double arrow

Тема 1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческом обществах

1

Курс лекций по дисциплине «Педагогика», раздел «История педагогики»

Составитель к.п.н., доцент Емельянова М.В.

Содержание

 

Тема 1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческом обществах. 2

Тема 2. Школа и педагогическая мысль в средние века. 12

Тема 3. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Руси с древнейших времен до 13 века 20

Тема 4. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII век. 27

Тема 5. Школа и педагогика в странах Западной Европы в XVII-XVIII веках. 36

Тема 6. Школа и педагогическая мысль в России в XVII-XVIII веках. 44

Тема 7. Классики западноевропейской педагогики XIX века. 52

Тема 8. Становление системы образования в России и Беларуси в первой половине 19 века 63

Тема 9. Педагогическая мысль в России и Беларуси во второй половине ХIХ в. 71

Тема 10. Движение за реформу школьного образования в начале ХХ в. 87

Тема 11. Педагогические течения начала XX века. 92

Тема 12. Строительство советской системы образования и разработка ее теоретических основ в 1917-1945 гг. 97

Тема 13. Развитие системы народного образования в СССР с 1945 по 1992 гг. 109

Тема 14. Школа и педагогика в Западной Европе и США во второй половине ХХ века. 117

Тема 15. Система образования и педагогическая мысль в Республике Беларусь в конце ХХ – начале XXI века. 122

Тема 16. Модернизация системы образования в мире в начале XXI века. 129

Тема 1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческом обществах

 

1.Концепции происхождения воспитания.

2.Зарождение воспитания в первобытном обществе.

3.Появление организационных форм и приемов воспитания.

4.Классовая сущность воспитания в рабовладельческом обществе.

5.Система образования и воспитания, зарождение педагогической мысли в государствах Древней Греции.

 

Литература

1. Алексеев, В.П. Становление человечества / В.П. Алексеев. – М., 1984.

2. Джуринский, А.Н. История педагогики / А.Н. Джуринский

. – М., 2000.

3. Жураковский, Г.Е. Очерки по истории античной педагогики / Г.Е. Жураковский. – М., 1963.

4. Латышина, Д.И. История педагогики / Д.И. Латышина. – М., 1998.

5. Модзалевский, Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших времен до наших дней. / Л.Н. Модзалевский. Ч.1. – С. – П., 2000.

6. Тайлор, Э.Б. Первобытная культура / Э.Б. Тайлор. – М., 1989.

 

1. Историческое развитие человечества представляет собой постепенный переход от бессознательного состояния к сознательному, от подчинения внешней природе – к полной свободе духа, стремящегося к идеям истины, добра и красоты.

История педагогики рассматривается в контексте всемирной, к которой она относится как часть к своему целому. Специальная задача ее – показать, каким образом понимаема была на протяжении веков идея воспитания теоретически и насколько она была осуществляема практически. История педагогики раскрывает критическую деятельность человеческого разума в области воспитания, образования, обучения.

Изучение истории педагогики помогает представить картину воспитания у разных народов от младенческого периода, когда все исходит от семейного авторитета, а позднее от принципов, установленных общиной до юношеского, когда воспитанием начинает заниматься государство, и периоды мужской зрелости, когда воспитание исходит из свободно выработаны, сознательно принятых истин как о цели, так и средствах ее достижения.

Из сущности истории педагогики вытекаете значение. Осмысливая прошлое, мы лучше можем представить себе воспитательный процесс, исторический опыт – основание для педагогического искусства. История педагогики – это школа педагогической науки. Она представляет нам самую совершенную, самую объективную и научную часть педагогики, в которой нет личных пристрастий, ибо все, о чем нам предстоит говорить, прошло испытание времени и признано лучшим.

История педагогики имеет свои периоды развития.

1 период – дохристианское воспитание.

Высшее признание человека в этот период ограничивалось гражданственностью в своем государстве.

Воспитание в дохристианский период подразделяется:

а) субстанциональное воспитание восточных народов, у которых отдельная личность исчезает в общем и воспитывается именно с целью уничтожения;

б) индивидуальное воспитание древнеклассических народов – греков, римлян. Вместо восточной общности в воспитании уже выступает индивидуальность, но в пределах государственности. Идеалам воспитания у греков была прекрасная личность, а у римлян – практическая личность.

в) теократическое воспитание израильского народа, где отдельный человек входит в своего Бога и теряется своим бытием в своем Боге, закон и воля которого служат основанием его воспитания.

2.Христианское воспитание (период гуманного развития человечества и гуманного воспитания).

Этот период делится:

а) на историю педагогики до возрождения наук, когда сначала залагались те основы, которые дало христианство для воспитания, и вознесло монашество, а потом, благодаря рыцарству и развитию городской жизни, воспитание стало высвобождаться от католицизма и схоластики.

б) на историю педагогики после возрождения наук, со времени Реформации, начавшей борьбу с ортодоксально-иезуитским взглядом на воспитание.

3. период – Период общечеловеческого воспитания, которым было воодушевлено все прошлое столетие и которое переняло в христианстве гуманное воспитание нашего времени.

 

2. При рассмотрении вопроса о происхождении воспитания в историко-педагогической литературе длительное время была традиционна критика таких концепций происхождения воспитания, как эволюционно-биологическая (Симпсон, Летурно), сближающуюся воспитательную деятельность людей первобытного общества с наблюдаемой у высших животных инстинктивной заботой о своем потомстве, и психологическая ( Монро), объясняющая происхождение воспитания присущим детям, инстинктивно-бессознательным стремлением подражать взрослым.

Эта критика справедлива, ибо нельзя согласиться с теми исследованиями, которые полагают, будто различие между животным и человеком может быть сведено к положительным характеристикам. Они рассуждают так: если человек делает и использует орудия труда, то и у некоторых животных мог потом наблюдать такое самое. Люди строят жилищи, плотины, и бобры создают нечто подобное. В таких рассуждениях теряются качественные отличия человека от животного мира. Данные подходы не вскрывают социально-исторической обусловленности происхождения воспитания. А именно это и является основой происхождения воспитания.

Около 3 млн. лет тому назад из животного мира – отряда приматов – отпочковалась ветвь гоминид (семейство отряда приматов). Она послужила исходной формой эволюции предков человека – австралопитека и древних ископаемых людей – архантропов и палеоантропов. Шаг за шагом на протяжении миллионов лет происходили преобразования присущей инстинктивной заботы родителей о потомстве и присущего потомству инстинкта следования механизму передачи социального наследования культуры предыдущих поколений. Эту динамику можно проследить на этапе палеолитического развития человека. В пределах Евроазиатского региона первобытные люди появились в раннем палеолите (около 700 тыс. лет назад). Первые зачатки трудовой деятельности человека обнаруживаются в нижнем палеолите. К этому же периоду относят и появление примитивной членораздельной речи. В общинах палеоантропов совершенствовались способы изготовления орудий труда, охоты, другие виды коллективно-групповой деятельности. Эволюция хозяйственной деятельности вела к улучшению общих условий жизни. Все это в исторической перспективе подготавливало возникновение условий для зарождения воспитания.

Расширение опыта орудийной деятельности порождало потребность в его сохранении и продолжении. В результате детей стали привлекать к трудовой деятельности вместе со взрослыми (поддержание огня, приготовление пищи, сбор кореньев и плодов, участие в ловле рыбы и т.д.). Улучшалась жизнь – увеличивалась рождаемость. В условиях роста рождаемости происходили качественные изменения в заботе старших поколений о подрастающих детях. Воспитание детей становится коллективным делом, а передатчиками традиций и опыта жизни выступают представители старшего поколения. Безусловно, еще нет специально организованного воспитательного процесса, тем не менее совместный труд взрослых и детей приобретал со стороны старших обучающее направленный характер. При этом следует заметить, что воспитательные отношения с момента возникновения базировались на активности и самостоятельности детей.

Так начался процесс зарождения собственно человеческих форм воспитания с целью передачи не только опыта хозяйственной деятельности, но и воспроизводства необходимого типа личности, соответствовавшего условиям жизни. Примитивное воспитание в первобытных общинах набирало силу. Оно было равным для каждого, имея целью подготовку всех без исключения к основным видам передовой деятельности. Однако специально организованное воспитание по-прежнему отсутствовало. Субъектом воспитания выступала вся родовая община.

Забота о физической закалке детей, передача опыта трудовой деятельности были первоочередными. Но помимо этого дети включались в ритуальные обряды, т.е. в систему магических действий. Характерны в этом отношении игрушки – талисманы, фигурки животных и т.д. Ритуально – образцовая форма воспитания осуществлялась при помощи таких примитивных приемов, как подражание повадкам животного – тотема, пример поведения предка– героя и инсценировки предстоящей охоты, рыбалки и т.д.

Взаимоотношения всех членов родового коллектива были основаны на равенстве, групповой солидарности, взаимопомощи. Все эти качества составляли непреложный закон и регулятор поведения. Формирование соответствующих норм поведения у детей являлось примером заботы всего сообщества. С этой целью применялись специальные средства обучающе–воспитательного характера: участие в ритуальных церемониях, праздниках, танцах, применялись различные запреты – табу, устрашения, одобрения, порицание, предупреждение. Функцию своеобразного средства воспитания выполнял и устное народное творчество – песни, мифы, легенды, сказания и т.д.

Большую роль в развитии воспитания сыграла семья. Возникновение дуального брака способствовало зарождению домашне–семейной формы воспитания. Семья стала новым фактором воспитания и заботы о детях.

Девочки воспитывались матерью, ее сестрами, другими женщинами, мальчики – братьями со стороны матери. К 5 годам мальчики выходили из-под влияния семьи и воспитывались в общине, в группах сверстников. Это были первые импульсы институционализации воспитания. В этих условиях появилась первая в истории человечества форма воспитания и обучения, известная под названием инициации – совершение магических таинств – ритуальных обрядов посвящения, признания совершеннолетия и перевода юношей и девушек в класс взрослых. Инициации состояли из серии разнообразных испытаний, которые предварялись специальной подготовкой.

Они стали исторически первым общественным институтом, имевшим целью преднамеренную организацию учебно–воспитательного процесса. Инициацию проходили все подростки, достигшие 10–15 – летнего возраста. Подготовка к инициации осуществлялась в специальных домах, лагерях молодежи – мужские и женские. На время проведения инициации эти дома превращались в своего рода прообразы школ.

Программа обучения в этих домах включала определенный объем знаний и практических умений. Из мальчиков готовили земледельцев, охотников, рыболовов, воинов. Программа обучения для девочек включала знания и умения по домоводству, ткачеству, гончарному делу, плетению и т.д. Предусматривалась и физическая, ритуальная и социально–нравственная подготовка. В центрах подготовки молодежь учила наизусть наставления о ведении хозяйства, родовые предания, мифы, песни, изучали обряды, ритуальные танцы, закаливали волю и характер. В практике проведения инициаций складывались приемы обучающей деятельности. Главным приемом было повторение. Для запоминания использовали болевые ощущения (щипок, укол, удар). Система инициаций привела к тому, что в родовых общинах постепенно выделялись категории лиц, посвятивших себя обучению подрастающего поколения.

 

3. Постепенная интенсификация хозяйственной деятельности сопровождалась разделением труда. В родовой общине стали складываться группы людей, занимавшихся специализированными видами труда. Между родоплеменными объединениями завязывался обмен, возникала торговля. Это все создавало прибавочный продукт. На его основе в общинах зарождались предпосылки частной собственности и последующего неравенства. В результате внутри инициационной системы начали появляться специализированные знания, к которым не все имели доступ. К этим интеллектуальным знаниям допускались лишь дети родоплеменной знати. В таких инициационных учреждениях шло обучение будущих военачальников, жрецов, врачевателей и т.д. Это были закрытые школы.

Итак, в результате совершенствования производства усложняется содержание воспитания, складываются его организационные формы. Помимо практических знаний и умений дети постепенно начинают получать специальные, необходимые в разных сферах жизни. Возникают предпосылки для возникновения школы. Воспитание постепенно выделяется в самостоятельную область социальной практики.

 

4. Воспитание и обучение юношества в эту эпоху получило отражение в гомеровских поэмах «Илиаде» и «Одиссее». Школьных форм обучения гомеровская Греция еще не знала, но внимание к воспитанию детей было высоким. Сложился образ совершенного человека, личности образованной, развитой и физически, и нравственно. В воспитательной практике этим образом руководствовались как педагогической целью. Герои Гомера воспитывались домашними учителями, как правило, старшими. Таким предстает перед нами Феникс, учитель Ахилла. Он формирует свою цель так: «Да, тебя всему научу я: был бы в речах ты вития и делатель дел знаменитый».

Герои Гомера в совершенстве владеют устной яркой и образной речью, знают мифы, деяния богов и предков, историю своего народа, прекрасно поют и играют на музыкальных инструментах, читают письменные послания. Гомер характеризует идеального героя как «способного мыслить, мудрого». Грех архаической эпохи должен был быть развит физически, уметь пользоваться оружием. В этических поэмах даются в связи с этим следующие характеристики: «крепкий, выносливый», «стремительный, сильный мышцами», «способный вести бой». Художественно раскрыт Гомером и идеал нравственного воспитания: его герой «славный в потомках», «действующий как заведено по обычаю», «справедливый», «верный», «надежный». Конечная цель воспитания по Гомеру – достичь славы, превзойти в доблести своего отца: «Пусть о нем некогда скажут, из боя идущего видя: он и отца превосходит»: – говорит Гектор о своем сыне.

Воспитателями в это время применялись способы, с одной стороны, стимулирующие положительное поведение, с другой – порицающие и пресекающие нежелательное. Подросткам внушалось быть «лучшими среди сверстников». В период расцвета Эллады ведущую роль среди множества мелких государств играли Афины и Спарта. Эти два полярных города – государства дали два различных образца организации воспитания в древнегреческом мире.

В Спарте сложился идеал сильного духом, физически развитого, смышленого в военном деле, но по сути своей невежественного человека. Еще Аристотель заметил, что основной недостаток спартанского воспитания заключался в том, что спартанцы чувствовали себя уверенно лишь в ходе военных действий, а досугом своим пользоваться не умели, поскольку обладали ограниченным кругозором специализирующихся на военном деле людей. Напротив, в Аттике юношеству давалось широкое универсальное по тем временам образование. Афинянин Перикл в своей речи отличал: «…я утверждаю, что все наше государство – центр просвещения Эллады; каждый человек может, мне кажется, приспособиться у нас к многочисленным родам деятельности…»

Рассмотрим более детально эти две противоположные системы воспитания. Воспитание в Спарте было целиком и полностью в ведении государства. Благодаря подробным описаниям его, которые приведены Плутархом, его можно восстановить достаточно целостно.

В Спарте целенаправленному воспитанию человека придавали решающую роль. Плутарх в сочинении «Изучение спартанцев» привел легенду о том, как законодатель Ликург убедил в этом народное собрание. Для этого он показал старейшинам двух собак, одна из которых охотничьей породы, была приучена к лакомой пище, а вторая, сторожевой породы, – к псовой охоте. Когда перед ними положили еду и выпустили зайца, то каждая устремилась к тому, к чему была приучена. И он сделал вывод: «Воспитание для выработки добрых качеств значит больше, чем природа».

Общественное воспитание спартанцев начиналось с первого дня жизни. По свидетельству Плутарха, новорожденных осматривали старейшины. Слабых и уродливых детей кидали в пропасть Тайгет, а здоровых и крепких передавали кормилицам, которые прекрасно знали свое дело. Спартанские кормилицы ценились как профессиональные воспитательницы во всей Греции. Малышей не пеленали, оставляя свободу движения телу, их приучали соблюдать меру в еде и не быть разборчивыми в пище, учили не бояться темноты, не пугаться, кормилицы умело останавливали плач и капризы детей.

С 7 лет всех мальчиков собирали вместе и делили на так называемые агелы, которые состояли из более мелких подразделений – илов. В этих подразделениях дети жили, спали и занимались вместе. Агелу возглавлял один из мальчиков, отличавшийся умом и гимнастическими умениями. Плутарх называет агелы «школами послушания», где мальчики учились искусству повелевать и подчиняться. Обычные предметы занимали у спартанцев минимум времени. Грамоту они изучали только ради потребности жизни.

С 13 лет подростки обучались и воспитывались в «школах для гимнастических упражнений», которые возглавлял специально назначенный старейшинами «педоном», у него был помощник из числа старших юношей – «Эйрен». Эти школы находились под бдительной опекой старшего поколения. В этих школах подростки упражнялись в военном искусстве, участвовали в примерных сражениях, учебных походах. С ними проводили беседы нравственного содержания с целью научить отличать хорошее от плохого. Беседы проводили в форме вопросов и ответов и должны были приучить подростков к краткости и ясности речи. Отсюда и понятие «лаконичность» (Спарта в Лаконии).

Начиная с 14 лет ежегодно мальчики подвергались общественным испытаниям. Эти состязания подразделялись на гимнастические, где юноши показывали свои успехи в физической подготовке, и мусические, где они состязались в пении и игре на флейте.

Состязания в терпении и выносливости проводились в форме сечения подростков у алтаря Артемиды Ортии. По воспоминаниям Плутарха: «Мальчиков в Спарте пороли бичом… в течение целого дня, и они нередко погибали под ударами. Мальчики гордо и весело соревновались, кто из них дольше и достойнее перенесет побои, победившего славили, и он становился знаменитым». Формированию качеств воина – победителя служило и такое государственное мероприятие, как криптия – военный поход молодежи, во время которого они наделялись правом тайного ночного убийства самых сильных и боеспособных из среды порабощенного населения – илотов.

Только после прохождения всех этапов государственного воспитания юноши становились полноправными гражданами.

В Афинах дети до 7 лет, находясь в семье, получали традиционное семейное воспитание. Оно было ориентировано на развитие тела, чувства красоты и формирование духовно-нравственного склада личности.

В 7 лет начинался этап школьного обучения. В состоятельных семьях забота о маленьких школьниках возлагалась на раба – воспитателя, педагога. Этот более или менее образованный раб сопровождал ребенка в школу и следил за ним дома, оказывал большое влияние на развитие личности.

Афинские учебные учреждения – дидаскалейоны – были частными, следовательно, платными. Существовало 2 типа начальных школ: мусические и гимнастические 9палестры). В мусической школе преподавали учитель – грамматист и учитель – кифарист. Здесь обучали чтению, письму, счету.

Обучение грамоте осуществлялось буквослагательным методом. Использовались навощенные дощечки – церы, на которых ученики стилями – заостренными палочками – наносили буквы, составляли тексты, вели записи вычислений.

Мусическое воспитание охватывало те сферы культуры, которые находились под покровительством муз. В их ведении были: поэзия, музыка, танцы, наука, творчество.

В мусических школах заучивывались отрывки из произведений Гомера, Эзопа, Эсхила, Софокла, Еврипида и т.д. Музыка, поэзия, грамматика были так тесно связаны, что преподавать их мог один учитель, параллельно обучая их игре на лире и кифаре. Игре на флейте в Афинах не обучали, т.к. считалось, что она не сочеталась с устной и письменной речью.

В палестрах (гимнастические школы) дети упражнялись в беге, борьбе, прыжках, метании диска и копья, подготавливались к участию в общественных состязаниях. От 16 до 18 лет подростки учились в государственных учреждениях – гимнасиях. В Афинах было 3 вида гимнасий – Академия, Ликей, Киносарг.

Все они располагались за чертой города, вблизи храмов, были окружены садами и являлись излюбленными местами отдыха афинян.

Гимнасий Академия располагался у священной рощи и храма легендарного аффинного героя Академа. В садах Академа стояли жертвенники музам и Прометею, согласно легенде, подарившего людям письменность. В помещении этого гимнасия Платон собирал своих учеников.

Гимнасий Ликей находился возле храма Апполона Ликейского. В этой гимнасии преподавал Аристотель.

В гимнасии Киносарг могли обучаться не только дети полноправных афиян. Рядом с этим гимнасием находилось святилище Геракла, легендарного полубога – труженика, который являлся патроном – покровителем этой школы.

С 18-летнего возраста афинские юноши состояли в эфебии – организации по подготовке юношей к законной и гражданской службе. Здесь юноши проходили двухгодичную подготовку в воинских формированиях, находясь на государственном обеспечении. После 1 года службы они приносили клятву на верность афинскому государству. Женское воспитание в Спарте было тоже общественным. Чтобы сделать девочек способными и пригодными к рождению хороших детей (это было главное призвание благородных женщин). Им также предписывался гимнастический курс. Они упражнялись на особо устроенных для этого плацах. Такими упражнениями были: скакание, бег на пятках, борьба, прыжки, метание копья и диска. Они носили шерстяную легкую одежду. При упражнении гимнастике платье поднималось до бедра. Поэты в этой связи придали им этикет «бедрообнаженные». Кроме того, они учились музыке и пению, а также танцам. Девушки являлись с открытым лицом и полуобнаженными не только на гимнастической площадке, но и на публичных процессиях, на рынке, часто их сопровождали юноши.

Росли они бодрыми, сильными на солнце и чистом воздухе, живя более под открытым небом, чем под душной кровлей. Они не были мастерицами ткать, прясть, но зато хорошо умели управлять домом, сознавая себя членами государства, могли смело и свободно рассуждать с мужьями об общественной жизни. После замужества они носили просторные платья и выходили из дома только под покрывалом. Их мнения уважали, их порицания боялись, их похвалы ревностно искали мужчины. Мысль о супруге воодушевляли мужа, воспоминание о матери возбуждало сына ко всему, что было возвышенно для спартанца.

Образование женщины в Афинах было ограничено. Местопребыванием для нее служили самые отдаленные части дома. Ее общество составляли дети и рабыни. Главный предмет материнских забот – красота дочери. Чтобы не утратить стройности, девушка должна была мало есть. Стан ее шнуровался с помощью широкой ленты, волосы красились, брови сурмились. Костюм девушки составляла мантия, которая поддерживалась поясом. Голову украшали венками. Девушки были прикованы к домашнему быту. Имели слабый, бледный вид. Их призванием было прясть, ткать, шить, вязать и т.п. Кроме того, их немного учили читать, писать, петь, играть на лире. Формировались такие качества, как честность, кротость, нравственная чистота, бережливость.

5. В древнем Риме существовала смешанная Греко-римская культура, и образованные римляне владели, как латинским, так и греческим языками. Традиции образования у римлян уходили своими истоками в практику семейно-домашнего воспитания. Семейное устройство было типично патриархальным. По римским «Законам XXII таблиц» отец имел право лишить жизни сына–младенца, продать взрослого сына, т.е. был полновластным владыкой в семье. За воспитание детей глава семьи нес ответственность перед общиной.

Описание традиционного римского образования нашло отражение в сочинении Катона Старшего в его «Книге, посвященной сыну».

Со II века до н.э. в Риме начинает преобладать грамматический идеал воспитания, однако, со своими особенностями. На второй план уходят занятия счетом, их оттесняет изучение законов. Уроки музыки и гимнастики фактически отсутствуют. Вместо них юношество обучают верховой езде, фехтованию и плаванью. В семьях римской знати – нобилей – господствует домашнее обучение с приглашением учителей – греков. Однако далеко не все могли себе это позволить.

Школьное образование было организовано следующим образом. Элементарное образование давалось в тривиальных школах. Это были частные школы с неопределенным сроком обучения и различными программами. Нередко вместе с мальчиками учились и девочки. Размещались эти школы где придется: в жилище учителя, в мастерской ремесленника, а то и прямо на улице во дворе (отсюда и название тривиум – перекресток). Дети сидели ни полу, а учитель на стуле. Детей учили законам Рима, чтению, письму, счету.

Методика обучения была та же, что и в Древней Греции, а цели – более прагматичны, что превращало римские школы в типичные школы учебы. Профессия учителя элементарной школы приравнивалась к профессии ремесленника и не пользовалась уважением. Учителя, открывая школу, сами искали учеников, сами взимали плату с родителей. Доходы учитель имел мизерные.

Грамматические школы (школа повышенного типа) первоначально открывались греческими учителями и мало отличались от школ Др.Греции. Со II века до н.э. распространяются латинские и греко-латинские грамматические школы. Обучались в них мальчики от 12 до 16 лет. Для этих школ создавались учебники, хрестоматии, содержащие отрывки из произведений Гомера, Вергилия, Цицерона и др. авторов. Учителя этих школ занимали более высокое положение. Иногда они состояли на государственной службе и получали жалование.

Для молодежи аристократического происхождения существовали риторские школы. Программа обучения включала ораторское искусство и практические упражнения по составлению речей на заданную тему. Параллельно давались знания по философии, праву, истории. Ориентировано было обучение на всестороннее умственное развитие. Учителя этих школ были людьми состоятельными и играли важную роль в политической жизни Римской империи.

Для семей римской знати создавались своеобразные воспитательные центры – коллегии юношества. Впервые они были образованы императором Августом в Риме для молодежи патрицианских родов с целью формирования правящей элиты, затем они распространились по всей империи. На завершающем этапе обучения для учеников устраивали образовательные поездки в культурные центры культуры и просвещения – Афины, Александрию и т.д.

В Римской империи был установлен устойчивый школьный канон. Он называл 9 основных школьных дисциплин: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, медицина, архитектура. Позже из школьного курса были исключены медицина и архитектура. Школьные предметы были названы «свободными искусствами» и предназначались для детей элиты. Для рабов существовали «механические искусства», готовившие их к ремесленной, производственной деятельности. На исходе римской империи утвердилось двух частное деление школьного курса: тривиум и квадривиум.

Грамматика, риторика, диалектика составляли тривиум. Арифметика, геометрия, астрономия, музыка составляли квадривиум.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


1

Сейчас читают про: