Источники конституционного права

 

Термин «источник права» (или форма выражения права) в юриди­ческой науке имеет различный смысл: материальный и формальный (юридический). В материальном смысле — это факторы, определяю­щие содержание права, т.е. экономические отношения жизни общест­ва. В юридическом смысле — это особые формы выражения правовых норм. Это прежде всего нормативные правовые акты, образующие сис­тему действующего законодательства, в них получает юридическое вы­ражение воля народа.

Источники конституционного права — как правило, нормативные правовые акты, регулирующие конституционные отношения. Источ­никам права, в том числе и конституционного, присущи следующие качества: определенность, общеобязательность и общеизвестность. Требование определенности означает, что должны быть четко и ясно сформулированы права и обязанности возможных участников право­отношения.

Общеобязательность есть охраняемая возможность государствен­ного принуждения для тех, кто станет уклоняться от выполнения пред­писаний нормативного акта. Общеизвестность — предполагает особый порядок публикации нормативных актов и введения их в действие для сведения всех, кому они адресованы.

Особенностью источников конституционного права является то обстоятельство, что они имеют разную юридическую силу и находятся в своего рода иерархической подчиненности. Система источников су­щественно зависит от формы государственного устройства. Федеративная природа российского государства имеет важное значение для построения системы источников российского конституционного пра­ва (ч. 2 ст. 5 Конституции РФ).

Отличительной особенностью источников конституционного пра­ва является и то, что в их систему все чаще стали входить и «нетрадици­онные» регуляторы, такие как правовой обычай и договор.

Новеллой для современной системы источников российского кон­ституционного права стало признание плюрализма источников права России не только с точки зрения признания иных, кроме считавших­ся таковыми ранее, источников (общепризнанных принципов и норм международного права, решений органов конституционного правосу­дия), но и различий по исходным началам — речь идет о естественном праве. Все настойчивее проводится мысль о том, что источники кон­ституционного права образуют две основные сферы: естественное пра­во и позитивное право.

К естественному праву относят общечеловеческие представления о свободе, справедливости, составляющие суть права. Эти представле­ния есть мерило демократизма любой системы права. Естественное право имеет огромное значение, как для законодателя, так и для право­применителя. Следует отметить, что широкого признания среди уче­ных и практиков России идеи естественного права в качестве источни­ков права пока, к сожалению, не получили. Они остаются лишь эле­ментом правосознания, как принципом-идеей, но не регулятором об­щественных отношений. Все же логика общественного развития России неумолима и приведет к признанию естественного права в ка­честве полноправного регулятора общественных отношений.

Система источников российского конституционного права вклю­чает:

1) Конституцию Российской Федерации 1993 г. — ведущий источ­ник конституционного права;

2) акты референдума;

3) Декларацию о государственном суверенитете РСФСР, принятую на I Съезде народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г.;

4) общепризнанные принципы и нормы международного права;

5) решения органов конституционного правосудия;

6) законы РФ (о поправке к Конституции РФ, федеральные консти­туционные, федеральные, законы субъектов РФ, конституции респуб­лик, уставы иных субъектов РФ);

7) регламенты палат Федерального Собрания РФ, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ;

8) нормативные правовые акты главы государства и правительства (нормативные указы Президента, нормативные постановления Пра­вительства РФ, нормативные правовые акты высших должностных лиц субъектов и исполнительных органов власти субъектов Феде­рации);

9) договоры: межгосударственные (Договор о создании Союзного государства России и Беларуси от 8 дек. 1999 г.), внутригосударст­венные (договоры о разграничении предметов ведения и взаимном де­легировании полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъекта РФ);

10) конституционно-правовые обычаи;

11) нормативные правовые акты органов местного самоуправ­ления;

12) правовые акты СССР и РСФСР.

Впервые о последнем из названных видов источников конституци­онного права (п. 12) было сказано в постановлении Верховного Совета РСФСР «О ратификации Соглашения о создании Содружества Неза­висимых Государств» от 12 декабря 1991 г., где отмечалось, что на тер­ритории РСФСР до принятия соответствующих законодательных ак­тов РСФСР нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не про­тиворечащей Конституции РСФСР, законодательству РСФСР и на­стоящему Соглашению. Впоследствии «Заключительные и переходные положения» Кон­ституции РФ подтвердили этот принцип преемственности: «Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Фе­дерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: