Тяговый электрический двигатель

 

Тяговый электро-двигатель (ТЭД) преобразует электрическую энергию контактной сети в механическую энергию вращения якоря, который через карданный вал и редуктор передаётся на колёса заднего моста.

 

- Статор – неподвижная часть двигателя.

- Якорь – подвижная часть двигателя.

Статор. Служит для создания рабочего магнитного поля двигателя. Имеет цилиндрический корпус, который с обоих сторон закрывается подшипниковыми щитами, отверстие в щитах закрывается подшипниковыми крышками. Внутри крепят четыре главных и четыре добавочных полиса, которое образуют единое магнитное поле тягового электро-двигателя. Главные полюса состоят из сердечника набранного из отдельных листов электро-технической стали (которая обладает остаточным магнетизмом) и катушки состоящей из двух обмоток:

- серьесная.

- шунтовая.

Добавочные полюса состоят из цельного сердечника и обмотки. Полюса крепятся друг за другом через каждые 45 градусов последовательно (главный -> добавочный-> главный -> и так далее). Внутри корпуса крепят два щёткодержателя, который состоит из корпуса с прямоугольным отверстием. В эти отверстия устанавливают по две угольных щётки с шунтами, которые прижимаются нажимным пальцем отходящим от пластинчатых пружин. Эти щётки образуют скользящий контакт между статором и якорем.

Якорь. Состоит из вала вращающемуся с одной стороны в шариковом, а с другой стороны в роликовом подшипниках. В центре вала напрессован сердечник якоря состоящий из отдельных якорных листов электро-технической стали, внутри имеются вентиляционные отверстия, а с наружи пазы, в которые укладываются обмотки якоря. Концы обмоток припаиваются к медным пластинам коллектора. Они установлены на коллекторной втулке и каждая пластина изолируется миканитом, удерживается на втулке залитой жидкой пластмассой. С противоположной стороны от коллектора на вал напрессован вентилятор, при вращении который захватывает воздух и проталкивает его по всем вентиляционным отверстиям якорных листов, тем самым охлаждая двигатель. По обе стороны от сердечника якоря на вал напрессованы нажимные втулки для предотвращения продольного перемещения деталей якоря по валу. Чтобы обмотки якоря не отрывались от коллекторных пластин, в тот же сердечник что и в обмотку якоря забивается брус из изоляционного матерьяла, далее обматывается проволокой, которая для изоляции покрывается лаком и краской это называется бандаж.

К двигатель снаружи корпуса подведены два провода: один от левой (+) штанги, а другой от правой (-) штанги. Внутри двигателя к ним подключаются отдельно сериесные (последовательно) и шунтовые обмотки главных полюсов, а так же через добавочные полюса и щётки подключаются обмотки якоря.

 

Принцип действия.

После подсоединения токоприёмников к контактной сети и включении автоматического выключателя, водитель чтобы начать движение на троллейбусе нажимает на пусковую педаль. При этом ток с левой (+) штанги и подключенному автоматическому выключателю проходит на добавочные полюса, а затем через плюсовые щётки подключает обмотку якоря. С них ток снимается минусовыми щётками и через другие добавочные полюса, идёт к правой (-) штанге.

Одновременно электрический ток поступает в сериесные и шунтовые обмотки главных полюсов тягового электрический двигателя. В результате внутри образуется магнитное поле. Электрический ток поступает на клемму щётко-держателя затем через шунт на щётку, с неё на коллекторные пластины и проходит по обмотке якоря. Таким образом, по закону электро-магнитной индукции - якорь начинает вращение.

 

Неисправности.

- короткое замыкание обмоток.

- обрыв подводящих проводов, шунтов и щёток.

- заедание вала, заклинивание подшипников.

- обрыв вентилятора.

- сильное искрение щёток.

- поломка щёткодержателя, его кронштейна, ослабление и поломка пружины щёткодержателя.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: