Тема 7. Федеративное устройство РФ

Новая Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г., закрепила федеративное устройство России в составе 89 субъектов (сейчас 83), которыми были признаны республики в составе Российской Федерации, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа и которые, как установлено в ст. 5 Конституции, между собой равноправны во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Конституционно-правовой статус Российской Федерации

Российская Федерация - это федеративное государство, созданное по воле ее многонационального народа.

Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется прежде всего тем, что, как уже отмечалось, она является суверенным государством, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией РФ находятся в ведении органов власти ее субъектов.

Российская Федерация имеет свою Конституцию, которая устанавливает основы конституционного строя государства, взаимоотношений между человеком, гражданином, обществом, государством, форму государственного устройства России и взаимоотношения Федерации с ее субъектами, форму правления, взаимоотношения с другими суверенными государствами. Возможность самостоятельно решать все эти вопросы свидетельствует об учредительном характере федеральной государственной власти. Это свидетельствует и о том, что Российская Федерация носит конституционно-правовой характер и не может рассматриваться в качестве договорно-конституционной модели федерации.

Неотъемлемым элементом конституционно-правового статуса Российской Федерации является ее территориальное единство. Российская Федерация имеет свою территорию, складывающуюся из территории ее субъектов и включающую сушу, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними, которые образуют материальное содержание государственного суверенитета. Территория Российской Федерации является пространственным пределом ее власти. На эту территорию распространяется суверенитет Российской Федерации.

Российская Федерация обладает высшей властью в отношении своей территории. Ее Конституция, федеральные законы имеют верховенство на всей ее территории. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в своей исключительной экономической зоне в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

Согласно Конституции (ст. 74) на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Она определяет статус, режим и осуществляет защиту государственной границы, территориальных вод, воздушного пространства, экономической зоны и континентального шельфа. Режим государственной границы устанавливается Законом Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации", а также иными федеральными нормативными актами, международными договорами и соглашениями Российской Федерации с сопредельными государствами. Эти акты решают вопросы, связанные с организацией защиты и изменением государственной границы, процедурой разрешения территориальных споров.

Конституционно-правовой статус Российской Федерации означает наличие общих для всей Федерации органов государственной власти. Российская Федерация имеет Президента - главу государства; Федеральное Собрание - представительный и законодательный орган Российской Федерации; Правительство, осуществляющее исполнительную власть Российской Федерации; Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд, осуществляющие высшую судебную власть в Российской Федерации. Систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор РФ.

В системе, структуре и процедурах деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти отражена федеральная природа России. Так, в Совет Федерации - одну из палат федерального парламента - входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации.

В ст. 5 Конституции указывается, что федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов.

Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется наличием единой федеральной системы права, которая включает федеральные нормативные правовые акты; нормативные правовые акты государственных органов субъектов Федерации, а также нормативные правовые акты местных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

К системе права Российской Федерации относятся также некоторые законодательные акты бывшего Союза ССР, если они не противоречат действующему законодательству Российской Федерации.

Составной частью системы права Российской Федерации являются общепризнанные принципы и нормы международного права и ратифицированные международные договоры Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В число федеральных нормативных правовых актов входят: Конституция Российской Федерации; федеральные конституционные законы; Федеративный договор; федеральные законы; кодексы; нормативные акты Президента РФ; нормативные постановления Совета Федерации и Государственной Думы Российской Федерации, Правительства РФ, федеральных министерств, государственных комитетов и других ведомств; соглашения о делегировании полномочий Российской Федерации ее субъектам; межгосударственные договоры и межправительственные соглашения РФ и т.д.

Единство федеральной системы права обеспечивается верховенством Конституции РФ и федеральных законов на всей ее территории. В свою очередь это единство обеспечивает взаимосвязь и взаимодействие федеральных нормативных актов, нормативных актов субъектов Федерации, местных и муниципальных нормативных актов.

Отрицание верховенства федеральных законов по предметам ведения Российской Федерации, провозглашение по отношению к ним верховенства законов субъектов Федерации ведет к войне законов в рамках единого государства и в конечном счете чревато развалом Российской Федерации.

Ядром системы права Российской Федерации служит ее Конституция, имеющая высшую юридическую силу, прямое действие и применяемая на всей территории Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить ее Конституции, которая не только устанавливает правовые пределы нормативной деятельности как Федерации, так и ее субъектов, но и обеспечивает единство нормативно-правовой деятельности во всей Федерации.

Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется наличием собственности Российской Федерации.

Объектами, составляющими основу национального богатства, являются ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны Российской Федерации; охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение); объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.

К объектам, необходимым для функционирования федеральных органов государственной власти и решения общероссийских задач, относятся государственная казна Российской Федерации (средства республиканского бюджета Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, фонда социального страхования и других государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации; золотой запас, алмазный и валютный фонды); имущество Вооруженных Сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.

Расчеты на территории Российской Федерации осуществляются в валюте Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Порядок и условия расчетов в иностранной валюте на территории Российской Федерации определяются Центральным банком России в соответствии с ее законодательством.

В Российской Федерации существуют единые правила кредитования и кредитных расчетов.

К числу наиболее важных элементов конституционно-правового статуса Российской Федерации относится наличие единых Вооруженных Сил, которые осуществляют защиту суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации.

Российская Федерация определяет структуру и организацию Вооруженных Сил, разрабатывает и проводит оборонную политику Федерации.

Существенным элементом конституционно-правового статуса Российской Федерации является государственный язык. В Конституции (ст. 68) установлено, что государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

К числу основных элементов конституционно-правового статуса Российской Федерации относится ее право внешних сношений с иностранными государствами, реализуя которое она представляет и защищает как интересы всей Российской Федерации в целом, так и интересы каждого ее субъекта.

Российская Федерация как суверенное государство обладает абсолютной правосубъектностью: она заключает международные и межгосударственные договоры и соглашения, участвует в работе международных организаций, системах коллективной безопасности, региональных государственных и межгосударственных союзах.

Проводя единую внешнюю политику, Российская Федерация признает и уважает государственный суверенитет и суверенное равенство всех стран, неотъемлемое право на самоопределение, принципы равноправия и невмешательства во внутренние дела, территориальную целостность и нерушимость существующих границ, отказ от применения силы и угрозы силой, экономических и любых других методов давления, принципы мирного урегулирования споров, права и свободы человека, включая права национальных меньшинств, добросовестное выполнение обязательств и другие общепризнанные принципы и нормы международного права.

Российская Федерация обладает исключительным правом объявлять войну и заключать мир.

Важным компонентом конституционно-правового статуса Российской Федерации являются ее государственные символы - Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн, в которых в своеобразной форме выражается государственный суверенитет Российской Федерации, а также ее столица - город Москва.

Согласно Конституции РФ (ст. 70) государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом.

Государственный флаг Российской Федерации поднят постоянно на зданиях:

Администрации Президента Российской Федерации;

Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

Правительства Российской Федерации;

Конституционного Суда Российской Федерации;

Верховного Суда Российской Федерации;

Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

Генеральной прокуратуры Российской Федерации;

Центрального банка Российской Федерации;

Счетной палаты Российской Федерации;

резиденции Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;

Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Государственный флаг Российской Федерации поднят постоянно (один или вместе с соответствующими флагами) на зданиях федеральных органов исполнительной власти, на резиденциях полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, а также на зданиях органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Государственный флаг Российской Федерации вывешивается на зданиях (либо поднимается на мачтах, флагштоках) органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также на жилых домах в дни государственных праздников Российской Федерации.

Государственный флаг Российской Федерации поднимается на:

зданиях дипломатических представительств, консульских учреждений, резиденций глав дипломатических представительств и консульских учреждений, когда это связано с исполнением указанными лицами служебных обязанностей, а также на зданиях иных официальных представительств Российской Федерации за пределами Российской Федерации, в том числе официальных представительств Российской Федерации при международных организациях, - в соответствии с нормами международного права, правилами дипломатического протокола и традициями страны пребывания;

судах, внесенных в один из реестров судов Российской Федерации, - в качестве кормового флага;

буксирных судах, ведущих другие суда или плоты, - на носовом флагштоке или гафеле. Судно, плавающее под государственным или национальным флагом иностранного государства, должно при плавании во внутренних водах Российской Федерации либо во время стоянки в порту Российской Федерации в дополнение к своему флагу поднимать и нести в соответствии с международными морскими обычаями также Государственный флаг Российской Федерации;

судах, зарегистрированных в реестре судов иностранного государства и предоставленных в пользование и во владение российскому фрахтователю по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру), которыми в соответствии с Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации временно предоставлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации;

военных кораблях и судах - в соответствии с Корабельным уставом;

вспомогательных судах Военно-Морского Флота, используемых как российские суда загранплавания для выполнения работ за пределами Российской Федерации, - в качестве кормового флага.

Государственный флаг Российской Федерации установлен постоянно:

в залах заседания Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, в залах судебных заседаний;

в рабочем кабинете Президента РФ, в иных помещениях, предназначенных для проведения торжественных мероприятий (церемоний) с участием Президента РФ, в рабочих кабинетах Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Председателя Правительства РФ, Руководителя Администрации Президента РФ, полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, Председателя Конституционного Суда РФ, Председателя Верховного Суда РФ, Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора РФ, Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ, Председателя Центральной избирательной комиссии РФ, руководителей органов государственной власти субъектов РФ, глав муниципальных образований, глав дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств РФ за пределами Российской Федерации, в том числе официальных представительств РФ при международных организациях.

Государственный флаг Российской Федерации размещается на транспортных средствах Президента РФ, Председателя Совета Федерации, Председателя Государственной Думы, Председателя Правительства РФ, руководителей государственных и правительственных делегаций, глав дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств РФ за пределами Российской Федерации, в том числе официальных представительств РФ при международных организациях.

Государственный флаг РФ поднимается (устанавливается) во время официальных церемоний и других торжественных мероприятий, проводимых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Государственный флаг РФ может быть поднят (установлен) во время торжественных мероприятий, проводимых общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, а также во время семейных торжеств.

Государственный флаг РФ ежедневно поднимается в местах постоянной дислокации воинских частей и отдельных подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований. Ритуал подъема Государственного флага РФ в воинских частях и отдельных подразделениях устанавливается Президентом РФ.

Флаги субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности не могут быть идентичны Государственному флагу РФ.

Государственный флаг РФ не может использоваться в качестве геральдической основы флагов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности.

При одновременном подъеме (размещении) Государственного флага РФ и флага субъекта РФ, муниципального образования, общественного объединения, либо предприятия, учреждения или организации Государственный флаг РФ располагается с левой стороны от другого флага, если стоять к ним лицом; при одновременном подъеме (размещении) нечетного числа флагов Государственный флаг РФ располагается в центре, а при подъеме (размещении) четного числа флагов (но более двух) - левее центра.

При одновременном подъеме (размещении) Государственного флага РФ и других флагов размер флага субъекта РФ, муниципального образования, общественного объединения либо предприятия, учреждения или организации не может превышать размер Государственного флага РФ, а высота подъема Государственного флага РФ не может быть меньше подъема других флагов.

Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.

Воспроизведение Государственного герба РФ допускается без геральдического щита, а также в одноцветном варианте.

Государственный герб РФ воспроизводится на бланках органов государственной власти Российской Федерации, дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств РФ за пределами Российской Федерации, на документах, удостоверяющих личность гражданина РФ, а также на иных документах общегосударственного образца, выдаваемых федеральными органами государственной власти.

Государственный герб РФ помещается на печатях федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, организаций и учреждений, а также органов, организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделенных отдельными государственно-властными полномочиями.

Государственный герб РФ помещается:

на фасаде здания официальной резиденции Президента РФ;

на фасадах зданий Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ, дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств РФ за пределами Российской Федерации;

в рабочем кабинете Президента РФ;

в залах заседаний Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ и других федеральных судов;

в рабочих кабинетах Председателя Совета Федерации, Председателя Государственной Думы, Председателя Правительства, Руководителя Администрации Президента, полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора, Председателя Центрального банка, Председателя Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека, Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, руководителей федеральных органов исполнительной власти, федеральных судей, прокуроров, а также руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, глав муниципальных образований, глав дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств РФ за пределами Российской Федерации, в том числе официальных представительств РФ при международных организациях.

Государственный герб Российской Федерации помещается на пограничных знаках (основных пограничных столбах) и в пунктах пропуска через Государственную границу РФ;

на штандарте (флаге) Президента РФ;

на боевых знаменах воинских частей;

на знаменах федеральных органов исполнительной власти, определяемых Президентом РФ;

на военных кораблях 1 и 2 ранга - в порядке, установленном Президентом РФ.

Государственный герб Российской Федерации может помещаться на:

- денежных знаках;

- государственных наградах Российской Федерации и документах к ним;

- знаках отличия за окончание высших государственных образовательных учреждений профессионального образования.

Допускается размещение Государственного герба РФ на знаках различия и форменной одежде, установленных для лиц, состоящих на военной или иной государственной службе, а также использование его в качестве геральдической основы геральдических знаков - эмблем федеральных органов исполнительной власти.

При одновременном размещении Государственного герба РФ и герба (геральдического знака) субъекта Российской Федерации, муниципального образования, общественного объединения либо предприятия, учреждения или организации Государственный герб РФ располагается с левой стороны от другого герба (геральдического знака), если стоять к ним лицом; при одновременном размещении нечетного числа гербов (геральдических знаков) Государственный герб РФ располагается в центре, а при размещении четного числа гербов (но более двух) - левее центра.

При одновременном размещении Государственного герба РФ и других гербов (геральдических знаков) размер герба (геральдического знака) субъекта Российской Федерации, муниципального образования, общественного объединения либо предприятия, учреждения или организации не может превышать размер Государственного герба РФ, при этом Государственный герб РФ не может быть размещен ниже других гербов (геральдических знаков).

Использование Государственного герба РФ с нарушением Федерального конституционного закона, а также надругательство над Государственным гербом РФ влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государственный гимн Российской Федерации представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом.

Государственный гимн РФ может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо ином вокальном и инструментальном варианте. При этом могут использоваться средства звуко- и видеозаписи, а также средства теле- и радиотрансляции.

Государственный гимн РФ должен исполняться в точном соответствии с утвержденными музыкальной редакцией и текстом. Автором музыки является А.В. Александров. Слова гимна написаны С.В. Михалковым.

Государственный гимн Российской Федерации исполняется:

при вступлении в должность Президента РФ - после принесения им присяги;

при вступлении в должность руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, руководителей органов местного самоуправления;

при открытии и закрытии заседаний Совета Федерации и сессий Государственной Думы Федерального Собрания РФ;

во время официальной церемонии подъема Государственного флага РФ и других официальных церемоний;

во время церемоний встреч и проводов посещающих Российскую Федерацию с официальными визитами глав иностранных государств, глав правительств иностранных государств, официальных представителей иностранных государств, а также глав межгосударственных и межправительственных организаций - в соответствии с дипломатическим протоколом;

во время проведения воинских ритуалов - в соответствии с общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ.

Государственный гимн РФ может исполняться:

при открытии памятников и памятных знаков;

при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам Российской Федерации;

во время иных торжественных мероприятий, проводимых государственными органами, органами местного самоуправления, а также государственными и негосударственными организациями.

Государственный гимн РФ транслируется государственными телевизионными и радиовещательными компаниями:

ежедневно - перед началом и по окончании вещания, а при круглосуточном вещании - в 6 часов и в 24 часа по местному времени;

в новогоднюю ночь - после трансляции боя часов на Спасской башне Московского Кремля в 24 часа по местному времени.

При проведении официальных мероприятий на территории иностранных государств исполнение Государственного гимна РФ осуществляется в соответствии с правилами, установленными Министерством иностранных дел РФ, с учетом традиций страны пребывания.

Государственный гимн РФ исполняется при проведении официальных церемоний во время спортивных соревнований на территории Российской Федерации и за ее пределами - в соответствии с правилами проведения этих соревнований.

При официальном исполнении Государственного гимна РФ присутствующие выслушивают его стоя, мужчины - без головных уборов.

В случае если исполнение Государственного гимна РФ сопровождается поднятием Государственного флага РФ, присутствующие поворачиваются к нему лицом.

Российская Федерация имеет свою столицу. Согласно Конституции РФ (ст. 70) столицей Российской Федерации является город Москва.

Территорией столицы Российской Федерации является территория города Москвы.

Конституционно-правовой статус Российской Федерации находит свое конкретное юридическое выражение также в закрепленных Конституцией РФ предметах ведения Российской Федерации, реализуемых органами ее государственной власти.

Конституция закрепляет предметы ведения, принадлежащие исключительно Российской Федерации (ст. 71), и предметы, находящиеся в совместном ведении РФ и ее субъектов (ст. 72).

В сфере государственного строительства к предметам ведения, принадлежащим исключительно Российской Федерации, относятся принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, а также контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория Российской Федерации; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств.

Российская Федерация устанавливает систему федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их организации и деятельности. Она формирует федеральные органы государственной власти.

В исключительном ведении Российской Федерации находятся судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; федеральное коллизионное право.

Российская Федерация устанавливает государственные награды и почетные звания Российской Федерации. В ее исключительном ведении находятся федеральная государственная служба, установление основ федеральной политики и федеральных программ в области государственного и национального развития РФ.

В сфере экономического и социально-культурного строительства в исключительном ведении Российской Федерации находятся федеральная государственная собственность и управление ею; установление основ федеральной политики и федеральных программ в области экономического, экологического, социального, культурного развития РФ <*>.

Российская Федерация определяет правовые основы единого рынка; ведает финансовым, валютным, кредитным, таможенным регулированием, денежной эмиссией. Российская Федерация устанавливает основы ценовой политики. В ее исключительном ведении находятся федеральные экономические службы, включая федеральные банки.

Российская Федерация устанавливает федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития. В ее ведении находятся федеральные энергетические системы; ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе.

К предметам исключительного ведения РФ принадлежат метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет

В сфере внешних отношений и защиты государственного суверенитета Российской Федерации ее ведению подлежат внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ; вопросы войны и мира; внешнеэкономические отношения РФ.

К ведению Российской Федерации относятся также оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования.

На Российскую Федерацию возложены определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ.

Все другие имеющиеся у нее полномочия Российская Федерация осуществляет совместно с ее субъектами.

По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы.

Согласно Конституции РФ (ст. 78) федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам. В свою очередь органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.

По вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, издаются федеральные законы, определяющие основы (общие принципы) правового регулирования, включая принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также федеральные законы, направленные на реализацию полномочий федеральных органов государственной власти. Проекты федеральных законов по предметам совместного ведения согласовываются с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

До принятия федеральных законов по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, субъекты Российской Федерации вправе осуществлять по таким вопросам собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федерального закона законы и другие нормативные правовые акты субъектов РФ приводятся в соответствие с принятым федеральным законом.

Статус краев, областей и приравненных к ним городов федерального значения определяется Конституцией РФ (гл. 3), Федеративным договором от 31 марта 1992 г., включающим в себя Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации; другими федеральными актами.

Являясь субъектами Российской Федерации, края, области и города федерального значения обладают определенной учредительной властью. Они вправе принимать свои уставы, законы и иные нормативные правовые акты.

Устав закрепляет конституционно-правовой статус края, области, города федерального значения; организацию государственной власти; порядок нормотворческой деятельности; административно-территориальное деление и организацию местного самоуправления. Так, в Уставе Краснодарского края содержатся: преамбула; разделы о Краснодарском крае в составе РФ, об организации государственной власти, о законодательстве, о собственности и основах экономической деятельности, о местном самоуправлении, заключительные положения.

Края, области, города федерального значения располагают своей территорией, которая не может быть изменена без их согласия. Границы между ними и другими субъектами Российской Федерации могут быть изменены с согласия края, области, города федерального значения.

Еврейская автономная область является одной из форм национальной государственности народов Российской Федерации - национально-государственным образованием. Прежде она входила в состав Хабаровского края. В настоящее время в соответствии с Законом РСФСР от 15 декабря 1990 г. "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР" <*> она была выведена из состава края и включена в Российскую Федерацию непосредственно.

Автономный округ - национальное государственное образование, отличающееся особым национальным составом и бытом населения. Автономный округ является формой национальной государственности малых народностей и этнических групп Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. До 1990 г. автономные округа находились в составе краев или областей. Законом от 15 декабря 1990 г. автономным округам была предоставлена возможность самостоятельно решать вопрос о вхождении в состав Федерации - через край, область или непосредственно. Этим правом воспользовался Чукотский автономный округ, который в соответствии с Законом Российской Федерации от 17 июня 1992 г. входит непосредственно в состав Российской Федерации.

Однако действующая Конституция Российской Федерации такой возможности не предусматривает. В ней указывается (ч. 4 ст. 66), что отношения автономных округов, находящихся в составе края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области. В ней также указывается (ч. 3 ст. 67), что границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия.

Автономные округа обладают огромной территорией при небольшой численности населения. Семь из 10 автономных округов имеют территорию от 181,5 тыс. кв. км (Ненецкий) до 860,2 тыс. кв. км (Таймырский), причем пять из них - более полумиллиона квадратных километров. В то же время только в одном из них, Ханты-Мансийском, население составляет более полумиллиона человек.

В каждом автономном округе проживает, как правило, несколько народностей. Например, в Ханты-Мансийском автономном округе проживают ханты, манси, коми и ненцы; в Корякском - коряки, чукчи, ительмены и ламуты; в Чукотском - чукчи, эскимосы, эвены, коряки и юкагиры.

Статус автономной области и статус автономного округа определяются Конституцией РФ, Федеративным договором от 31 марта 1992 г., включающим Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации; другими федеральными актами.

Согласно Конституции РФ (ст. 66) по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе.

Автономная область и автономные округа обладают элементами учредительной власти. Это проявляется в их праве принимать свои уставы, законы и иные нормативные правовые акты.

Устав в соответствии с Конституцией РФ и Федеративным договором закрепляет за автономной областью, автономным округом право решать все вопросы их компетенции, иметь символику, издавать нормативные правовые акты. Автономная область, а также каждый автономный округ имеют свой административный центр.

Предметы совместного ведения Федерации и её субъектов можно разделить на три группы.

В области государственного строительства в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов находятся прежде всего обеспечение соответствия конституций и законов республик Конституции РФ и федеральным законам. Обеспечение верховенства федерального закона в современной российской государственности играет особую роль, учитывая те центробежные тенденции, которые обнаружились в Российской Федерации в последние годы. Вот почему проведение в жизнь этого принципа - дело как самой Федерации, так и всех ее субъектов, заинтересованных в сохранении Федерации и нормальном ее функционировании. Разумеется, имеется в виду не копирование республиканским законодательством федерального. Речь идет о последовательном проведении в жизнь тех принципов, на которых базируются взаимоотношения Федерации и ее субъектов.

В совместном ведении Российской Федерации и её субъектов находятся также защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режима пограничных зон.

К совместному ведению Российской Федерации и её субъектов отнесен большой круг вопросов законодательного регулирования. Это административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

Вопросами совместного ведения Российской Федерации и её субъектов являются также кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура и нотариат; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

В области экономического и социально-культурного строительства к совместному ведению Российской Федерации и её субъектов относятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

Российская Федерация и её субъекты совместно ведают общими вопросами воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; охраной памятников истории и культуры; защитой исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; координацией вопросов здравоохранения; защитой семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защитой, включая социальное обеспечение; осуществлением мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидацией их последствий.

Особую область совместного ведения Российской Федерации и её субъектов составляют внешние сношения, где общей заботой РФ и находящихся в ее составе республик являются координация международных и внешнеэкономических связей республик, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Конституция РФ предусматривает (ч. 2 ст. 76), что по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Правда, согласно Федеративному договору по вопросам совместного ведения федеральные органы государственной власти Российской Федерации издают Основы законодательства, в соответствии с которыми органы власти республики в составе РФ осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных правовых актов. Однако в этой части Федеративный договор не действует, поскольку в п. 1 Раздела второго Конституции РФ установлено, что в случае несоответствия положениям Конституции РФ положений Федеративного договора действуют положения Конституции РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: