Теперь рассмотрим понятие «сбора»

П.2 ст. 8 Налогового Кодекса РФ посвящен специфическому обязательному платежу – сбору (фискальному сбору).

Согласно п. 2 ст. 8 НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В числе признаков, которые выделяет Налоговый Кодекс РФ, определяя понятие "сбор", можно отметить:

а) обязательность платежа, которым обременяются организации и физические лица;

б) взимание сбора является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий.

Иные признаки сбора в ст.8 НК РФ не упоминаются.

Таким образом, первый признак сбора это - признак обязательности.

Этим признаком сбор схож с налогом.

Как уже упоминалось при комментировании аналогичного признака налога, государство вправе и обязано принимать меры по установлению обязательных платежей в целях защиты прав и законных интересов общества и государства, и этим предопределяется обязательный порядок уплаты налоговых платежей.

Другой признак сбора, указанный в ст. 8 НК РФ – то обстоятельство, что взимание сбора является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий.

Эта особенность сбора позволила Конституционному Суду судить о сборе как об индивидуально-возмездном платеже. По мнению многих ученых-юристов, признак возмездности является отличительным признаком сбора, позволяющим отделить его от налога. Так, например, Ю.А. Крохина отмечает, что "в отличие от налога, сборы взимаются за оказание частному субъекту определенных услуг»

Теперь об этих признаках подробнее.

Возмездность должна проявляться в том, что орган, оказание услуг которого сопровождается уплатой сбора, должен оказать плательщику встречную услугу. Именно встречность требований может означать наличие некой возмездности. Однако в случае уплаты сбора именно встречность требований и отсутствует.

Законодатель указывает, что уплата сбора является одним из условий совершения действий в отношении плательщика, то есть уплата сбора не влечет безусловной обязанности уполномоченного лица совершить юридически значимые действия (необходимо наличие прочих условий), и в то же время юридически значимые действия могут быть совершены в ряде случаев и без уплаты сбора. Совершая юридически значимое действие, уполномоченные государством органы выполняют определенные государственные функции, и в связи с этим взимается сбор, который должен заставить плательщика ответственно подходить каждый раз, обращаясь к этим уполномоченным органам. Сбор, таким образом, имеет скорее дисциплинирующее значение и не является индивидуально-возмездным. В этой связи позиция Конституционного Суда об индивидуально-возмездной природе сбора не совсем верна.

Анализируя понятие "сбор", можно сделать вывод, что "совершение юридически значимых действий" является существенным признаком, позволяющим различать "налог" и "сбор".

Контрольные вопросы.

1.Дайте определение налога и сбора.

2.Перечислите принципы налогообложения.

3.Какие функции выполняют налоги?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: