№ п/п | Качества личности | В целом по выборке | Юноши | Девушки |
Умение общаться | 45,5 | 38,1 | 50,5 | |
Личная ответственность | 25,0 | 23,4 | 26,0 | |
Инициатива | 9,9 | 12,6 | 8,1 | |
Трудолюбие | 31,1 | 33,6 | 29,3 | |
Работоспособность | 22,6 | 23,9 | 21,9 | |
Способность адаптироваться к новой деятельности | 18,1 | 18,3 | 17,9 | |
Умение грамотно излагать свои мысли | 18,2 | 15,3 | 20,2 | |
Широкий кругозор | 17,4 | 15,3 | 18,8 | |
Организаторские способности | 17,1 | 13,5 | 19,6 | |
Другое | 1,9 | 1,9 | 1,9 |
Результаты проведенного опроса показывают, что сельские школьники считают умение грамотно общаться с окружающими основным качеством личности, необходимым современному работнику. Умение общаться и грамотно излагать свои мысли выделили в целом 73,7% выпускников.
— Общение и профилактика конфликтов ——.
В то же время второе по значимости качество личности — трудолюбие — выделили только 31,1% учеников.
На качество общения влияют его содержание, форма и манера. Содержание связано с тем, что мы говорим. Форма общения характеризуется тем, как мы говорим. Рассмотрим 10 рекомендаций, знание которых, без сомнения, поможет директору, учителю, ученику улучшить качество общения, что, в свою очередь, будет способствовать профилактике конфликтов.
|
|
1. Нам кажется, что мы почти всегда знаем, что хотим сказать другому человеку. На самом деле это далеко не так. Одна и та же проблема может быть обсуждена с использованием разных стратегий построения разговора. Кроме того, в школе у педагога и ученика могут возникнуть ситуации, когда нужно говорить, а сказать вроде бы нечего. Или наоборот, сказать необходимо многое, а времени на выступление или разговор отводится 5-7 мин. Какие же моменты являются главными в разговоре? Что нельзя упускать в общении?
Человек наиболее остро чувствует, проявляет интерес и внимание к тем проблемам, которые задевают его интересы. Поэтому и говорит прежде всего о своих наболевших проблемах. Однако в разговоре он нередко забывает, что собеседник такой же человек, как и он. Что его интересуют и беспокоят те же проблемы. Для таких существует простая рекомендация, которую дает Д. Карнеги: общаясь с людьми, необходимо думать о том, чем вы можете заинтересовать их в ходе обсуждения проблем.
Для человека естественно в процессе общения говорить и думать о своих проблемах. При таком общении он чувствует себя комфортно. Для достижения же успеха в разговоре следует помнить о проблемах собеседника. Но это для человека неестественно. Поэтому такой разговор требует сознательной и продуманной подготовки, определённых волевых усилий. Но постоянное насилие над собой, над естественным процессом общения порой может привести к неврозу.
|
|
Как правило, при обсуждении любой проблемы можно найти тот аспект, который заинтересует собеседника. Следует только постараться. Например, учительницу химии сильно беспокоит дисциплина на ее уроках в 9 «б» классе.
Она решает обсудить проблему с директором, поскольку классный руководитель 9 «б» класса не хочет или не может этим заниматься. Разговор с директором можно построить по-разному. Первый вариант, наиболее типичный;, «Иван Николаевич, дисциплина на уроках химии в 9 «б» очень плохая. Без Вашего вмешательства я не смогу xopoшо подготовить класс к экзаменам. В классе 60% мальчиков, и они стали неуправляемыми!» Второй вариант разговора: «Иван Николаевич, Вы ведь помните, что в 9 «б» учится сын главы нашей администрации Вова Сливин., Последний месяц несколько мальчиков в этом классе очень мешают вести уроки. Сам Володя и учится, и ведет себя терпимо. Но если у отца на основе информации сына сформируется негативная оценка положения дел в нашей школе и в 9 «б» классе, то это, как мне кажется, будет иметь! плохие последствия для нас. Хочу попросить Вас о помощи. Ведь Вы для мальчишек авторитет, и призвать их к порядку Вам будет нетрудно».
• Говорите о том, что интересно и важно слушателю. Чем ближе тема разговора к его материальным и духовным интересам, тем внимательнее он будет слушать, тем большее влияние вы на него окажете.
2. Директор срочно вызвал учителя физики: «Мария Дмитриевна, Вы ведь знаете, что через два дня у нас в рай-1 оне учительская конференция. От нашей школы должна была выступать Зинаида Петровна. Но она заболела и похать в город не сможет. Прошу Вас, сделайте на конференции сообщение на 15 мин. Больше поручить некому.: Тема: «Работа классного руководителя по профилактика наркомании и токсикомании среди учащихся».
Мария Дмитриевна учительница молодая, работает в школе три года и с наркоманией не сталкивалась. Эту проблему знает плохо и за два дня подготовить добротное выступление, естественно, не сможет. Мария Дмитриевна это знает точно, а директор может только догадываться. Как;) в этой ситуации поступить учителю? Согласиться с директором и тем самым взять на себя ответственность за возможный провал на конференции или отказаться? Но это неизбежно ухудшит отношения с директором.
Психологи рекомендуют в подобных проблемных ситуациях следующее. Проводя урок или выступая на совеща-
— Общение и профилактика конфликтов —————
нии, вы всегда знаете по обсуждаемой проблеме больше, чем успеваете сказать. Чтобы говорить компетентно в значимых ситуациях общения, необходимо знать примерно в 7-9 раз больше того объема информации, который вы успеваете сообщить в процессе разговора. Другими словами, для выступления на конференции с сообщением, которое длится 10 мин, вы должны обладать таким объемом информации, который позволил бы говорить 70-90 мин на эту тему и отвечать на вопросы (схема 15).
Схема 15