Возможные временные границы мировосприятия человека


Вероятностные границы мировосприятия определяются масштабами разнообразия явлений, процессов, событий, си­туаций, с которыми, как предполагает человек, он может столкнуться в своей жизни. На эти границы большое влия­ние оказывают жизненный опыт, образованность и культу­ра человека. Вероятностные границы восприятия природ­ных явлений у путешественника в десятки раз шире, чем у человека, не выезжавшего из своего села или города.

Чем шире вероятностные границы мировосприятия че­ловека, чем больше он видел и знает, тем реже он попадает в стрессовые ситуации, так как оказывается психологичес­ки готов к любому варианту развития событий. Чем уже диапазон событий, которые, как человек считает, с ним мо­гут произойти, тем чаще он сталкивается с неожиданнос­тями. Типичные реакции на несоответствие ожидаемого и реальности — стресс и конфликты.

Многие люди любят прогнозировать свою жизнь, стро­ить планы на будущее. Однако немало и таких, кто живет лишь сегодняшним днем. Тем более, что в современной Рос­сии трудно что-либо прогнозировать — ситуация в обществе не предсказуема. Большинство прогнозов поверхностны и чересчур эмоциональны. В них обычно рассматривается один вариант будущего развития событий. Временные рам­ки и этапы прогноза обычно четко не определяются. Оче­видно, что без хорошего прогноза не может быть принято

— Профилактика конфликтов и стресса жизни —

правильное решение, в том числе и в конфликтной ситуа­ции. Следовательно, качество прогнозов необходимо улуч­шать. Предлагаем учителям, директорам общеобразова­тельных школ, работникам органов управления школами следующий довольно простой способ повышения качества прогнозов. Прогноз заключается в определении трех основ­ных вариантов развития событий: наилучшего, наихудше­го, наиболее вероятного. По каждому из этих вариантов рассматривается три этапа развития будущего: ближай­ший, отсроченный и перспективный (табл. 16).

Таблица 16

Варианты прогнозирования будущего

Этапы Варианты Ближайшие события, последствия Отсроченные события, последствия Перспективные события, последствия
Наилучший      
Наихудший      
Наиболее вероятный      

Если бы люди научились предвидеть последствия своих действий, то половины конфликтов не случилось бы. По­пробуйте прогнозировать варианты развития своего райо­на, школы, вашего положения в школе, семье, личной жиз­ни, и вы избавитесь от многих стрессов и конфликтов, по­скольку будете готовы к любым неожиданностям.

Содержательные границы мировосприятия. Понимание человеком того, что происходит с ним, его семьей, эконо­микой, нацией, страной, человечеством, оказывает суще­ственное влияние на стресс и конфликты.

В любой общеобразовательной школе существуют мно­гообразные связи и отношения между теми, кто находится в ее стенах. Учитель, тем более директор или вышестоящий руководитель должны понимать, что, во-первых, они знают и понимают далеко не все из того, что происходит в школе. Во-вторых, они должны постоянно расширять и углублять свои знания о процессах, идущих в школе, и не только в ней. Процесс познания учителями преподаваемых ими предме­тов, самого себя, окружающего мира в целом, бесконечен.

Глава 7

Важно никогда не останавливаться на этом пути. Необходи­мо помнить о том, что наши знания всегда гораздо меньше того, что мы не знаем. Учитель, развивающий свой круго­зор, — пример для школьника. Для учеников процесс само­развития вполне естественный. Не стоит забывать высказы­вание Ф. Бэкона: «В знании — сила».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: