Средневековая патристика: теоцентризм, креационизм, теодицея. Учение Аврелия Августина: бог и мир, добро и зло - теодицея Августина, соотношение веры и разума

Патристика - совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей II - UIII вв. Данных христианских мыслителей именуют «Отцами Церкви».

Первый период патристики связан с деятельностью а п о л о г е т о в. Апологеты (от греч. Apologeomai – защищаю, оправдываюсь). ставили своей целью обоснование и защиту формирующихся христианских догматов. Крупнейший апологет Юстин Мученик (165 г) и его учение Татиан (175) противопоставлял христианство греческой философии. По Татиану основные идеи античной философии заимствованы в Библии.

Во второй половине II века апологеты выстраивают важнейший догмат христианского монотеизма - о троичности единого бога - бога-отца, бога-сына и бога-духа святого. Первое лицо троицы - Яхве Ветхого завета. Бог-сын - Христос-Логос, олицетворяющий центральный миф христианства о богочеловеке. Бог-дух святой заимствован из учения гностиков о духовной полноте бытия.

В конце III - начале IU в большое значение приобретает христологическая проблема. Это проблема сочетания в личности Иисуса Христа одновременно и божественной и человеческой природы. Наиболее значительное решение предложили каппадокийские «отцы церкви»: Григорий Назианзин (Богослов), Василий Кесарийский (Великий), Григорий Нисский. Необходимо выделить идеи Григория Нисского, поскольку как философ раннего христианства он более значителен. Философия с точки зрения Нисского - лишь средство толкования хрстианских догматов. Разум - орудие христианской веры. Григорий Нисский так же обосновал догмат троицы. Он рассматривает каждую из трех ипостасей равную друг другу. Нисский формулирует и окончательно закрепляет понимание христианского бога как нематериального и сверхприродного существа. Тем самым он впервые проводит различие между пантеизмом античной философии и теоцентризмом. Григорий Нисский задает понятийное содержание теоцентризму. Таким образом в доктрине каппадокийских «отцов церкви» складываются одни из основных концепций патристики: теоцентризм и креационизм.

Теоцентризм - тип мировоззрения, согласно которому бог - причина и основание окружающей действительности и человека. Теоцентризм является характерной чертой средневековой философии.

Креационизм - одно из основополагающих учений средневековой философии о сотворении богом мира во всем его многообразии предметов и явлений в ограниченный период времени, из «ничего».

Крупнейшим философом периода патристики следует считать Аврелия Августина (354-430). Августин систематизировал христианское вероучение. Мировоззрение Августина сугубо теоцентрично. Бог - исходный и конечный пункт всех человеческих суждений. Теолог исключает мысль о единстве бога и мира. Августин рассматривает христианского бога как личность, который творит мир и человека добровольно.

Концепция бога и мира Августина отличается фатализмом. Это означает, что мир и человек находятся в полной зависимости от божественной воли. Такое фаталистическое мировоззрение приводит Августина к и р р а ц и о н а л и с т и ч е с к о м у пониманию действительности. Окружающий мир полон необъяснимых фактов чуда, непостижимых для человеческого ума. Данные события воплощают божественную волю.

Аврелий Августин проанализировал учение Платона с точки зрения христианства. Идеи представляют собой воплощение мыслей бога-творца. Все вещи окружающего мира представляют собой копии божественных идей. Августин подчеркивает противоречие между вечным богом и изменяющимся материальным миром.

Как представитель патристики Августин попытался решить проблему зла, происходящего в мире. Первостепенный задачей для христианского философа становится попытка снять с бога ответственность за происходящее зло. Все сотворенное богом наполнено его абсолютной добротой. Бог, создавая вещи окружающего нас мира придал им меру, вес, порядок. В зависимости от этого в ни заключено и добро. Зло, по мысли Августина, - недостаток добра. Мир создан совершенным богом как наилучший из миров. Таков смысл т е о д и ц е и. Бог управляет миром, творя в нем благо и добро.

Познание окружающего мира предопределено превосходством веры над разумом. Иррационально-волевые факторы понимания мира преобладают над рациональными и логическими. Главный источник человеческих знания, по Августину, - вера в авторитет бога, отраженная в Библии. Известный тезис Августина «верь, чтобы понимать» еще раз доказывает, что вера предшествует знанию.

Нам важно отметить, что Августин дал философское обоснование такого соотношения веры и разума. Разум человека без помощи христианского вероучения не может обосновать истину. Познание окружающего мира основывается на двух источниках. Первый - опыт человека. Он является ограниченным. Вторым источником является вера. Она обращена к неоспоримым истинам Священного писания.

Чувства не отражают сущность вещей. Чувства непосредственно связаны с душой, которая имеет божественное происхождение. «Не выходи в мир, -пишет Августин,- а возвращайся к самому себе: внутри человека пребывает правда». Всякое знание внеопытно. Человек познает мир внутри своей души интуитивно. Такое познание Августин называет сверхъестественным, божественным озарением.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: