Показатели рентабельности активов зависят от двух основных факторов – показателей:
, где
P – прибыль (или бухгалтерская, или чистая)
K – авансированный капитал (активы);
N – выручка от продаж продукции в отпускных ценах организации (т.е. без НДС и других косвенных платежей);
- коэффициент рентабельности продаж;
- коэффициент деловой активности (капиталоотдачи).
Методы факторного анализа рентабельности моно свести к трем моделям:
1) двухфакторная мультипликативная модель: ;
2) трехфакторная модель: , где
F – внеоборотные активы (основной капитал);
E – оборотные активы (оборотный капитал);
- первый фактор – рентабельность продаж;
- второй фактор – оборачиваемость оборотного капитала – коэффициент закрепления оборотного капитала на 1 руб. продаж продукции
3) пятифакторная модель: , где
P – прибыль от продаж;
S – себестоимость продукции;
U – оплата труда с начислениями;
M – материальные затраты;
A – амортизация;
F|N – первый фактор – капиталоемкость по основному капиталу;
|
|
E|N – второй фактор – капиталоемкость по оборотному капиталу;
U|N – третий фактор – оплатоемкость (трудоемкость продаж);
M\N – четвертый фактор – материалоемкость продаж;
A|N – пятый фактор – амортизацеемкость продаж.
Для факторного анализа показатели рентабельности можно использовать любой метод статистики, индексный, интегральный и т.д.