влияют следующие факторы:
1) демографические (количество населения, удельный вес экономически активного населения, демографическая структура, объемы и направления мифапионных потоков и др.)
2) природно-климатические (характер климата, отдаленность от индустриальных районов и ДР-)
3) экономические (объем и структура производства, динамика макро и микроэкономических показателей, структурные сдвиги, уровень инвестиционной активности, степень конкуренции и монополизма, уровень инфляции и др.)
4) оциальные (качество жизни граждан, определение мотивации к труду, степень развития профессионального движения и социального партнерства, социальные процессы и др.)
5) организационные (уровень организации труда, производства и управления, служб занятости и др.)
6) правовые (законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, банкротство предприятий, миграцию населения, условия найма и увольнения, режим труда и отдыха и др.).
|
|
15. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Для создания эффективных условий обеспечения занятости, решение адресных проблем безработного и членов его семьи была создана служба занятости, осуществляющая комплексное регулирование вопросов трудовой сферы. Федеральная служба занятости была образована 1991 г. в соответствии с законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации" (в дальнейшем претерпела несколько реорганизаций). Она является организационно самостоятельной службой на территории России. Её региональные представительства являются структурными подразделениями соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Регулированием всех сторон трудовой сферы занимается Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. В его задачи входит выработка активной политики занятости, управление национальной системой службы занятости, разработка и финансирование государственных программ содействия занятости населения, контроль за деятельностью системы службы занятости и др.
Задачи службы занятости в нашей стране очень велики, она занимается не только решение проблем безработного, но и опросами изменения трудового поведения в рыночных условиях всех хозяйственных субъектов (работодатель и работник), компетенцию службы занятости входит:
- содействие поиску подходящего рабочего места как временного, так и постоянного;
· повышение конкурентоспособности граждан на рынке труда, организация профессионального образования безработных;
· квотирование рабочих мест для неконкурентоспособных на рынке труда категорий граждан;
· информирование населения, работодателей, государственные и негосударственные структуры о состоянии рынка труда;
· территориальное перераспределение работников;
· помощь в развитии предпринимательства и самозанятости граждан;
|
|
· обеспечение социальной поддержки безработных;
· сотрудничество с работодателями для комплексного решения проблем клиентов службы занятости;
· совершенствование механизма поддержки работодателей, создающих и сохраняющих рабочие места, осуществляющих переподготовку персонала.