При тоталитаризме «ниш», не занятых государством, практически не остается. И потому становление гражданского общества во многом будет результатом государственной деятельности, что, естественно, не может не наложить отпечатка на ход и конечный продукт этого процесса. Основу гражданского общества составляет частная собственность. Если при тоталитаризме она сохранилась, гражданское общество сможет восстановиться относительно легко. Ему просто не надо мешать. Собственник, «по определению» достаточно независимый и имеющий вполне определенные социальные интересы, использует любое ослабление политического давления власти.
Гораздо сложнее переход от «социалистического» тоталитаризма, характеризующегося единством власти и собственности. Частная собственность здесь может возникнуть только в результате широкомасштабной приватизации. Приватизация означает глубокую трансформацию государственной власти, ибо отторгает ее от распоряжения всей собственностью страны. После приватизации подменять собственника государству уже не удастся. С ним надо будет считаться, создавать для него разумные и приемлемые «правила игры», переходить от силовых к правовым методам воздействия. Делать все это власть не умеет и потому легко может потерять контроль над социальными процессами. Инстинкт самосохранения диктует удержание «командных высот» в экономике.
Но если интересам государства как всевластного аппарата приватизация явно не отвечает, то отдельные его представители не прочь использовать рычаги государственной власти, чтобы обрести собственность, т.е. обеспечить себе переход в слой, господствующий на иных (экономических) основаниях. В условиях посттоталитаризма государственная власть — главный инструмент «первоначального накопления капитала».
Итак, приватизация идет в системе координат, обеспечивающей, с одной стороны, сохранение государственного контроля над значительным объемом собственности, а с другой — личное обогащение чиновников. Поэтому процесс этот будет во многом формален, затянут и весьма далек от требований социальной справедливости и экономической целесообразности.
Аналогично идет становление других институтов гражданского общества: свободы слова, печати, собраний, ми-