Налоговые правоотношения
- Понятие налоговых правоотношений
- Структура налоговых правоотношений
- Содержание налогового правоотношения
- Виды налоговых правоотношений
- Объект налогового правоотношения
Понятие налоговых правоотношений
В конце XX столетия происходит дальнейшее углубление представлений о взаимосвязи норм налогового права и правоотношений, раскрываются отличия налоговых правовых отношений от гражданско-правовых, финансовых, специально исследуются категории субъективных прав и субъективных юридических обязанностей в налоговых правоотношениях (А.В.Брызгалин, Д.В.Винницкий, Е.Ю.Грачева, О.Н.Горбунова, В.И.Гуреев, М.В.Карасева, А.Н.Козырин, Ю.А.Крохина, И.И.Кучеров, С.Г.Пепеляев, Г.В.Петрова, Э.Д.Соколова, Н.И.Химичева и др.). В настоящее время внимание ученых приковано к углубленной разработке отдельных сторон проблемы и в особенности решению вопроса о месте налоговых правоотношений в системе других правовых явлений.
Проблема налоговых правовых отношений относится к числу наиболее сложных комплексных проблем науки налогового права, она порождала и порождает оживленные обсуждения, причем круг спорных вопросов весьма велик. Остается остродискуссионным само понятие налогового правоотношения, его классификация, вопрос об объекте правоотношения, о содержании субъективных прав и субъективных юридических обязанностей. В новейших научных публикациях подняты нерешенные вопросы относительно содержания правосубъектности налоговых органов, ее соотношения с понятиями “правоспособность”, “дееспособность”, “правовой статус”. Продолжается разработка теории юридических фактов с вычленением вопросов их классификации и регулятивной роли в возникновении налоговых правоотношений.
|
|
Следует напомнить, что специфика правоотношений вообще как сознательно-волевых отношений состоит в том, что они всегда возникают на основе норм права и представляют собой связь (корреспонденцию) юридических субъективных прав и обязанностей их участников, поэтому освещение природы правоотношения как основной формы реализации норм права, определение узловых понятий, характеризующих правоотношения, представляют значительный интерес в теории налогового права. При этом нужно исходить из того теоретического постулата, что налоговое правоотношение – это специфический результат воздействия нормы налогового права на фактическое общественное отношение.
Большинство ученых под налоговыми правоотношениями понимают разновидность финансовых правовых отношений, урегулированных нормами налогового права, это отношения по введению и взиманию налогов и сборов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений. Отдельные авторы считают, что основными в данном случае следует признать отношения по установлению и взиманию налогов и сборов, а иные отношения являют производными от них. [1] Справедливо утверждение о том, что под налоговым правоотношением следует понимать общественное отношение, возникающее на основе реализации норм налогового права, что налоговое правоотношение является разновидностью правоотношения финансового, ибо налоговое право является подотраслью финансового права. В связи с этим их характеристика в основных чертах сходна.
|
|
Действительно, налоговое право выступает подотраслью финансового права, так как объединяет несколько правовых институтов этой отрасли. Внешним выражением подотрасли права является наличие в ней такой группы норм, которая содержит общие принципиальные положения, присущие нескольким (но не всем) правовым институтам данной отрасли. Налоговое правоотношение реализуется в сфере налоговой деятельности органов государства и органов местного самоуправления в той части их деятельности, которая обеспечивает сбор денежных средств в казну государства и муниципальных образований.
Иногда обращается внимание на публичность деятельности государства и тогда под налоговым правоотношением понимается урегулированное нормами налогового права общественное отношение, возникающее в процессе организации и осуществления государством налоговых изъятий принадлежащего организациям и физическим лицам имущества в целях финансового обеспечения публичной деятельности. Отличительной особенностью данных отношений является то, что они не могут существовать фактически вне своего правового оформления, общественные отношения моделируются в процессе их правового регулирования. В конечном счете от воли законодателя зависит выбор конкретной модели налогообложения. При этом не исключена возможность формирования доходной части бюджета за счет одних лишь неналоговых источников.[2]
Налоговые правоотношения, как и финансово-правовые отношения, являются публично-правовыми, имущественными отношениями, возникают на основе норм налогового права, которые отражают в себе интересы государства, общества, личности.
Налоговые правоотношения являются, в сущности, отношениями экономическими, так как они имеют не только натурально-вещественную, но и стоимостную форму и представляют собой экономические отношения в стоимостной, т. е. денежной, форме.
Авторитарный, императивный метод правового регулирования, используемый в налоговом праве, позволяет охарактеризовать налоговое правоотношение как властное отношение на основе субординации, подчинения. Государственная воля проявляется в норме налогового права, налогоплательщики и налоговые агенты обязаны исполнить ее предписание.
В содержании налогового правоотношения всегда отмечается его имущественный характер, в силу чего его следует рассматривать как властно-имущественное отношение.
Налоговые правоотношения, также как и административно-правовые, по юридической связи их участников можно охарактеризовать как отношения субординации, соподчинения. Это выражается в праве законодательного (представительного) органа государственной власти как одной стороны правоотношения издавать правовые акты, обязательные для исполнения организационно неподчиненной ему другой стороной правоотношения. Главная характеристика этой властности, соподчиненности заключается в юридическом неравенстве сторон налогового правоотношения, так как одни субъекты налогового правоотношения обладают юридически властными полномочиями в отношении других субъектов. Даже в случае возникновения правоотношений договорного типа, например, заключении договора при предоставлении налогового кредита, инвестиционного налогового кредита (п. 7 ст. 68 НК РФ), юридически неравное положение участников таких правоотношений остается неизменным: налоговый орган, прежде всего, принимает управленческое решение о предоставлении соответствующему субъекту налогового кредита. Договор выступает средством оптимизации налоговых отношений, является лишь формой реализации властных полномочий налогового органа.
|
|
Таким образом, под налоговым правоотношением следует понимать общественное отношение, урегулированное нормами налогового права, возникающее только на основе норм налогового права, реализуемое в сфере налоговой деятельности органов государства и органов местного самоуправления, имеющее властный, в основном имущественный характер.
Для возникновения налогового правоотношения необходимо наличие целого ряда обстоятельств: Нормативным основанием является обязательное наличие нормы налогового права, ибо без нее налогового правоотношения возникнуть не может. Фактическим основанием для возникновения налогового правоотношения является обязательное наличие юридического факта – конкретного фактического жизненного обстоятельства, с которым норма налогового права связывает возникновение, изменение или прекращение налогового правоотношения. Поведение управомоченного и обязанного лица в налоговом правоотношении непосредственно зависит от юридического факта, породившего его, помимо того, эта мера поведения записана в общей форме в норме налогового права.
Многообразие общественных отношений, на которые воздействует налоговое право, обусловливает и усложняющееся многообразие самих юридических фактов, в которых прямо и непосредственно воплощается все большее возрастание регулятивной роли норм налогового права.
|
|
Классификация юридических фактов проводится по различным основаниям:
1. По последствиям, которые они вызывают: устанавливающие, изменяющие или прекращающие правоотношения, причем эта динамика может касаться как самих субъектов, так и содержания субъективных прав и обязанностей.
2. По гносеологической природе фактов (по волевому моменту): события, т.е. факты, не зависящие от воли и сознания людей, и действия, т.е. факты, как порождение сознательного волевого поведения людей. Поэтому к действиям в юридическом смысле не относятся внутренние психические процессы людей, равно как и непроизвольные поступки, совершенные без участия сознания и воли. Но к действиям относятся не только внешне выраженные волеизъявления, активные поступки, но и сознательные воздержания от действий.
В последнее время в юридической литературе все чаще стали в качестве самостоятельного вида выделять состояния, которые могут быть результатом как события, так и действия. В большинстве случаев под состоянием понимается длящийся во времени юридический факт.
3. По юридической природе действий: правомерные и неправомерные факты. К первым относятся все виды действий, являющиеся актами активной реализации права, т.е. юридические акты, административные акты (приказы, распоряжения, указания и т.п.); акты юрисдикционных органов (судебные органы); фактические правомерные действия, не противоречащие налоговому праву. К неправомерным фактам относятся: дисциплинарные проступки, административные правонарушения, гражданские правонарушения (деликты), преступления.
4. По структуре — простые (элементарные) и сложные (фактические) составы.
Волевым основанием для возникновения налогового правоотношения является проявление интереса субъектов налогового права, желание вступить в налоговое правоотношение, что предполагает выбор различных форм поведения. В правоотношении государственная воля, выраженная в норме права, опосредуется волей участников правоотношения.
Информационным основанием для возникновения налогового правоотношения является наличие определенного уровня налоговой культуры, отражающее степень налоговых знаний, отношения к налогам и сборам, их позитивное восприятие и соответствующее правовое поведение. Чем выше уровень налоговых знаний, тем выше должен быть уровень правомерного поведения субъектов в налоговых правоотношениях
Признаки налоговых правоотношений:
1) императивный характер. Возникают не из договора, а по прямому указанию закона, причем согласие сторон на установление правоотношения не требуется, возможности участников действовать по собственному усмотрению максимально ограничены;
2) вертикальный, властный характер. Обязательным участником налогового правоотношения является уполномоченный государством субъект, наделенный компетенцией;
3) публично-правовой характер. Реализация налоговых правоотношений преследует целью формирование централизованных фондов денежных средств для реализации общего блага — интересов всего населения, а не частных интересов отдельных лиц;
4) многосторонний характер.