ства, «национально-профессиональные» льготы при поступлении в вузы, социально-демографическая «сетка» при формировании Советов и т.п.). Переход в другой (как более высокий, так и более низкий) социальный слой от самого человека мало зависел.
Социальная мобильность жестко ограничивалась и контролировалась государством. Это вело к снижению социальной активности, а в конечном счете, большие массы населения не имели возможности, да и не стремились обрести собственный, отличный от других и достаточно престижный социальный статус, одновременно претендуя на стабильность и гарантированность существования. Социальный статус, материальное положение, будущее детей не зависят от личных усилий, образования, квалификации, а определяются лишь той «территориально-профессиональной ячейкой», в которой им довелось оказаться по рождению или по воле случая.
Люди утрачивают стимул хорошо работать, а вскоре и саму способность это делать.
Усугубляет ситуацию сильная поляризация общества по уровню материального достатка. Основой стабильности западных демократий является многочисленный средний класс. Но в ходе реформ разрушается и свойственный тоталитаризму «треугольник»: средний класс вымывается[27].
|
|
Практически все возможности повышения благосостояния и социального статуса связаны с проникновением во властные структуры. Подавляющее большинство населения, лишенное собственности, навыков и возможности самостоятельного заработка, объективно представляет собой базу экономически сильного государства, сохраняющего мощные перераспределительные рычаги.
Общество постепенно утрачивает качество целостности. Исчезают системообразующие связи и отношения. Население, партии и государственные структуры в политическом процессе почти не сопрягаются. Власть существует как бы сама по себе и сама для себя.
Нынешние социально-правовые государства Запада предварительно прошли либерально-демократическую стадию развития. Тогда возникли, развились и достаточно прочно укоренились институционные механизмы ограничения государственного вмешательства в общественную жизнь и обес-