Вероятностные границы мировосприятия определяются масштабами разнообразия явлений, процессов, событий, ситуаций, с которыми, как предполагает человек, он может столкнуться в своей жизни. На эти границы большое влияние оказывают жизненный опыт, образованность и культура человека. Вероятностные границы восприятия природных явлений у путешественника в десятки раз шире, чем у человека, не выезжавшего из своего села или города.
Чем шире вероятностные границы мировосприятия человека, чем больше он видел и знает, тем реже он попадает в стрессовые ситуации, так как оказывается психологически готов к любому варианту развития событий. Чем уже диапазон событий, которые, как человек считает, с ним могут произойти, тем чаще он сталкивается с неожиданностями. Типичные реакции на несоответствие ожидаемого и реальности — стресс и конфликты.
Многие люди любят прогнозировать свою жизнь, строить планы на будущее. Однако немало и таких, кто живет лишь сегодняшним днем. Тем более, что в современной России трудно что-либо прогнозировать — ситуация в обществе не предсказуема. Большинство прогнозов поверхностны и чересчур эмоциональны. В них обычно рассматривается один вариант будущего развития событий. Временные рамки и этапы прогноза обычно четко не определяются. Очевидно, что без хорошего прогноза не может быть принято
|
|
— Профилактика конфликтов и стресса жизни —
правильное решение, в том числе и в конфликтной ситуации. Следовательно, качество прогнозов необходимо улучшать. Предлагаем учителям, директорам общеобразовательных школ, работникам органов управления школами следующий довольно простой способ повышения качества прогнозов. Прогноз заключается в определении трех основных вариантов развития событий: наилучшего, наихудшего, наиболее вероятного. По каждому из этих вариантов рассматривается три этапа развития будущего: ближайший, отсроченный и перспективный (табл. 16).
Таблица 16
Варианты прогнозирования будущего
Этапы Варианты | Ближайшие события, последствия | Отсроченные события, последствия | Перспективные события, последствия |
Наилучший | |||
Наихудший | |||
Наиболее вероятный |
Если бы люди научились предвидеть последствия своих действий, то половины конфликтов не случилось бы. Попробуйте прогнозировать варианты развития своего района, школы, вашего положения в школе, семье, личной жизни, и вы избавитесь от многих стрессов и конфликтов, поскольку будете готовы к любым неожиданностям.
Содержательные границы мировосприятия. Понимание человеком того, что происходит с ним, его семьей, экономикой, нацией, страной, человечеством, оказывает существенное влияние на стресс и конфликты.
|
|
В любой общеобразовательной школе существуют многообразные связи и отношения между теми, кто находится в ее стенах. Учитель, тем более директор или вышестоящий руководитель должны понимать, что, во-первых, они знают и понимают далеко не все из того, что происходит в школе. Во-вторых, они должны постоянно расширять и углублять свои знания о процессах, идущих в школе, и не только в ней. Процесс познания учителями преподаваемых ими предметов, самого себя, окружающего мира в целом, бесконечен.
Глава 7
Важно никогда не останавливаться на этом пути. Необходимо помнить о том, что наши знания всегда гораздо меньше того, что мы не знаем. Учитель, развивающий свой кругозор, — пример для школьника. Для учеников процесс саморазвития вполне естественный. Не стоит забывать высказывание Ф. Бэкона: «В знании — сила».