Руководство и прогресс

 

Все мы хотим так или иначе улучшить себя: даже если это "улучшение" не поднимается до трансформации, как я описал её. Следовательно, всем нам нужно знание и, возможно, помощь и совет. Мы можем научиться получить знание из книг или из лекций, но когда дело доходит до помощи и руководства, нам нужна фактическая личность. Какого типа личность может быть "экспертом" в том, что мы хотим познать, и как нам искать его? Среди профессиональных психологов, а также среди теологов и философов, возможны различные стадии "специализации", но я предполагаю, что мы ищем нечто такое, что не может обеспечить ни один из них. Нам нужен специалист по методам саморазвития, или трансформации. Если бы мы жили на Востоке, ми могли бы найти индусского гуру, мусульманского шейха, буддийского бхикку; но мы уже знаем, что большинство из них имеет ограниченную программу и выполняют почти такие же функции, как приходские священники прежних веков в Европе. Некоторые из них прибывает на Запад с репутацией святости, мудрости или магических способностей, и они находят соответствующих последователей, - но как мы можем знать, дадут ли они нам то, в чем мы нуждаемся? А в чем мы нуждаемся?

Предположим, мы прочитали несколько книг и достаточно заинтересовались, чтобы испытать описываемый метод, или практиковать некую форму медитации, рекомендованную в одной из этих книг. Это почти наверняка приведет нас к осознанию того, что чего-то недостает. Мы взяли вдохновляющий старт - и затем вдруг застопорили. Будучи автором нескольких книг по этим предметам, и будучи известен как "ученик Гурджиева", или как "член Субуда", или как "преданный ученик Шивапури Баба", или как "последователь суфизма", - я получаю письма из всех стран мира от людей, которые большей частью хотят, чтобы я рассказал им, как найти учителя или как вступить на один из путей. В своем роде эта книга и есть ответ на подобные письма, или на те, которые никогда не были написаны.

Первый совет, который я дал бы каждому, - это спросить себя, чего он действительно хочет. Если он хочет, чтобы кто-то другой принимал за него решение, и освободить себя от ответственности, - он должен искать профессионала в таких делах - психолога или духовника - в соответствии со своим предпочтением к научному или религиозному совету. Будет неразумно пойти к неквалифицированному человеку, не соблюдающему кодекс поведения, налагаемого на него профессиональным институтом или церковью. Имеется слишком много мужчин и женщин, не имеющих фактического опыта и понимания серьезной ответственности принятия решения за других. Истинный учитель или духовный руководитель стремится помочь другим научиться понимать и принимать свои собственные решения и ответственность за себя.

Если предполагаемый "учитель" заявляет, что он представляет традицию или доктрину, тогда это следует изучить. Если он освобождает ученика от ответственности и требует слепого принятия или веры в личность, тогда я очень настоятельно порекомендовал бы искателю быть осторожным. Только сильные люди с хорошо развитым чувством различения могут пойти на риск такого рода. Помните, что вы все еще на первой ступени: вы не имеете еще достаточного опыта, чтобы ввериться кому-нибудь. Вы не знаете ни себя, ни своих истинных нужд, и в вас очень мало того, что руководило бы вами в решении вопроса: может ли помочь вам конкретный человек или группа людей. Если вы будете пытаться что-либо делать, дайте себе обещание, что это будет длиться не более шести месяцев - это срок, достаточный для того, чтобы у вас сформировалось некоторое мнение. Может случиться, что для вас потребуется период апробации. Не выказывайте к этому неприязни: наоборот, приветствуйте это как средство нахождения всего, что вам доступно, без "отдачи" себя кому-то. Не упускайте момент. Я часто видел, как люди рассматривают период апробации как потерю времени, не думая о том, что они вступают на путь "старта" раньше, чем кончается их период апробации.

Даже если и не требуется период апробации, искатель сам должен зафиксировать его, - я предлагаю шесть месяцев. Имеется основательная причина для точного установления ограниченного периода времени для любой операции; она связана с Законом Риска. Любой "безвременной" процесс потеряет направление, если только не будет сознательно отрегулирован. Точно очерченный период гарантирует введение независимого фактора: свежего решения, - и оно должно быть, по мере всех ваших сил, истинным решением. Вы должны понять, что вы свободны и делаете свободный выбор. Если вы решаете отказаться от "отдачи", порвите начисто и попытайтесь еще где-то: опыт имеет большую ценность.

Серьезность таких свободных актов выбора все еще недооценивается в нашем современном мире, потому что мы живем в атмосфере условностей, и сама цель существования нашего общества выглядит как стремление снять с людей ответственность за их собственные поступки и жизнь. Путь трансформации должен быть полной противоположностью этого. Куда бы он ни привел нас, он должен сделать нас свободными ответственными индивидуумами, способными направлять собственную жизнь в соответствии с величайшим объективным благом.

Когда наступит момент отдачи себя - все еще временного и ограниченного во времени - и мы намереваемся принять какую-нибудь личность или группу людей в качестве наших руководителей: чего мы должны искать? Мы не должны ожидать совершенного человека, полностью просветленного и абсолютно незаинтересованного. У некоторых людей намного более серьезные задачи, чем обучение новичков. Кроме того, в соответствии с моим убеждением, даже самый высокий и совершенный Руководитель или Учитель подвержен ошибкам: вся существующая Вселенная насквозь пронизана риском и неуверенностью.

Мы должны твердо придерживаться этого принципа, иначе мы столкнемся с неприятностью того рода, что мы ожидаем от человека - который может даже явно превосходить всех в мудрости, силах и доброте - той степени непогрешимости суждений и действий, которые противоречат универсальному Закону Риска. Иными словами, мы должны помнить - любой ценой! - что необходимо допущение ошибок и недостатков, которые мы, конечно же, найдем в наших Учителях.

Возможно, это противоречит принципу, по которому нужно вверяться своему учителю и быть готовым делать всё, что он потребует. Этот принцип связан с жертвой и помощью: это не универсальный закон. Мы должны пожертвовать своей само-волей и научиться "позволять себе принимать помощь". Мы должны делать это безоговорочно - и все же с открытыми глазами.

На второй ступени можно удовлетвориться, если мы изучаем методы, полезные для нас, и находимся в обстоятельствах, помогающих нам узнать больше о нас самих. Даже если для этого потребуется степень отдачи, которую нелегко принять. Ми слишком привыкли позволять себе лишь оттолкнуться от обычного круга и все же никогда не решиться добровольно подчиниться дисциплине ради приобретения силы /духовной/.

Очень важно помнить, что время отмерено. Вторая ступень не должна длиться долго. Очень многие люди довольствуются тем, что продолжают изучать одно и то же или пользуются одними и теми же техниками еще долгое время после того, как они достигли своей цели. По-моему, три года - это самый длительный срок, который можно позволить себе на эту ступень. Если мы находим, что не подошли к какому-нибудь очень специфическому и персональному действию в этот период, - значит, что-то не так. Либо мы были слишком пассивны, либо нам не подходит окружение - оно может быть очень приятным и вдохновлявшим, у нас могут быть хорошие друзья и может появиться чувство, что мы делаем полезную работу, - но ничто из этого не приведет нас на третью ступень, пока не будут безошибочно работать четыре фактора: обучение, борьба, жертва и помощь.

К сожалению, мы редко способны найти в нужный момент правильные условия, чтобы сделать шаг вперед. Возможно, нас принуждают ждать, - но мы не должны застаиваться. Ответственность за это лежит на нас, и не на ком более. Мы не можем ожидать ни от учителя, ни от группы того, что не входит в их компетенцию. Они, возможно, искренне полагают, что передаваемые ими методы обеспечат всё, что требуется, и всё-таки все может двигаться по кругу, никуда не приводя. Я так часто наблюдал это, что могу писать об этом с полным основанием. Иллюзия прогресса создается реальностью борьбы. Ученика заставляют упорно работать над выполнением неразрешимых задач, и он может чувствовать удовлетворение вследствие того, что в эту борьбу вовлечена сознательная энергия.

Другой тип самообмана происходит от обучения. Существуют группы, которые посвящают себя изучению эзотерических вопросов, черпающих из почти безграничных источников различных традиций. Такие изучения полезны только в той степени, что они открывают каналы ума и дают возможность развить новые формы коммуникации. Если это не будет схвачено /понято/, изучение становится самоцелью, и все вовлеченные в этот процесс ходят по кругу, никуда не приходя, и все же убеждены в том, что такое обучение дает им силу.

Третья ловушка связана с посвящением. В настоящее время в мире существует много групп и братств, владеющих секретами некоторой формы посвящения, то есть передачи помощи через контакт, иди некую церемонию или ритуал. Одна из таких форм посвящения, как у Субуда, - это контакт с одной из универсальных энергий. Другая - подобно движению Духовного Возрождения - может использовать специальные мантры или фразы для повторения. Я имею в виду только те действия, которые я считаю совершенно искренними и благотворными, но не какие-то сомнительные магические посвящения, связанные с тайной и часто - с сексуальным контактом. Истинные системы посвящения обязательно ограничены в масштабе. Сами по себе они не передают знания и не обеспечивают организацию борьбы. Часто они отрицают саму идею жертвы, как ненужную для тех, кто получил посвящение. Результатом будет опять то, что действие начнет повторяться, создавая иллюзию прогресса, поскольку те, кто практикует его, в самом деле чувствует себя лучше, наблюдая укрепление здоровья, эмоциональную стабильность и устранение недостатков. Чего при этом не замечают, так это того, что нет истинной трансформации, за исключением очень немногих, которые находят способ сочетать борьбу и жертву в пределах конкретного посвящения, которое они выбрали.

Наконец, существуют движения, основанные почти исключительно на жертве. Лидер одного из них, например, заявляет, что он является воплощением Божества, и требует от своих последователей безраздельной жертвы всем, чем они обладают, и полной преданности своей личности. Это может там поглотить последователей, что они не замечает своей полной зависимости от связи с Мастером, и, поскольку она не может прогрессировать, они тоже не прогрессируют.

Дело в том, что эти движения, в самом деле, могут быть благотворными и уважаемыми, их методы и техники - искренними и эффективными; каждое из таких движений привлекает определенные типы людей, отвечающих на этот конкретный аспект. Но беда в том, что они имеют тенденцию фиксировать людей в их собственных характеристиках и не помогают им освободиться от самих себя. В течение некоторого времени они полезны - вот почему я предложил ограниченное время сроком в три года. Происходит чудовищное растрачивание потенциала, поскольку десятки тысяч превосходных людей - мужчин и женщин во всем мире - привязываются к группам и движениям, от которых вначале получают истинную пользу, но продолжают, вследствие неправильно понятой лояльности или просто незнания законов трансформации, следовать этим движениям еще годы после того, как процесс трансформации пришел к остановке.

Очевидно, что требуется особый тип специального знания и мастерства для того, чтобы стал возможен переход от одной ступени к другой. Руководитель, который может создать ситуацию, необходимую для персональной трансформации четвертой ступени, должен быть в целом более многосторонним человеком, чем Учитель, который может создать условия для третьей ступени. В определенном смысле, спрос рождает предложение. Бывают такие времена - а настоящее время как раз такое время, - когда мир нуждается в большем числе трансформированных людей, чем обычно, и тогда посылаются Руководители, или "Высшие Учителя" из центров, которые готовят их. Но должна существовать также и потребность со стороны тех, кто способен принять помощь. Не Руководитель должен убеждать людей, что они нуждаются в нем: они должны открыть это сами. Только таким образом они могут стать готовыми принять "передачу", требуемую на четвертой и более высших ступенях.

До сих пор я ссылался только на учителей и руководителей, которые непосредственно заняты в передаче учения и помощи. Существуют еще те, кого я назвал бы "духовными Наставниками", которые не обучают, не организуют группы и не руководят движениями. Это - мудрые, опытные и святые люди, являющиеся каналами для передачи Объединяющей Энергии (Е2), и поэтому они могут творить очень много добра в мире, причем их истинная сущность обычно не распознается. Я встречал двух или трех таких людей в моей жизни, и я им обязан невероятно многим. И все же я никогда не был связан с ними, как связан ученик с учителем, а также не "принадлежал" к духовному ордену, членами которого они были.

В поисках паттерна наших жизней мы должны учитывать крайнюю сложность невидимого общества трансформированных людей и людей в процессе трансформации. Я назвал их Психотелеологической и Психокинетической группами[17]. Есть много хороших и официально признанных путей, и все они формируют часть этой сложной структуры. Часто члены и даже лидеры различных групп не осознают, как все они необходимы, и возникает глупое соревнование и зависть, которые являются одной из причин растрачиваемых попусту усилий. В действительности, напряжения и конфликты - необходимые средства преодоления Закона Риска. Всё, что слишком хорошо и тщательно организовано, сеет семена собственной деструкции /распада/. Существует очень высокая мудрость, знающая, как использовать хаос для созидания и как вывести гармонию из конфликта. Мы тщательно должны предостерегать самих себя и не осуждать то, чего не в состоянии понять.

Чем дальше мы продвигаемся по пути трансформации, тем более очевидным становится, что наша хилая мудрость и наша современная наука слишком далеки от того, чтобы быть в состоянии понять, каким образом направляется человеческая история. Тем не менее, все мы имеем в ней место, и мы не можем быть удовлетворены до тех пор, пока не найдем это место - и пока не узнаем, что нашли его.


"Однажды вечером майор Пиндер, бывший офицер Британской армии, который встречался с Гурджиевым в Тифлисе в 1919 году и, хорошо зная русский, выступал в качестве его переводчика, объявил, что должна состояться лекция. Мы все пошли, как обычно, в Учебный Зал, но вместо выполнения упражнений расселись в ожидании по всему залу на своих подушечках. Время шло: 10 часов, 11 часов, полночь... Наконец, прибыл Гурджиев - очевидно, только что из Парижа - в сопровождении мадам Островской, мадам Успенской и майора Пиндера. Он стоял и смотрел на нас довольно долгое время, а затем сказал по-английски:

"Терпение - мать воли. Если у вас нет матери, как бы вы могли родиться?" И затем он вышел из зала."

("СВИДЕТЕЛЬ")

Глава 5

 

ТЕЛО И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: