Особенности исследования кожи, подкожного слоя, мышечной , костно- суставной системы и лимфоузлов

Лекции №1- 2 Особенности методов исследования органов дыхания, ССС и органов кроветворения у детей

 

План лекционного материала.

I. Введение. Понятие субъективных и объективных методов обследования. Источники информации при работе с ребёнком. Связь пропедевтики с ранее изучаемыми предметами.

II. Особенности исследования кожи.

А) общие требования

Б) оценка цвета кожных покровов

В) оценка чистоты кожных покровов

Г) оценка влажности и эластичности кожных покровов

III. Особенности исследования подкожно-жирового слоя, лимфатических лимфоузлов у детей.

IV.Особенности обследования костно- суставной системы ребёнка.

V. Особенности обследования органов дыхания у детей.

А) опрос, осмотр, сбор жалоб и анамнеза.

Б) особенности объективного обследования органов дыхания у детей. Возрастные нормы.

В) особенности дополнительных и лабораторных методов исследования органов дыхания у детей. Возрастные нормы.

VI. Особенности обследования органов кровообращения у детей.

А) опрос, осмотр, сбор жалоб и анамнеза.

Б) особенности объективного обследования органов кровообращения у детей. Возрастные нормы.

В) особенности дополнительных и лабораторных методов исследования органов кровообращения у детей. Возрастные нормы.

VII. Особенности обследования органов кроветворения у детей.

А) опрос, осмотр, сбор жалоб и анамнеза.

Б) особенности объективного обследования органов кроветворения у детей. Возрастные нормы.

В) особенности дополнительных и лабораторных методов исследования крови у детей. Возрастные нормы.

 

Методы исследования ребёнка такие же, как и взрослого человека, это - субъективные и объективные методы. К субъективным относится опрос, осмотр. К объективным относятся: пальпация, перкуссия, аускультация. Кроме этого, объективную информация дают дополнительные методы исследования: лабораторные и инструментальные.

Несмотря на то, что методы исследования одинаковые, они имеют ряд особенностей как в методике проведения, так и в интерпретации полученных данных. Наша задача в эти первые две лекции ознакомиться с этими особенностями.

Любое первое общение с маленьким пациентом начинается со сбора информации.

Источником информации (паспортные данные, жалобы, анамнез заболевания и анамнез жизни) может стать и сам пациент (если он достаточно взрослый и если вы достаточно опытны в общении с детьми), его родители, медицинский персонал. В ряде случаев источником информации может стать и медицинская документация, из которой мы можем почерпнуть необходимые нам сведения.

Про оценку физического и нервно- психического развития и особенности развития ребёнка в разные возрастные периоды вы говорили в прошлом году на дисциплине

«Здоровый человек», разделе «Здоровый ребёнок». В этом году мы начнём с методов исследования и оценки состояния кожи, подкожного слоя, костно- мышечной системы и лимфоузлов, так как невозможно оценить состояние в целом той или иной системы без этих показателей.

 

Особенности исследования кожи, подкожного слоя, мышечной, костно- суставной системы и лимфоузлов.

Исследование кожи проводится в тёплом помещении. Ребёнка следует при этом полностью раздеть, повернуть к источнику дневного света. Исследование проводится тёплыми сухими руками. Оценивается цвет кожи, чистота, влажность и эластичность. Цвет кожных покровов у детей может быть розовый, телесный, бледный, гиперемированый, желтушный, синюшный, серый и т.д. Позже, изучая патологию мы будем говорить об изменении цвета кожи при той или иной патологии, не следует забывать, что изменения цвета кожных покровов могут наблюдаться и в норме. Например, бледность кожных покровов может наблюдаться если у ребёнка глубоко расположены кожные капилляры или если у ребёнка имеется избыточное отложение в коже жира. Покраснение кожи является нормой при физиологической эритеме новорождённых.

Для того, чтобы оценить чистоту кожных покровов, необходимо очень внимательно осмотреть кожу, слизистые и складки. На коже могут быть различные высыпания:

- петехии- мелкие капиллярные кровоизлияния, которые при надавливании пальцем не исчезают.

- экхимозы –кровоподтёки различной величины.

-подкожные гематомы – кровоизлияния в подкожную основу, наполненные свернувшейся кровью.

- опрелости - воспалительные поражения кожи, которые появляются при плохом уходе.

- бородавки.

-пиодермии- гнойничковые поражения кожи.

-экзема- раздражение кожи вследствие повышенной сенсибилизации (аллергической настроенности.)

- себорея – патологическое состояние кожи, связанное с усиленной функцией сальных желёз (плотные жёлтые корочки, а иногда даже угри).

Для детских инфекционных заболеваний характерно появление везикул, пятен, папул, которые имеют характерный вид и особенности, которых мы коснёмся на занятиях.

Кожа бывает чистая, а если вы видите какие- либо элементы, то подробно их описываете.

Для того, чтобы оценить влажность кожи надо тыльной стороной своих рук провести по коже ребёнка, кожа бывает сухая, влажная, и умеренной влажности.

Для оценки эластичности кожных покровов. Необходимо собрать кожные покровы ребёнка в складочку, можно на кисти, тыльной поверхности плеча или бедра, если складка после этого легко разглаживается. То кожные покровы эластичные, если нет, то эластичность кожи снижена.

В детском возрасте легко возникают отёки кожи, это могут быть волдыри (острый ограниченный отёк кожи), которые возникают мгновенно, сопровождаются зудом и отёк Квинке (ангионевротический отёк)- ограниченный или диффузный отёк подкожной клетчатки и слизистых оболочек, возникает тоже быстро, но при этом не сопровождается зудом. Для определения нарушения водного обмена и динамики отёчного синдрома у детей так же, как и у взрослых используется проба Мак-Клюра-Олдрича со стерильным раствором натрия хлорида. У детей в норме появившийся волдырь рассасывается до года – 30 минут, до 5 лет- 35 минут, до 14 лет – 50 минут.

Толщина подкожно- жирового слоя у детей определяется на лице (осмотром). Животе, плече и бедре. В норме у детей на лице должны сохраняться на щеках комочки жировой ткани (комочки Биша), а толщена п/ж слоя на животе должна быть в пределах 1-1,5 см. Для оценки нужно захватить двумя пальцами (большим и средним) участок кожи на животе, бедре, плече.

У детей может наблюдаться диффузное уплотнение кожи и подкожной основы – склерема(чаще на первой неделе жизни). а может быть и склередема – жировые, плотные отложения в области икроножных мышц(чаще на подошвах и ладонях.

Л\У исследуются по основным группам той же методикой, как и у взрослых., оценивая их количество, величину, консистенцию, подвижность, отношение к другим соседним узлам(спаяны или нет), отношение к коже (спаяны или нет), и чувствительность

(болезненность).

Для оценки мышечной системы пользуются осмотром и пальпацией.Определяется объём и характер активных и пассивных движений, степень развития мышц, наличие атрофий, парезов, параличей Иногда используют дополнительные методы исследования (электромиографию, хронаксиметрию, актографию.). Мышечную работоспособность определяют при помощи эргографов и эргометров. Симптомами мышечной гипотонии являются симптом «дряблых плеч», «складного ножа», «поза султана», «лягушачий живот».

При исследовании костно- суставной системы пользуются опросом, осмотром и пальпацией. При опросе активно выявляют наличие и характер боли (при движениях, в покое, при ходьбе, утром, по ночам, длительные или кратковременные). При осмотре уделяют внимание на соответствие роста ребёнку его возрасту: размеры головы, длина конечностей, пропорциональность. Детям до года обязательно измеряют окружность головы (методика антропометрии) и пальпируют и измеряют роднички. Малый родничок находится между затылочной и теменными костями и к рождению у большинства детей закрыт. Большой родничок находится в месте соединения теменных и лобной костей, имеет ромбовидную форму и размеры его при рождении 2.5 * 3 см(измерение проводится от стороны к стороне).Закрывается он к 10 -11 мес, а при патологии костной системы позже. Оценивается так же состояние костей. Могут наблюдаться признаки разрастания костей (гиперплазии), и признаки размягчения костей (остеомаляции). Наиболее характерны эти изменения для рахита.

Для оценки состояния стопы и выявления плоскостопия проводят осмотр стопы. Ребёнка ставят коленями на стул лицом к спинке стула, стопы свободно свисают со стула. Оценивают состояние продольного и поперечного сводов (нормальный, плоский, повышенный),форму пальцев, положение пятки(нормальное, вальгусное или варусное), ширину перешейка, соединяющего область пяточной кости с передней частью стопы (в норме 1/2-1/3 поперечной оси стопы. Для более точного определения плоскостопия проводят плантографию (на поверхности листа делается отпечаток подошв стоп (можно мокрых, можно смазанных маслом, можно на тёмном листе, смазанных мелом).

Суставы оценивают в положении покоя (лёжа, сидя, стоя), оценивают положение больного, контуры, форму и объём движений в суставе, окраску и температуру кожи над суставом, болезненность при пальпации, подвижность. При этом обязательно сравниваются аналогичные суставы.

Из инструментальных методов исследования для оценки состояния костно-суставной системы используется рентгенологическое исследование, артрография (исследование суставной сумки). Электрорентгенография (изображение на простой писчей бумаге), томогафия костей и суставов (послойное снимки), исследование спомощью радиоизотопов, артроскопия(визуальное исследование с помощью скопа), проводится пункция сустава для оценки синовиальной жидкости.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: