«Барьер» общения – это явление субъективной природы, возникающее в объективно сложившейся ситуации, сигналом появления которого являются острые отрицательные эмоциональные переживания, сопровождающиеся нервно-психическим напряжением и препятствующие процессу взаимодействия»[2]. Барьеры общения препятствуют взаимопониманию и могут служить причиной конфликтов. В силу своей феноменальной природы, разноаспектности и многообразия барьеры общения трудно поддаются классификации.
ХАРАКТЕР БАРЬЕРОВ ОБЩЕНИЯ.
Характер барьеров общенияопределяется отношениями «субъект-объект» и «субъект-субъект».
Барьеры, имеющие характерную структуру «субъект-объект», представляют собой общий для коммуникантов барьер, мешающий их общению. Как правило, это объективные факторы, сопровождающие процесс общения: например, дождь, нелетная погода, забастовка диспетчеров аэропорта, болезнь одного из коммуникантов. Барьеры такого рода относятся к барьерам-помехам.
БАРЬЕРЫ-ПОМЕХИ
|
|
В равноправных коммуникативных отношениях «субъект-субъект» могут иметь место барьеры-препятствия, делающие общение «тупиковым», например, при несовпадении мотивов собеседников, поскольку барьер выстраивается с обеих сторон и имеет «двойную толщину» стены непонимания.
БАРЬЕРЫ-ПРЕПЯТСТВИЯ
Коммуникативным отношениям «субъект (адресант) – Субъект (адресат) свойственны барьеры-преграды, которые возводит принимающая сообщение сторона, например, барьер неправильной установки (на личность собеседника, на суть беседы или на обстоятельства разговора).
БАРЬЕРЫ-ПРЕГРАДЫ
При отношениях с доминантой «Субъект (адресат) – субъект (адресант) свойственны барьеры-щиты, которыми «защищается», упрощая свою задачу, отправитель информации, например, «барьер двойника»
БАРЬЕРЫ-ЩИТЫ