Россия — федеративное государство

 

Согласно действующей российской Конституции, наша страна является федеративным государством.

Как известно, федерация есть форма сложной государ­ственности, предполагающая наличие в своем составе отно­сительно самостоятельных субъектов. Согласно наиболее распространенным теоретическим воззрениям, субъект фе­дерации — это государственное образование, не обладающее суверенитетом. В различных федеративных государствах субъекты имеют неодинаковые официальные наименования: штаты (США, Индия), провинции (Аргентина, Канада, Па­кистан), земли (Австрия, ФРГ), кантоны (Швейцария)[67].

Общепризнано, что федерация реальна только тогда, когда в ней одновременно и в максимально полной мере обеспечи­ваются интересы государства в целом и его субъектов и тем самым интересы всего проживающего в ней населения. Это возможно лишь тогда, когда носителем государственного су­веренитета является федерация в целом, а составляющие ее части — субъекты федерации — соучаствуют в решении фе­деральных проблем, не будучи суверенными государствами.В Конституции Российской Федерации не только закреп­ляется система «видов» субъектов Федерации (ст. 5) — рес-

 

 

публики, края, области, города федерального значения, автономные округа, автономная область, — но и приводится конкретный их перечень.

Из анализа юридической природы субъектов РФ следует вывод, что все они наделяются Конституцией России статусом государственных образований, о чем свидетельствует наличие у них элементов учредительной власти, собствен­ного законодательства, территориального верховенства, осо­бого характера взаимоотношений с федеральной властью. Если обычные административно-территориальные единицы не обладают правосубъектностью именно в составе федера­ции, то членам федерации присуща природа квазигосудар­ственного союза, как субъекта права, по ряду признаков идентичного государству в собственном смысле[68]. Россия как федеративное государство:

1. Имеет свою Конституцию, принятую путем всенарод­ного

голосования, что придает ей особую юридическую силу. Наряду с этим республики, входящие в ее состав, имеют свои конституции, а край, область, город федерального зна­чения, автономный округ, автономная область — свой ус­тав и законодательство. В указанных актах закрепляется правовой статус субъектов Российской Федерации.

2. Обладает своей территорией, которая включает в себя

территории ее субъектов, внутренние воды и территориаль­ное море, воздушное пространство над ними. На террито­рию России распространяется ее суверенитет, и в ее преде­лах Конституция РФ и федеральные законы имеют верхо­венство. В лице своих властных структур она обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

3. Характеризуется наличием единого общероссийского

гражданства. Принципы гражданства Российской Федера­ции и правила, регулирующие отношения, связанные с граж­данством РФ, основания, условия и порядок приобретения и прекращения российского гражданства определены Феде­ральным законом от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Рос­сийской Федерации».

4. Имеет общие для всей страны высшие органы государ­ственной

власти. Акты, принимаемые федеральными орга­нами законодательной, исполнительной и судебной власти,


являются обязательными для каждого субъекта РФ и дей­ствуют на их территории.

5. Имеет единую денежную, кредитную системы, единый государственный бюджет и единую систему налогов.

6. Участвует в межгосударственных объединениях. Од­новременно субъекты РФ имеют право внешнеполитиче­ских и внешнеэкономических связей, координация которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 января 1999 г. «О координации международных и внеш­неэкономических связей субъектов Российской Федерации».

7. Строит отношения со своими субъектами посредством

разграничения предметов ведения. Причем Конституция РФ закрепляет исключительное ведение Российской Федерации (ст. 71) и совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72). Вне отмеченных предметов ведения субъек­ты Российской Федерации обладают всей полнотой государ­ственной власти (ст. 73).

Россия как федеративное государство продолжает совер­шенствоваться в рамках правовых возможностей и требова­ний, заложенных Конституцией РФ. В частности, в процес­се федеральных реформ осуществляются:

— инициированное самими субъектами их объединение, что ведет к снижению числа субъектов РФ;

— обеспечение единства правового пространства страны;

— упорядочение организации и деятельности органов го­сударственной власти субъектов РФ;

— наведение федеративной дисциплины посредством вве­дения механизмов ответственности и федерального вме­шательства. В узком смысле федеральное вмешатель­ство — это специально установленный конституцион­ными нормами институт, имеющий особые цели и ос­нования применения. В юридической литературе не­безосновательно высказывается мнение, что наличие такой меры является необходимым признаком под­линно федералистских отношений[69]. Основная цель его конституционного закрепления — защита конститу­ционного строя.

Ни в Конституции, ни в законодательстве России термин «федеральное вмешательство (интервенция, принуждение)»


не употребляется. Вместе с тем определенную конституци­онную возможность для федерального вмешательства с це­лью обеспечения осуществления полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Фе­дерации открывает ч. 4 ст. 78 Конституции РФ[70].

Очевидно, что упомянутые реформы не последние на пути к построению сильного демократического федеративного го­сударства в России. Существует еще немало проблем, тормо­зящих приближение заявленных в Конституции РФ целей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: