Интеррогатив — вопросительный речевой акт, эротетив, рогатив (СМ. )

ИНЪЮНКТИВ — тип речевого акта (приказ, распоряжение). В классификации речевых актов В.В. Богданова характеризуется признаками: неинституциональный, адресатно-инициирующий, не побуждающий к высказыванию, основанный на власти или социальном положении. Ближайшим противочленом инъюнктива является интеррогатив (см.). Подтипами инъюнктива являются адвисив (см.) и реквестив (см.). У Г.Г. Почепцова инъюнктив и реквестив выделяются в качестве двух подвидов директива (см.).

КОМИССИВ — тип речевого акта. Дж. Сёрл характеризует его свойства следующим образом: (1) Иллокутивная цель — возложить на говорящего Г обязательство совершить некоторое будущее действие или же следовать определённой линии поведения. (2) Направление приспособления — «реальность — слова». (3) Условие искренности — намерение. (4) Пропозициональное содержание — говорящий S выполнит некоторое будущее действие А. (5) Формула: С ↑ I (Г совершит Д). Символ С обозначает иллокутивную цель комиссива. По Д. Вундерлиху, функции комиссива, Com — обещания, объявления, угрозы. Г.Г. Почепцов рассматривает комиссив как предложение-обещание. К. Бах в числе функций комиссива называет такие, как: согласование, пари, гарантирование, приглашение, предложение, обещание, клятва, предложение услуг. Для В.В. Богданова комиссив — это неинституциональный, побуждающий, адресантно-инициирующий тип.

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ — владение прагматическими принципами общения; умение вести общение в условиях, зависимых от контекста.

КОММУНИКАТИВНАЯ РОЛЬ — роль субъекта в процессе коммуникации: говорящего и слушателя в устной коммуникации, пишущего и читающего в текстовом общении. Если предполагается наличие постороннего слушателя или читающего, то говорят об адресате как предполагаемом (интендируемом) слушателе или читающем. Говорящий или пишущий противостоит адресату как адресант. В более общем плане используются термины отправитель / продуцент и получатель / реципиент.

ИРОНИЧЕСКОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ — высказывание, переносное значение которого (импликатура) противоположно значению произнесённого (экспликатуре). Ироническая импликатура порождается при сознательном нарушении постулата качества (см.) грайсовского принципа кооперации (см.).

КОГНИТИВНЫЙ ПРИНЦИП РЕЛЕВАНТНОСТИ — ведущий базисный принцип Теории Релевантности Д. Спербера и Д. Уилсон: Человеческое познание стремится приспособиться к максимализации релевантности.

КОМИССИВ — тип речевого акта; в таксономии Дж. Сёрла обещание. Г.Г. Почепцов называет высказывание обещания промиссивом.

КОММУНИКАНТ — участник процесса коммуникации (см.).

КОММУНИКАТИВНОЕ ЛИДЕРСТВО — взятие одним из субъектов языкового общения на себя функций определения темы, порядка её обсуждения, подведения итогов дискуссии и т.п.

КОММУНИКАТИВНОЕ СОБЫТИЕ — относительно самостоятельное и связное коммуникативное целое, с более или менее определённой темой, достаточно чётким зачином и завершением. Примеры: лекция и семинар в университете, защита дипломной работы, научный доклад, проповедь, публичная речь, судебное заседание, оформление путёвки в туристическом агентстве, товарищеский ужин в ресторане, экзамен, разговор о новой книге модного писателя, дружеская беседа.

КОММУНИКАТИВНЫЙ ВКЛАД — однократное или многократное совершение коммуникативных ходов в диалоге.

КОММУНИКАТИВНЫЙ ПРИНЦИП РЕЛЕВАНТНОСТИ — второй базисный принцип Теории Релевантности Д. Спербера и Д.Уилсон: Каждый остенсивный стимул передаёт презумпцию своей собственной оптимальной релевантности

КОММУНИКАТИВНЫЙ ХОД — осуществление коммуникативной функции говорящего, ограниченное предшествующим и последующим ходами других участников разговора, от одной мены коммуникативных ролей до другой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: