Понятие, характер, природа и «материя»

БАРЬЕРОВ.НЕТ

// BARRIERS.NET

 

Учебно-методическое пособие

для студентов вузов и магистрантов

 

 

Нижний Новгород, 2016

Автор-составитель:

Ипатова И.С., кандидат педагогических наук, профессор кафедры

языкознания и иностранных языков ПФ РГУП

 

Барьеров.нет // barriers.net. Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений и магистрантов. – Нижний Новгород: ФГБОУ ВО «РГУП» (Приволжский филиал), 2016. – 64 с.

 

 

В пособии дано понятие и рассмотрены характер, природа, «материя» барьеров общения, представлены их основные типы: барьеры-помехи, барьеры-препятствия, барьеры-преграды и барьеры щиты. Особое внимание уделено поэтапному решению проблем «барьерного» общения, типичным ошибкам коммуникантов, приводящих к барьерам, и приемам преодоления барьеров в общении. Пособие содержит систему заданий, упражнений и тестов для освоения правил общения без барьеров. Пособие отличает богатый иллюстративный материал.

Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений и магистрантов всех специальностей. Может быть интересно и полезно широкому кругу читателей.

 

Пособие одобрено на заседании кафедры языкознания и иностранных языков федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия» (Приволжского филиала) (протокол № ___от ____).

Утверждено Учебно-методическим советом федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия» (Приволжского филиала) (протокол № ___ от ___________).

 

 

© ПФ ФГБОУ ВО «РГУП», 2016 © Ипатова И.С., 2016

Вместо предисловия

Проблеме барьеров общения не посвящены тома теорий. Но зато на практике она решается нами ежедневно. И результат – наше благополучие.

Иногда у нас складывается впечатление, что собеседник защищается от нас, наших слов и переживаний, что он возводит какие-то преграды, защитные сооружения, заборы на пути общения. От чего же зависит появление барьеров, почему они возникают, что они защищают и есть ли какие-нибудь общие правила их возникновения?

Как утверждают специалисты, с одной стороны, система психологических барьеров способствует повышению уровня психологической защищенности личности по отношению к психической напряженности, с другой стороны, нейтрализует такой мощный резервуар тонизации и стимуляции эмоциональной активности индивида, каким является сфера его непосредственного общения[1]. По сути, барьер – то это психологическое препятствие, которое мешает оптимальному протеканию процессов адаптации личности к новым факторам внешней среды, вызванное либо с особенностями ситуации, либо с особенностями личности.

Во многих случаях барьеры могут сослужить человеку плохую службу, когда ничего угрожающего или опасного в воздействии, в том числе речевом – нет. Впрочем, собственная система защит человеком не осознается.

Основными причинами неэффективности любого реального общения являются склонности и привычки человека прибегать при взаимодействии с собеседником к принижающе-уступчивой и защитно-агрессивной формам поведения как неадекватным заместителям понимающего и директивного общения. Обратим внимание: понимающее общение – это целенаправленное взаимодействие, ориентированное на понимание собеседника и проявление уважения к его личности в форме неоценочных реакций на его высказывания и эмоциональные состояния. Приемы понимающего общения способствуют установлению и развитию контакта, положительных взаимоотношений, изучению личностных особенностей собеседника, выяснению его точки зрения по обсуждаемой проблеме и т. д. Принижающе-уступчивое общение, напротив, целенаправленное взаимодействие, ориентированное на понимание собеседника, но содержащее реакции неуместного принижения своих чувств, стремлений и целей, а также неоправданные уступки собеседнику.

Директивное общение – это целенаправленное взаимодействие, ориентированное на оказание прямого психологического воздействия на человека для достижения своих целей и состоящее из реакций, выражающих собственные оценки, взгляды, стремления и цели. Эти цели как в личной жизни, так и в профессиональной деятельности могут в широком смысле состоять в достижении взаимовыгодных соглашений с партнером, в психологическом воздействии на него, в отстаивании своих интересов в условиях разногласий и конфликтов или в собственной защите от агрессивных нападок и угроз со стороны собеседника. Защитно-агрессивное общение – это целенаправленное взаимодействие, ориентированное на оказание прямого психологического воздействия на собеседника для достижения своих целей, но осуществляемое в такой форме, которая может унизить его чувство собственного достоинства, игнорируя потребности и интересы партнера.

Итак, эффективное общение должно включать в себя понимающие и директивные приемы реагирования и по возможности исключать агрессивные и принижающе-уступчивые реакции при взаимодействии с другими людьми. Приемы понимающего общения представляют собой совокупность таких правил, умений и навыков, которые можно усвоить и приобрести без особой предварительной психологической подготовки. Ориентированный на понимание субъект, находящийся в роли изучающего, при взаимодействии с партнером акцентирует свое внимание в первую очередь на внутренней системе отсчета (критерии оценок, ценности, мотивы, проблемы) своего партнера, а не на своей собственной.

Открытое, без барьеров, общение с человеком, которого мы хотим понять и изучить, будет происходить лишь в случае, когда мы способны создать доверительные взаимоотношения (климат, атмосферу, психологический контакт). Чувство доверия существенно для самораскрытия партнера без опасения, что его оценят необъективно, а его откровенность будет использована в ущерб ему же.

Понимающее реагирование не означает нашего согласия с тем, что говорит и чувствует партнер, а есть проявление желания непредвзято понять его позицию, жизненную ситуацию без оценок в его адрес. Такое реагирование требует от нас умения на время как бы уйти от собственной системы оценок и попытаться понять переживания собеседника, состояния его внутреннего мира. Если он ощутит, что его мысли поняты и приняты правильно, он начнет нам доверять и будет готов дальше обсуждать волнующие его вопросы, раскрывая свои внутренние состояния.

В реальной жизни люди очень редко бывают верно «услышаны» другими. Это связано с тем, что в культурах многих народов прививаются такие, социально одобряемые качества личности как: целеустремленность; настойчивость в достижении своих целей; конкурентоспособность, способность к лидерству. Эти качества мало дополняются развитием других качеств, необходимых для эффективного взаимодействия с другими людьми, таких как способность и умение слушать и понимать другого человека. Поэтому в реальной жизни большинство из нас испытывает хронический дефицит искреннего слушания со стороны других людей.

ПОНЯТИЕ, ХАРАКТЕР, ПРИРОДА И «МАТЕРИЯ»

БАРЬЕРОВ ОБЩЕНИЯ

Немного теории


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: