Понятие барьеров общения

«Барьер» общения – это явление субъективной природы, возникающее в объективно сложившейся ситуации, сигналом появления которого являются острые отрицательные эмоциональные переживания, сопровождающиеся нервно-психическим напряжением и препятствующие процессу взаимодействия»[2]. Барьеры общения препятствуют взаимопониманию и могут служить причиной конфликтов. В силу своей феноменальной природы, разноаспектности и многообразия барьеры общения трудно поддаются классификации.

 

ХАРАКТЕР БАРЬЕРОВ ОБЩЕНИЯ.

Характер барьеров общенияопределяется отношениями «субъект-объект» и «субъект-субъект».

Барьеры, имеющие характерную структуру «субъект-объект», представляют собой общий для коммуникантов барьер, мешающий их общению. Как правило, это объективные факторы, сопровождающие процесс общения: например, дождь, нелетная погода, забастовка диспетчеров аэропорта, болезнь одного из коммуникантов. Барьеры такого рода относятся к барьерам-помехам.

 

БАРЬЕРЫ-ПОМЕХИ

В равноправных коммуникативных отношениях «субъект-субъект» могут иметь место барьеры-препятствия, делающие общение «тупиковым», например, при несовпадении мотивов собеседников, поскольку барьер выстраивается с обеих сторон и имеет «двойную толщину» стены непонимания.

 

БАРЬЕРЫ-ПРЕПЯТСТВИЯ

Коммуникативным отношениям «субъект (адресант) – Субъект (адресат) свойственны барьеры-преграды, которые возводит принимающая сообщение сторона, например, барьер неправильной установки (на личность собеседника, на суть беседы или на обстоятельства разговора).

 

БАРЬЕРЫ-ПРЕГРАДЫ

При отношениях с доминантой «Субъект (адресат) – субъект (адресант) свойственны барьеры-щиты, которыми «защищается», упрощая свою задачу, отправитель информации, например, «барьер двойника»

БАРЬЕРЫ-ЩИТЫ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: