Правильное отношение к телу

 

Мы можем сделать значительный шаг вперед в направлении цели нашего существования - рисуется ли это нам в виде совершенства, свободы, продолжительного счастья или исполнения своей судьбы, - если мы установим раз и навсегда правильное отношение к физическому телу. Мы должны рассматривать его как инструмент для использования, как животное для тренировки, как раба, которому нужно приказывать, - и все же относиться к нему с должным уважением к его правам и достоинству. Если мы еще не выработали такого отношения, мы должны упражнениями развить его в себе, пока оно не установится:

"Это тело не есть "Я".

"Это не есть моя самость".

"Это вещь, которая может дегенерировать, если о ней не заботиться".

"Это животное, которое не будет подчиняться, если оно не приучено к дисциплине".

"Оно мое на очень короткое время, и в течение этого времени я должен использовать его максимальным образом".

"В любое время и во всем оно должно подчиняться мне, Я могу быть и стану его хозяином".

Медитируя на таких понятиях, мы устанавливаем правильное ментальное отношение, но связь между умом и телом должна быть сплавлена дисциплиной.

Полезно приучить свое тело к тяжелому физическому труду. Мы должны стремиться выработать богатый набор телесных навыков (ремесел).

Мы должны наблюдать слабости тела. Один человек спит слишком много, другой переедает, третий боится физической боли. Эти трудности должны быть преодолены. Если, к нашему несчастью, мы не научились подчинять дисциплине свое тело в юности, не следует думать, что это слишком поздно - мы должны начинать там, где мы можем. Возможности придут: через болезни и несчастные случаи мы можем узнать, что физическую боль можно использовать для самоуправления. Мы можем настроить себя на преодоление бесполезных или вредных физических привычек.

Если я находил, что какая-то вредная привычка привязывается ко мне, я немедленно настраивал себя, чтобы покончить с ней, и я в высшей степени уверен, что эта практика принесла мне здоровье и счастье, а также самое ценное - свободу. Возможно, что если бы я дисциплинировал свое тело более чем я это сделал, я выиграл бы еще больше; и, оглядываясь назад, я вижу, что во время периодов самооправдания в вопросах тела я терял почву, и мне приходилось платить за это.

Может показаться, что я защищаю суровый аскетизм. Но я сам прожил свою жизнь не так и не вижу причины рекомендовать аскетизм кому-либо, кто не чувствует себя убежденным, что это правильно и необходимо для него. Наше тело следует рассматривать как слугу, которого мы любим и которому доверяем. Мы можем и должны откликаться на его нужды и время от времени прощать ему то, чем оно радуется. Но раз и навсегда необходимо установить взаимоотношение слуги и хозяина.

Нисколько не трудно поддерживать правильное отношение к собственному телу, как только ты открыл "вкус" его. Оно имеет некоторые определенно удивительные характеристики. Нет необходимости бороться с разумным, хорошо дисциплинированным телом – оно будет делать то, что требуется от него, и даже раньше, чем мы осознаем, что это требуется. Это происходит оттого, что восприятие тела намного быстрее восприятия ума. Например, я могу почувствовать лень и, вместо того, чтобы делать необходимую работу, качая читать. Но в следующий же момент я замечаю, что мое тело встает и делает то что требуется, хотя мой ум все еще в своей дневной полудреме.

 

РЕЛАКСАЦИЯ

 

Хотя релаксация является действием физического тела, - это техника с самыми неограниченными возможностями. По Гурджиеву, имеется семь ступеней релаксации, начиная с "пусть уходят" напряжение мышц произвольных движений, и идти все глубже и глубже, отбрасывая, нервы, чувства, мысли, желания - до кульминации в окончательном и безвозвратном отбрасывании своей самости. В этой главе я не буду выходить за пределы упражнений, производящих глубокую релаксацию тела, и допускающих свободный поток психических энергий.

Релаксированного состояния можно легко добиться тяжелым физическим трудом, искусным массажем, баней-сауной и т.п. средствами. Все они полезны, но не производят той глубокой релаксации, которую мы ищем. Для этого мы должны научиться добиваться прямой связи между нашей волей и той частью тела, которую мы хотим релаксировать. Я обычно называл это просто "работой со вниманием", но с некоторых пор я открыл, что эта работа гораздо интереснее и важнее.

Я уже объяснял, что сознательная энергия может быть прямо связана с нашей волей - то есть с нашим "Я". Эта энергия обладает властью над сенситивной энергией и её можно заставить управлять состояниями тела. Таким образом, научиться релаксироваться - это значит - проделать первый шаг в сторону произвольного контроля над физиологическими и психологическими процессами, которые обычно считаются находящимися за пределами способности нашей воли. Обычно мы удовлетворяемся тем, что полагаемся на установившиеся рефлексы и натренированные реакции, так что если и говорю: "сейчас я подниму свою руку и снова опущу её", - требуемое действие происходит, но не под непосредственным контролем моей воли.

Хорошо известно, что йоги и "святые люди" Востока могут приобретать способность останавливать свое дыхание или пульс, концентрировать кровь в данном участке тела, а также вызывать его увеличение, разбухание и многие другие сверхъестественные эффекты. Всё это достигается познаванием того, как использовать сознательную энергию в описанном мною смысле. Такие психические трюки не представляют для нас особого интереса; но глубокая релаксация нас определенно интересует, поскольку это путь для управления состояниями и он необходим нам для того, чтобы продуцировать эти состояния в случае необходимости.

Существует несколько способов для вызывания глубокой релаксации с помощью сознательной энергии. Ниже я опишу один из них, хорошо срабатывающий для большинства людей.

Начните с того, что сядьте в удобную позу, причем спина должна быть прямой и вертикальной, насколько это возможно для вас без напряжения. Можно поддерживать спину в основании позвоночного столба. Убедитесь в том, что голова свободно уравновешена на плечах и нет никаких видимых напряжений. Теперь осознайте свои глаза, как если бы "вы" вошли в них и испытали ощущение присутствия в собственных глазах. Теперь можно релаксировать глаза и все мышцы, окружающие их. Глаза не закрывайте, иначе вы заснете, как только глубоко релаксируетесь. Но вы должны смотреть, не фокусируясь ни на одном предмете. Чтобы избежать напряжений, опустите взгляд, но не закрывайте век. Продвигайте свое осознание по всему лицу, касаясь внутренности рта, гортани, и последовательно пожелайте расслабить каждую часть; переходите от гортани к задней части шеи - там вы должны почувствовать свое присутствие в мышцах шеи - и двигайте ваше осознание вниз по правой руке, проникая в мышцы по мере продвижения осознания до кончиков пальцев. Проделайте то же самое с левым плечом и рукой. Затем возвратитесь к гортани и направьте свое осознание через грудную клетку вниз к диафрагме. Здесь наступает знакомое нам "осознание пупка", к которому часто относятся шутливо. Но это вовсе не комично, поскольку именно в этой области концентрация вегетативной энергии должна быть релаксирована. Необходимо посвятить несколько минут, релаксируя бровные мышцы и достигая глубокого ритмического дыхания. Затем осознание снова должно быть направлено на правое бедро и вниз по правой ноге. Это необходимо делать достаточно медленно для того, чтобы была уверенность, что между "вами" и "вашей ногой" установился истинный контакт. То же повторить для левой стороны.

Как только расслабление закончено, должно наступить общее ощущение "массы тела" и связи с ним осознания вашего " присутствия внутри " тела.

Затем повторить всё упражнение, но с решимостью проникнуть глубже - в нервы и кровеносные сосуды. Это вызывает ощущение вибрации или покалывания, затем наступает чувство "целостности" тела. Упражнение повторяется до тех пор, пока вы способны удержаться от впадения в сон и не теряете нити происходящего. Это нелегко и, возможно, потребуется делать упражнение 20 или 30 раз, прежде чем вы почувствуете наверняка, что означает "контакт с телом". Это упражнение можно проделывать только один раз в день. Как только научитесь ему, время на него можно сократить.

Существует множество вариантов упражнения на релаксацию. Но я абсолютно уверен, что все они основаны на концентрации сознательной энергии. Этого невозможно добиться только усилием: наоборот, любой вид силы делает релаксацию почти невозможной. Это дело только мастерства, и такое мастерство есть особый вид борьбы: это тяжелая работа - действительно, очень тяжелая, если проходить вглубь, - и все же её нельзя делать принудительно. Любое принуждение обязательно вызовет напряжение и уничтожит цель. Это иллюстрирует необходимость понимания: чем это мы занимаемся?

Целью релаксации является допустить свободный поток жизненных и психических энергий. Глубокая релаксация идет дальше и позволяет срабатывать в вас творческой энергии, организовывать ум и трансформировать его в душу. Мы не можем завершить нашу трансформацию с помощью энергий, находящихся более или менее под контролем ума, и поэтому мы должны допустить, чтобы работа происходила внутри нас. Люди, занимающиеся глубокой релаксацией - называемой иногда глубокой медитацией, начинают осознавать эту работу и научаются сотрудничать, /кооперироваться/ с ней.

 

ДИЕТА И ПОСТ

 

На состояние сенситивной /чувствительной/ энергии, конечно, оказывает влияние то, что мы едим и как мы едим. Умеренность в еде, несомненно, мудрое правило. Западный обычай - скудная каждодневная пища и наслаждение ею по значительным случаям – следует предпочесть легкому, но постоянному перееданию.

Я не очень верю в ценность специальных диет. Примерно 30 лет назад я принял на год вегетарианскую диету. В результате, насколько я могу судить, я стал слабым и больным, и я выздоровел полностью, только вновь возвратившись к мясу. И все же я полагаю, что мясо нужно есть в скудном количестве, чтобы поддерживать хорошее здоровье и осуществлять контроль над психическими энергиями. Избыточное потребление вина и крепких алкогольных напитков - очевидный вред. Я жил в мусульманских общинах, где никогда не видел алкогольных напитков, и чувствовал себя очень хорошо. Тем не менее, я должен сказать, что я не стал бы следовать образу жизни, запрещающему алкоголь вообще. Я был даже ошеломлен, когда встретился с замечательной старшей дочерью Пак Субуха, Роханавати, в Афинах в I960 году, и она посоветовала мне бросить пить, поскольку это сократит мою жизнь.

Здесь надо понять следующее; даже малейшее количество алкоголя нарушает баланс нервной системы. С Гурджиевым мы выпивали очень много, когда он требовал делать так: но это была очень особая ситуация. Длительные приемы пиши у него, чему предшествовал час или более чтения вслух, в переполненной комнате и душной атмосфере, не способствовали обострению внимания. Все это усугублялось тем, что приходилось пить армяньяк или водку при каждом тосте "за идиотов", которые неизменно предлагались Гурджиевым. Гурджиев снова и снова рассказывал огни и те же истории, и он доводил новичков до белого каления своим странным поведением. И все же в любой момент, не изменяя ни голоса, ни манеры, он мог рассказать нам нечто, из чего мы не пропускали ни слова, и излагал это так, что понять его можно было только в данный конкретный момент. Для того, чтобы не упустить такого шанса, мы должны были предпринимать сверхчеловеческие усилия, чтобы удержать внимание заостренным, и спустя некоторое время мы понимали, что алкоголь играл необходимую роль в этом эксперименте. Эффект в том, что он открывает каналы, обычно загроможденные, и способствует тому, чтобы "сущность" взяла верх над личностью. Очевидно, что алкоголь, используемый таким образом, являлся мощным средством самопознания и самоизменения. Он производит подобные же результаты, если употреблять его неразборчиво, но тогда мы не знаем, как извлечь пользу из этих результатов. Следовательно, мы не можем сказать, хорош или плох алкоголь, пока не выясним, чего мы хотим от него.

Другое средство открыть каналы ума - сократить телесную активность постом. Существует несколько видов поста. Старый христианский обычай, - воздерживаться от мяса и еды по пятницам - не более чем рудимент иудейской дисциплины и воспоминание о жертве в Великую Пятницу. Мусульманский пост в Месяц Рамадана состоит в воздержании от всей пищи и в приеме питья с восхода и до захода солнца. При этом провозглашается цель - дать всем верующим испытывать чувство голода, чтобы они могли чувствовать сострадание к тем, кто голодает из-за недостатка средств.

Продолжительный пост имеет другой эффект - он очищает кровь и регенерирует психику очень примечательным способом. Я экспериментировал до некоторой степени с голоданием, и наш, что оно имеет много преимуществ. Полное воздержание - прием только воды - в течение нескольких дней позволяет человеку перейти барьер и ощутить удивительную свободу от собственного тела и ясность ума. Я всегда следовая гурджиевскому совету во время поста ежедневно примерно в течение часа выполнять тяжелую физическую работу. Он объяснял, что тогда пищеварительные ферменты поглощают сахар из крови, устраняя тем самым возможность отравления нашего ментального состояния. В ранние годы моего пребывания в Кумб Спрингс - I946-I952 - короткие, но полные посты были частью программы наших летних семинаров. Большинство людей очень не любили их, но соглашались в том, что результаты, достигаемые через два дня, полностью компенсировали страдания первых 48 часов.

Несколько позднее я с пользой для себя практиковал еженедельное голодание по 96 часов - от воскресенья до вторника. Мне оно никогда не нравилось, и даже спустя 7-в месяцев я не мог преодолеть своей неприязни. Я всегда чувствовал себя слабым, и мой ум не работал надлежащим образом - но к среде я всегда чувствовал себя удивительно, чрезвычайно активным умственно и физически. Я никогда не наблюдал никакого вреда от поста, и в течение периода, когда я регулярно применял его - примерно полтора года - мое внутреннее видение открылось, и я увидел вещи, изменившие мой взгляд на жизнь. Итак, я могу рекомендовать пост каждому, кто готов подвергнуться некоторому дискомфорту ради обострения своих ментальных способностей.

Всё это было очень умеренно. Я никогда не пытался проводить длительное голодание - то есть более чем неделю - и думаю, что главным образом потому, что я бывал всегда слишком занят, чтобы реорганизовать мою жизнь и отпустить время для этого. В 1962 году у нас в Кумб Спрингс появился замечательный посетитель – Хасан Тахсин син Бей, который, когда мы впервые встретились с ним в 1920 году, был шефом полиции Стамбула. Он был дервиш-бекташи и горячий приверженец продолжительного голодания. Когда он находился с нами - это была очень холодная зима 1962-63 года, когда земля была покрыта снегом десять недель, - он голодал дважды: по 20 и 25 дней, съедая лишь немного сырых яблок и горсть снега. Хотя ему перевалило за 80 лет, он выполнял тяжелые работы на снегу в течение первых 15 дней. После 20 дней его силы, очевидно, упали, и он отказался от проекта голодать 40 дней - правда, с большой неохотой. Он объяснил нам, что каждый, кто совершает этот "канонический пост", достигает полного и окончательного освобождения здесь, в этой жизни. Он пытался несколько раз, но никогда не завершал срока и, очевидно, был горько разочарован в том, что его любовь к посту не передалась общине в Кумб Спрингс, и вскоре возвратился в Голландию. С тех пор мы не слыхали о нем.

Рассматривая диету в целом, закончу тем, что воспроизведу хорошо известную традицию пророка Магомета. Царь Персии, услышав о его достижении в устранении идолопоклонства среди его последователей и узнав о том, что в Аравии нет врачей, озаботился этим и послал своих двух самых искусных врачей, чтобы они позаботились о пророке и его последователях. Спустя несколько месяцев врачи попросили разрешения навестить Магомета и пожаловались ему, что с ними никто не консультируется. Пророк предложил им осмотреть всех своих последователей, и врачи не нашли никаких следова болезни, и отправились назад, недоумевая, как это возможно в таком нездоровом климате. Магомет сказал им, что его последователи вняли его совету есть так, чтобы вставать из-за стола с чувством неутоленного голода. Такова причина, почему они не болели.

Я уверен, что совет правилен, но сам лично редко следовал ему строго. Однако я всегда стараюсь придерживаться правила не есть, больше, чем, как я уверен, нужно моему телу. Могу сказать, что уже 30 лет я не испытывал никаких пищеварительных и подобных им неудобств.

 

ПОЗА – ХАТХА-ЙОГА

Разумно послушное тело - не обязательно эффективное или хорошо тренированное тело. Большинство людей ходят, стоят и сидят неправильно. Они совершают ненужные нервные движения, создают напряжения и суетливость - и всё это попусту растраченная энергия. Плохие позы оказывают вредное воздействие на дыхание и циркуляцию крови. Каждому полезно узнать об этих вещах и о способах исправления подобных недостатков. В книге Ф.М.Александера "Используй свою самость" содержится много ценных советов, и его ученики и последователи во всех частях мира дает уроки по правильному использованию тела. Я достаточно наблюдал эту работу, чтобы рекомендовать её - и, конечно, они не единственные специалисты в этой области. Совет и инструкция специалиста очень желательны, но их не обязательно должны давать учителя трансформации.

Ф. М. Александер заявлял, что по своим философским убеждениям он материалист, и он отвергал любое утверждение о том, что его метод имеет какую-либо иную цель, кроме как эффективное функционирование организма, и все же он помог многим искателям на пути трансформации.

Когда нам необходим особый совет, не обязательно обращаться к лучшему специалисту. Я слышал, как последователи "духовного" учителя отказывались искать помощи вне "учения", исходя из ошибочной идеи, что это может выглядеть как нелояльность или недостаток доверия. Только очень ограниченный учитель допустит, чтобы его ученики верили, что он знает всё. Странно, что в научном мире никто не ожидает, чтобы человек был специалистом вне области своих занятий, и все же существует почти символ веры, что истинный духовный мастер должен быть специалистом во всех вопросах.

Концентрацию сознательной энергии в теле можно облегчить, принимая различные позы, влиявшие на достояние нервной системы и циркуляцию крови. Эти методы хорошо известны в Индии под именем Хатха-йога, но вне индуистской традиции имеются многие варианты её. Я думаю, полезно практиковать некоторые более простые позы возможно, в силу той их ценности, что они придают доверие в обращении с телом.

Буддистские монахи в своем отношении к позам отличаются от йоги индусов. Они рекомендуют "стабильную и легкую" позу со скрещенными ногами как путь к медитации. Вначале эта поза очень трудна для европейцев, привыкших сидеть на стульях, но нет никакого сомнения в том, что она помогает фиксировать ум. Это иллюстрирует важный принцип, что состояние любой части организма оказывает влияние на состояние каждой другой части. Мы привыкли сидеть в обычных позах - скорее, не-позах - и наши мысли стали связанными с ними. Когда нам нужно думать не обычным способом, мы должны изменить нашу позу, иначе привычка тела вызовет ассоциированные рефлексы в мозгу. Если вы будете наблюдать состояния, в которых к вам пришли оригинальные и интересные мысли, вы, вероятно, обнаружите, что вы в это время сидели не в обычных своих позах.

Суфии имеют специальные позы для своих духовных упражнений. Самая распространенная - сидеть на полу на левой ноге, в то время как руки обхватывают правое колено.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: