Нормативно-правовые основы системы труда и занятости

Регулирование трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В настоящее время в России к основным нормативно-правовым актам, регулирующим отношения в сфере труда и занятости, относятся:

Конституция РФ (1993 г.), Трудовой кодекс (2001 г. с изменениями и дополнениями), закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" (1991 г. с изменениями и дополнениями), Программы содействия занятости населения.

В Конституции РФ определен целый ряд трудовых норм: право свободно распоряжаться своими способностями к труду; право выбирать род деятельности и профессию; право на свободный труд; право на защиту от принудительного труда; право на защиту от безработицы; право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст. 37).

В Трудовом кодексе РФ изложены основные вопросы, касающиеся трудовых отношений, трудового договора, рабочего времени, оплаты и нормирования труда, гарантий и компенсаций в различных ситуациях (например, при несчастном случае на производстве или при временной нетрудоспособности), охраны труда и ряд других вопросов.

В Трудовом кодексе РФ прописаны основные принципы правового регулирования трудовых отношений. К ним относятся:

Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан РФ на труд и социальную защиту.

Закон выделяет три большие категории граждан:

1. Занятые граждане (ст. 2);

2. Те, кто не могут быть признаны безработными (данная категория является исключением из ст. 2 ФЗ — п.3 ст. 3);

3. Безработные граждане (все остальные).

Безработные граждане — это особый правовой статус граждан, который отвечает требованиям п. 1 ст. 3 ФЗ и не соответствует ст. 2. Статус безработного незанятый гражданин получает только с момента регистрации его таковым органами службы занятости. Поэтому с правовой точки зрения можно выделить еще одну категорию граждан, как "незанятые". К сожалению, закон не выделяет данную категорию.

В соответствии с существующим законодательством разрабатываются Программы содействия занятости населения. Цель данных программ — способствовать динамичному развитию рынка труда в условиях повышения требований работодателей к качеству рабочей силы с учетом предполагаемого роста зарплаты и эффективному его функционированию путем оперативного обеспечения граждан работой, а работодателей — необходимой рабочей силой.

14. РЫНОК ТРУДА

Рынок труда — динамичная система, включающая в себя комплекс социально-трудовых отношений по поводу условий найма, использования и обмена рабочей силы на жизненные средства и механизм ее самореализации, механизм спроса и предложения, функционирующей на основе информации, поступающей в виде изменений цены труда (заработной платы).

В зависимости от степени развития рыночных отношений различают:

-неразвитый (частичный);

-теневой (нерегулируемый);

-регулируемый;

-организованный рынки труда.

Рынок труда — это совокупный спрос и предложение рабочей силы, которая за счет взаимодействия этих двух составляющих обеспечивает размещение экономически активного населения по сферам хозяйственной деятельности в отраслевом, территориальном, демографическом и профессионально-квалификационных разрезах. На нем складываются отношения между работодателями и наемными работниками, способствующие соединению рабочей силы со средствами производства.

Функционирование рынка труда определяется:

1) совокупностью экономических отношений между спросом и предложением рабочей силы на ранке труда;

2) местом пересечения различных экономических и социальных интересов и функций;

3) взаимоотношением сотрудников (потенциальных или фактических работников).

Он предопределяет степень эффективности использования труда наемных работников, которые поставляют в производство основную массу рабочей силы.

Рынки труда классифицируются по следующим критериям:

- пространственная сфера,

- временные параметры,

- степень эластичности,

- степень интегрированности,

- степень устойчивости и регулируемости,

- сегментация по профессиональным, квалификационным и социальным группам, по социально-демографическим показателям.

На динамику рынка труда влияют следующие факторы:

1) демографические (количество населения, удельный вес экономически активного населения, демографическая структура, объемы и направления мифапионных потоков и др.)

2) природно-климатические (характер климата, отдаленность от индустриальных районов и ДР-)

3) экономические (объем и структура производства, динамика макро и микроэкономических показателей, структурные сдвиги, уровень инвестиционной активности, степень конкуренции и монополизма, уровень инфляции и др.)

4) оциальные (качество жизни граждан, определение мотивации к труду, степень развития профессионального движения и социального партнерства, социальные процессы и др.)

5) организационные (уровень организации труда, производства и управления, служб занятости и др.)

6) правовые (законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, банкротство предприятий, миграцию населения, условия найма и увольнения, режим труда и отдыха и др.).

15. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Для создания эффективных условий обеспечения занятости, решение адресных проблем безработного и членов его семьи была создана служба занятости, осуществляющая комплексное регулирование вопросов трудовой сферы. Федеральная служба занятости была образована 1991 г. в соответствии с законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации" (в дальнейшем претерпела несколько реорганизаций). Она является организационно самостоятельной службой на территории России. Её региональные представительства являются структурными подразделениями соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Регулированием всех сторон трудовой сферы занимается Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. В его задачи входит выработка активной политики занятости, управление национальной системой службы занятости, разработка и финансирование государственных программ содействия занятости населения, контроль за деятельностью системы службы занятости и др.

Задачи службы занятости в нашей стране очень велики, она занимается не только решение проблем безработного, но и опросами изменения трудового поведения в рыночных условиях всех хозяйственных субъектов (работодатель и работник), компетенцию службы занятости входит:

- содействие поиску подходящего рабочего места как временного, так и постоянного;

· повышение конкурентоспособности граждан на рынке труда, организация профессионального образования безработных;

· квотирование рабочих мест для неконкурентоспособных на рынке труда категорий граждан;

· информирование населения, работодателей, государственные и негосударственные структуры о состоянии рынка труда;

· территориальное перераспределение работников;

· помощь в развитии предпринимательства и самозанятости граждан;

· обеспечение социальной поддержки безработных;

· сотрудничество с работодателями для комплексного решения проблем клиентов службы занятости;

· совершенствование механизма поддержки работодателей, создающих и сохраняющих рабочие места, осуществляющих переподготовку персонала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: