Понятие налоговых правоотношений

Налоговые правоотношения

  1. Понятие налоговых правоотношений
  2. Структура налоговых правоотношений
  3. Содержание налогового правоотношения
  4. Виды налоговых правоотношений
  5. Объект налогового правоотношения

Понятие налоговых правоотношений

 

В конце XX столетия происходит дальнейшее углубление представлений о взаимосвязи норм налогового права и правоотношений, раскрываются отличия налоговых правовых отношений от гражданско-правовых, финансовых, специально исследуются категории субъективных прав и субъективных юридических обязанностей в налоговых правоотношениях (А.В.Брызгалин, Д.В.Винницкий, Е.Ю.Грачева, О.Н.Горбунова, В.И.Гуреев, М.В.Карасева, А.Н.Козырин, Ю.А.Крохина, И.И.Кучеров, С.Г.Пепеляев, Г.В.Петрова, Э.Д.Соколова, Н.И.Химичева и др.). В настоящее время внимание ученых приковано к углубленной разработке отдельных сторон проблемы и в особенности решению вопроса о месте налоговых правоотношений в системе других правовых явлений.

Проблема налоговых правовых отношений относится к числу наиболее сложных комплексных проблем науки налогового права, она порождала и порождает оживленные обсуждения, причем круг спорных вопросов весьма велик. Остается остродискуссионным само понятие налогового правоотношения, его классификация, вопрос об объекте правоотношения, о содержании субъективных прав и субъективных юридических обязанностей. В новейших научных публикациях подняты нерешенные вопросы относительно содержания правосубъектности налоговых органов, ее соотношения с понятиями “правоспособность”, “дееспособность”, “правовой статус”. Продолжается разработка теории юридических фактов с вычленением вопросов их классификации и регулятивной роли в возникновении налоговых правоотношений.

Следует напомнить, что специфика правоотношений вообще как сознательно-волевых отношений состоит в том, что они всегда возникают на основе норм права и представляют собой связь (корреспонденцию) юридических субъективных прав и обязанностей их участников, поэтому освещение природы правоотношения как основной формы реализации норм права, определение узловых понятий, характеризующих правоотношения, представляют значительный интерес в теории налогового права. При этом нужно исходить из того теоретического постулата, что налоговое правоотношение – это специфический результат воздействия нормы налогового права на фактическое общественное отношение.

Большинство ученых под налоговыми правоотношениями понимают разновидность финансовых правовых отношений, урегулированных нормами налогового права, это отношения по введению и взиманию налогов и сборов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений. Отдельные авторы считают, что основными в данном случае следует признать отношения по установлению и взиманию налогов и сборов, а иные отношения являют производными от них. [1] Справедливо утверждение о том, что под налоговым правоотношением следует понимать общественное отношение, возникающее на основе реализации норм налогового права, что налого­вое правоотношение является разновидностью правоотношения финансового, ибо налоговое право является подотраслью финансового права. В связи с этим их характеристика в основных чертах сходна.

Действительно, налоговое право выступает подотраслью финансового права, так как объединяет несколько правовых институтов этой отрасли. Внешним выражением подотрасли права является наличие в ней такой группы норм, которая содержит общие принципиальные положения, присущие нескольким (но не всем) правовым институ­там данной отрасли. Налоговое правоотношение реализуется в сфере налоговой деятельности органов государства и органов местного самоуправления в той части их деятельности, которая обеспечивает сбор денежных средств в казну государства и муниципальных образований.

Иногда обращается внимание на публичность деятельности государства и тогда под налоговым правоотношением понимается урегули­рованное нормами налогового права общественное отношение, возникающее в процессе организации и осуществления государст­вом налоговых изъятий принадлежащего организациям и физи­ческим лицам имущества в целях финансового обеспечения пуб­личной деятельности. Отличительной особенностью данных от­ношений является то, что они не могут существовать фактически вне своего правового оформления, общественные отношения моделируются в процессе их пра­вового регулирования. В конечном счете от воли законодателя за­висит выбор конкретной модели налогообложения. При этом не исключена возможность формирования доходной части бюджета за счет одних лишь неналоговых источников.[2]

Налоговые правоотношения, как и финансово-правовые отношения, являются пуб­лично-правовыми, имущественными отношениями, возникают на основе норм налогового права, которые отражают в себе интересы государства, общества, личности.

Налоговые правоотношения являются, в сущности, отношениями экономическими, так как они имеют не только натурально-вещественную, но и стоимостную форму и представляют собой экономические отношения в стоимостной, т. е. денежной, форме.

Авторитарный, императивный метод правового регулирования, используемый в налоговом праве, позволяет охарактеризовать налоговое правоотношение как властное отношение на основе субординации, подчинения. Государственная воля проявляется в норме налогового права, налогоплательщики и налоговые агенты обязаны исполнить ее предписание.

В содержании налогового правоотношения всегда отмечается его имущественный характер, в силу чего его следует рассматривать как властно-имущественное отношение.

Налоговые правоотношения, также как и административ­но-правовые, по юридической связи их участников можно охарактеризовать как отношения субординации, соподчинения. Это выражается в праве законодательного (представительного) органа государственной власти как одной стороны правоотношения издавать правовые акты, обязательные для исполнения организационно неподчиненной ему другой сто­роной правоотношения. Главная характеристика этой властности, сопод­чиненности заключается в юридическом неравенстве сторон налогового правоотношения, так как одни субъекты налогового право­отношения обладают юридически властными полномочиями в от­ношении других субъектов. Даже в случае возникновения правоотношений договорного типа, например, заключении договора при предоставлении налогового кредита, ин­вестиционного налогового кредита (п. 7 ст. 68 НК РФ), юридически неравное положение участников таких правоотношений остается неизменным: налоговый орган, прежде всего, принимает управленческое решение о предоставлении со­ответствующему субъекту налогового кредита. Договор выступает средством оптимизации налоговых отношений, является лишь формой реализации властных полномочий налогового органа.

Таким образом, под налоговым правоотношением следует понимать общественное отношение, урегулированное нормами налогового права, возникающее только на основе норм налогового права, реализуемое в сфере налоговой дея­тельности органов государства и органов местного самоуправления, имеющее властный, в основном имущественный характер.

Для возникновения налогового правоотношения необходимо наличие целого ряда обстоятельств: Нормативным основанием является обязательное наличие нормы налогового права, ибо без нее налогового правоотношения возникнуть не может. Фактическим основанием для возникновения налогового правоотношения является обязательное наличие юридического факта – конкретного фактического жизненного обстоятельства, с которым норма налогового права связывает возникновение, изменение или прекращение налогового правоотношения. Поведение управомоченного и обязанного лица в налоговом правоотношении непосредственно зависит от юридического факта, породившего его, помимо того, эта мера поведения записана в общей форме в норме налогового права.

Многообразие общественных отношений, на которые воздействует налоговое право, обусловливает и усложняющееся многообразие самих юридических фактов, в которых прямо и непосредственно воплощается все большее возрастание регулятивной роли норм налогового права.

Классификация юридических фактов проводится по различным основаниям:

1. По последствиям, которые они вызывают: устанавливающие, изменяющие или прекращающие правоотношения, причем эта динамика может касаться как самих субъектов, так и содержания субъективных прав и обязанностей.

2. По гносеологической природе фактов (по волевому моменту): события, т.е. факты, не зависящие от воли и сознания людей, и действия, т.е. факты, как порождение сознательного волевого поведения людей. Поэтому к действиям в юридическом смысле не относятся внутренние психические процессы людей, равно как и непроизвольные поступки, совершенные без участия сознания и воли. Но к действиям относятся не только внешне выраженные волеизъявления, активные поступки, но и сознательные воздержания от действий.

В последнее время в юридической литературе все чаще стали в качестве самостоятельного вида выделять состояния, которые могут быть результатом как события, так и действия. В большинстве случаев под состоянием понимается длящийся во времени юридический факт.

3. По юридической природе действий: правомерные и неправомерные факты. К первым относятся все виды действий, являющиеся актами активной реализации права, т.е. юридические акты, административные акты (приказы, распоряжения, указания и т.п.); акты юрисдикционных органов (судебные органы); фактические правомерные действия, не противоречащие налоговому праву. К неправомерным фактам относятся: дисциплинарные проступки, административные правонарушения, гражданские правонарушения (деликты), преступления.

4. По структуре — простые (элементарные) и сложные (фактические) составы.

Волевым основанием для возникновения налогового правоотношения является проявление интереса субъектов налогового права, желание вступить в налоговое правоотношение, что предполагает выбор различных форм поведения. В правоотношении государственная воля, выраженная в норме права, опосредуется волей участников правоотношения.

Информационным основанием для возникновения налогового правоотношения является наличие определенного уровня налоговой культуры, отражающее степень налоговых знаний, отношения к налогам и сборам, их позитивное восприятие и соответствующее правовое поведение. Чем выше уровень налоговых знаний, тем выше должен быть уровень правомерного поведения субъектов в налоговых правоотношениях

Признаки налоговых правоотношений:

1) императивный характер. Возникают не из договора, а по прямому указанию закона, причем согласие сторон на установление правоотношения не требуется, возможности участников действовать по собственному усмотрению максимально ограничены;

2) вертикальный, властный характер. Обязательным участником налогового правоотношения является уполномоченный государством субъект, наделенный компетенцией;

3) публично-правовой характер. Реализация налоговых правоотношений преследует целью формирование централизованных фондов денежных средств для реализации общего блага — интересов всего населения, а не частных интересов отдельных лиц;

4) многосторонний характер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: