1. Воспитывающий характер обучения.
2. Связь обучения с жизнью.
3. Соответствующее обучение возрасту учащихся (принцип природосообразности).
Непосредственные принципы
1. Принцип сознательности и активности.
2. Принцип наглядности.
3. Принцип постепенности и систематичности.
4. Принцип упражнения и прочности знаний.
Все его принципы были направлены против зубрежки и схоластики. Он впервые заметил, что в процессе обучения важна не только деятельность учителя, но и ученика.
Много внимания Коменский уделял и личности учителя. Это не случайно, ибо именно он стоит у истоков воспитания, а воспитание, с т.др. Коменского, имеет огромную силу. «Следующий век будет таким, какие будут воспитаны для него будущие граждане».»Учитель – душа и сердце воспитания». «Учителям вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под Солнцем». Значит к учителю предъявляются повышенные требования: 1) призвание, любовь к своей профессии; «)трудолюбие; 3) постоянное стремление к пополнению знаний; 4)он должен уметь преподносить знания ученику; 5)учитель должен быть наделен высокими нравственными качествами, во всем служить примером для учащихся.
В течение не одного столетия Коменского считали великим педагогом, и только в середине XX столетия он был признан и оценен как мыслитель – философ, который предложил свою концепцию преобразования человеческого общества, изложенную в работе «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих». Этот труд состоит из 7 частей:
«Панегерсия» – «Всеобщее пробуждение»;
«Панавгия» – «Всеобщее озарение»;
«Пансофия» – «Всеобщая мудрость»;
«Пампедия» – «Всеобщее воспитание»;
«Панглоттия» – «Всеобщий язык»;
Панортосия» – «Всеобщее исправление»;
«Паннутесия» – «Всеобщее побуждение»;
Это произведение рассмотрите самостоятельно.
Джон Локк (1632 – 1704)
Д.Локк – известный английский философ, последователь Ф.Беккона. Родился в буржуазной семье, получил хорошее университетское образование. Много занимался врачебной практикой. Был домашним братьям и воспитателем в семье графа Шефстбери и достиг больших успехов. Более 30 лет преподавал в Оксфордском университете греческий язык, этику, риторику.