Глава 4. Конституционные основы гражданского общества / 125


Принципиальным признаком, по которому можно судить о возможностях развития гражданского общества в той или иной стране, является способность ее населения к самоорга­низации (при том, разумеется, что ее цели и мотивы носят творческий, созидательный, инновационный характер).

Все это побуждает взглянуть на перспективы российско­го посткоммунистического общества с менее пессимистичес­кой точки зрения, чем та, которая распространена в совре­менной публицистике, особенно если учесть исторически присущий России тип наверстывающего, имитационно-твор­ческого развития, о котором писал Г. Федотов. На этом пути, однако, особенно велика может оказаться опасность взаимоналожения двух негативных последствий: от чрез­мерной продвинутости и от неопределенного отставания (не случайно адресованная Италии фраза Энгельса о стране, страдающей как от развития капитализма, так и от недо­статочного его развития, чаще всего применялась именно к России).

В одной из самых глубоких своих работ «Россия и Маркс» М. Гефтер, обнажая интеллектуальную драму Маркса, на примере России открывающего для себя невозможность ми­рового единообразия в коммунизме, обозначает ее как «схват­ку разнонаправленных развитии». Движение в одном вроде бы направлении, но от далеко отстоящих друг от друга стартовых линий порождает ситуацию, когда процессы ис­торического развития, созревания попадают в контрфазу один относительно другого и рискуют столкновением.

С другой стороны, за минувшие со времен Маркса деся­тилетия появились такие мощные факторы гомогенизации, глобализации мирового исторического процесса, которые глубоко изменили рисунок описанной закономерности. Что же предвещает (частичное) совпадение признаков (симпто­мов) новейших тенденций в развитии гражданского обще­ства на Западе и в России: рост исторического разрыва с перспективой фронтального противопоставления или, на­против, возможность (относительно) ускоренного сближе­ния по уровням, направленности и социальному содержанию? Можно спрятаться за стандартной ссылкой на обще­ственную практику, которая со временем сама укажет, рас­ставит на места и пр., и пр. Однако за этой общественной практикой стоим мы сами. Такие, как есть. Уже вроде бы не подданные, но не вполне освоившиеся в роли граждан.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: