double arrow

Оценка выпускниками сельских школ качеств личности, необходимых современному работнику


 

 

№ п/п Качества личности В целом по выборке Юноши Девушки
Умение общаться 45,5 38,1 50,5
Личная ответственность 25,0 23,4 26,0
Инициатива 9,9 12,6 8,1
Трудолюбие 31,1 33,6 29,3
Работоспособность 22,6 23,9 21,9
Способность адаптироваться к новой деятельности 18,1 18,3 17,9
Умение грамотно излагать свои мысли 18,2 15,3 20,2
Широкий кругозор 17,4 15,3 18,8
Организаторские способности 17,1 13,5 19,6
Другое 1,9 1,9 1,9

 

 

Результаты проведенного опроса показывают, что сельские школьники считают умение грамотно общаться с окружающими основным качеством личности, необходимым современному работнику. Умение общаться и грамотно излагать свои мысли выделили в целом 73,7% выпускников.

 

 

— Общение и профилактика конфликтов ——.

В то же время второе по значимости качество личности — трудолюбие — выделили только 31,1% учеников.

На качество общения влияют его содержание, форма и манера. Содержание связано с тем, что мы говорим. Форма общения характеризуется тем, как мы говорим. Рассмотрим 10 рекомендаций, знание которых, без сомнения, поможет директору, учителю, ученику улучшить качество общения, что, в свою очередь, будет способствовать профилактике конфликтов.




1. Нам кажется, что мы почти всегда знаем, что хотим сказать другому человеку. На самом деле это далеко не так. Одна и та же проблема может быть обсуждена с использованием разных стратегий построения разговора. Кроме того, в школе у педагога и ученика могут возникнуть ситуации, когда нужно говорить, а сказать вроде бы нечего. Или наоборот, сказать необходимо многое, а времени на выступление или разговор отводится 5-7 мин. Какие же моменты являются главными в разговоре? Что нельзя упускать в общении?

Человек наиболее остро чувствует, проявляет интерес и внимание к тем проблемам, которые задевают его интересы. Поэтому и говорит прежде всего о своих наболевших проблемах. Однако в разговоре он нередко забывает, что собеседник такой же человек, как и он. Что его интересуют и беспокоят те же проблемы. Для таких существует простая рекомендация, которую дает Д. Карнеги: общаясь с людьми, необходимо думать о том, чем вы можете заинтересовать их в ходе обсуждения проблем.

Для человека естественно в процессе общения говорить и думать о своих проблемах. При таком общении он чувствует себя комфортно. Для достижения же успеха в разговоре следует помнить о проблемах собеседника. Но это для человека неестественно. Поэтому такой разговор требует сознательной и продуманной подготовки, определённых волевых усилий. Но постоянное насилие над собой, над естественным процессом общения порой может привести к неврозу.



Как правило, при обсуждении любой проблемы можно найти тот аспект, который заинтересует собеседника. Следует только постараться. Например, учительницу химии сильно беспокоит дисциплина на ее уроках в 9 «б» классе.

Она решает обсудить проблему с директором, поскольку классный руководитель 9 «б» класса не хочет или не может этим заниматься. Разговор с директором можно построить по-разному. Первый вариант, наиболее типичный;, «Иван Николаевич, дисциплина на уроках химии в 9 «б» очень плохая. Без Вашего вмешательства я не смогу xopoшо подготовить класс к экзаменам. В классе 60% мальчиков, и они стали неуправляемыми!» Второй вариант разговора: «Иван Николаевич, Вы ведь помните, что в 9 «б» учится сын главы нашей администрации Вова Сливин., Последний месяц несколько мальчиков в этом классе очень мешают вести уроки. Сам Володя и учится, и ведет себя терпимо. Но если у отца на основе информации сына сформируется негативная оценка положения дел в нашей школе и в 9 «б» классе, то это, как мне кажется, будет иметь! плохие последствия для нас. Хочу попросить Вас о помощи. Ведь Вы для мальчишек авторитет, и призвать их к порядку Вам будет нетрудно».

• Говорите о том, что интересно и важно слушателю. Чем ближе тема разговора к его материальным и духовным интересам, тем внимательнее он будет слушать, тем большее влияние вы на него окажете.

2. Директор срочно вызвал учителя физики: «Мария Дмитриевна, Вы ведь знаете, что через два дня у нас в рай-1 оне учительская конференция. От нашей школы должна была выступать Зинаида Петровна. Но она заболела и похать в город не сможет. Прошу Вас, сделайте на конференции сообщение на 15 мин. Больше поручить некому.: Тема: «Работа классного руководителя по профилактика наркомании и токсикомании среди учащихся».



Мария Дмитриевна учительница молодая, работает в школе три года и с наркоманией не сталкивалась. Эту проблему знает плохо и за два дня подготовить добротное выступление, естественно, не сможет. Мария Дмитриевна это знает точно, а директор может только догадываться. Как;) в этой ситуации поступить учителю? Согласиться с директором и тем самым взять на себя ответственность за возможный провал на конференции или отказаться? Но это неизбежно ухудшит отношения с директором.

Психологи рекомендуют в подобных проблемных ситуациях следующее. Проводя урок или выступая на совеща-

 

 

— Общение и профилактика конфликтов —————

нии, вы всегда знаете по обсуждаемой проблеме больше, чем успеваете сказать. Чтобы говорить компетентно в значимых ситуациях общения, необходимо знать примерно в 7-9 раз больше того объема информации, который вы успеваете сообщить в процессе разговора. Другими словами, для выступления на конференции с сообщением, которое длится 10 мин, вы должны обладать таким объемом информации, который позволил бы говорить 70-90 мин на эту тему и отвечать на вопросы (схема 15).

 

 

Схема 15







Сейчас читают про: