double arrow

Тема10: Государство и право Америки, Азии и Африки. Основные тенденции развития буржуазного права зарубежных стран в ХIХ - начале ХХ вв.

1

1. Государственный и общественный строй Япония в XIX в.

2. Япония после второй мировой войны

3. Китай в XIX - начале XX вв.

4. Формирование и функционирование государственно-правовой системы Китая в новейшее время

5. Административное устройство испанской колониальной империи

1. До середины XIX в. Япония представляла собой централизованное фео­дально-абсолютистское государство.

Главой государства считался император, но его власть имела лишь но­минальное значение. Настоящим военно-феодальным правителем еще с XII в. был сёгун (полководец) - высшее должностное лицо, являвше­еся главнокомандующим и начальником всего аппарата государствен­ного управления, сосредоточившее в своих руках исполнительно-распорядительную и законодательную власть, а также фискальные функции. Должность сегуна была наследственной и традиционно замещалась представителями крупнейших феодальных домов.

Опору сегуната составило сословие буси – воины – феодалы. Высшим его слоем были личные вассалы сегуна, низшим - мелкое военное дворян­ство, самураи.

Еще в средние века правительством была установлена система четырех сословий со строгой сословной регламентацией:

• самураи;

• крестьяне;

• ремесленники;

• торговцы.

Феодальная организация землевладения в целом характеризовалась наличием большого количества мелких крестьянских хозяйств, находившихся в собственности крупных феодалов, которые с помощью васса­лов управляли своими владениями. Крестьяне отдавали князьям в виде поборов и повинностей более половины урожая. В стране непрерывно происходили крестьянские волнения и восстания. Постепенно в деревне складывалась прослойка «новых помещиков», которая формировалась из среды купцов, ростовщиков, деревенской верхушки, частично из самураев.

Возникли мануфактуры - хлопчатобумажные, шелкоткацкие. Капита­листическая мануфактура появилась в конце XVIII - в первой половине XIX вв., однако ее развитие тормозили феодальная регламентация, большие налоги, узость внутреннего рынка.

Под давлением США и европейских государств японское правительство было вынуждено отказаться от политики самоизоляции. В 1853 г. под уг­розой применения силы Япония заключила торговый договор с США на их условиях. Вскоре аналогичные договоры были подписаны с евро­пейскими державами. Появилась угроза прекращения страны в полуколонию.

Все это обострило внутренний кризис и привело к слиянию антифео­дальной борьбы и национально-освободительного движения. Против существующего порядка выступили основные социальные слои японс­кого общества: крестьянство, рабочие, ремесленники, торгово-про­мышленная буржуазия, самураи, некоторые князья. Были сформули­рованы задачи движения: свергнуть сёгунат, восстановить власть импе­ратора и от его имени провести необходимые реформы.

В октябре 1867 г. в Японии началась так называемая революция Мэйдзн исин (обновление Мэйдзи, просвещенного правления). Так как промышленная буржуазия еще только зарождалась и не сложи­лась в самостоятельную политическую силу, то во главе движения ока­зались низшее самурайство, которое подвергалось сильному буржуазному влиянию, умеренно радикальные круги дворянства, связанные с императорским двором. Борьба за свержение сёгуната велась под лозун­гом восстановления власти императора. Был объявлен сбор военных сил, поддерживающих императора.

От имени императора в январе 1868 г. руководители движения объявили о свержении правительства сегуна и образовании нового правительства во главе с императором. Сёгун двинул против них верные ему войска, но они потерпели поражение. В мае 1868 г. сёгун капитулировал. Власть перешла в руки князей и самураев - сторонников императора. Было офи­циально объявлено о восстановлении императорской власти. В результате этой революции была ликвидирована феодальная система и образовалось централизованное буржуазно-помещичье государство. Раздроб­ленность и недостаточная организованность крестьянского движения, относительная слабость буржуазии обусловили незавершенный харак­тер этой революции. Тем не менее, страна вступила на путь буржуазного развития, о чем свидетельствовали начавшиеся экономические и по­литические реформы.

В сфере экономических отношений были проведены следующие реформы:

• распущены цеховые монополии - упразднены цеха и гильдии, а также связанная с ними регламентация ремесла и торговли;

• провозглашены буржуазные свободы: свобода купли-продажи земли, выбора профессии и места жительства и др.;

• введено формальное равенство всех сословий перед законом;

• установлено право частной собственности на землю (все владельцы земли

становились ее собственниками);

• введен единый поземельный налог, заменивший многочисленные феодальные подати.

Закрылись все внутренние таможни. Вводились единые для всей страны единицы измерения.

В 1872 г. был принят закон о всеобщем начальном образовании.

В политической сфере:

- неравноправные международные договоры были аннулированы;

- армия реорганизовалась по германскому образцу, а флот - по английс­кому, была введена всеобщая воинская повинность; самураи сохрани­ли привилегированное право на занятие офицерских должностей.

В сфере государственного управления:

- ликвидированы княжества и вместо них созданы префектуры;

- вместо прежних четырех утверждены три сословия, в состав которых вошли бывшие князья и придворная аристократия; дворянство; сословие про­стого народа, к которому относилась и торгово-промышленная буржу­азия.

Были учреждены министерства по отдельным отраслям управления, а в качестве высшего органа исполнительно-распорядительной власти создан кабинет министров при императоре. При этом назначения на должности проводились по конкурсной системе. Вместо старых границ княжеств было установлено административно-территориальное деление по губерниям.

В 1889 г. была опубликована конституция, составленная по прусскому образцу и юридически закрепившая союз между монархией, высшей бюрократией, помещиками и крупной буржуазией. Император как глава государства наделялся исключительно широкими правами - объявлять войну и мир; заключать международные договоры; вводить осадное положение, сосредоточивая в своих руках чрезвычай­ные правомочия; в качестве верховного главнокомандующего устанав­ливать структуру и численный состав вооруженных сил, включая окла­ды личного состава; в сфере государственного гражданского управле­ния определять структуру министерств, назначать, увольнять, опреде­лять оклады всех должностных лиц.

Император назначал главу исполнительной власти - министра-прези­дента, а по его представлению - остальных министров, Законодательную власть император осуществлял совместно с парла­ментом. Император созывал и закрывал парламент, отсрочивал парламентские заседания, распускал нижнюю палату - палату депута­тов. Законы, принятые парламентом, не могли быть обнародованы и приняты к исполнению без его утверждения и подписи. Парламент состоял из двух палат:

1. палаты пэров, в которую входили члены императорской фамилии, ти­тулованная знать, а также лица, назначенные императором;

2. палаты депутатов, которую составляли лица, победившие на выборах.

Обе палаты и правительство наделялись правом законодательной инициативы. Законопроекты обсуждались палатами и утверждались абсолютным большинством.

Отдельная глава конституции была посвящена правам и обязанностям поданных. Объявлялись неприкосновенность собственности, свобода слова, печати, собрания и союзов, равный доступ к гражданским и военным должностям, тайна переписки и т.д.

Избирательным правам наделялись только мужчины, достигшие 25 лет.

2. Решающее влияние на государственно-правовое развитие Японии после второй мировой войны оказали ее поражение и капитуляция. В 1945 г. американские войска практически единолично оккупировали Японию от имени союзных держав-победительниц. Оккупационный ре­жим осуществлялся американской военной администрацией, возглав­ляемой генералом Д. Макартуром, а состав нового правительства был согласован со штабом оккупационных войск. Японские правительствен­ные органы были обязаны проводить в жизнь директивы и указания оккупационных властей.

В целях ликвидации опасности возрождения японского матитариэма были проведены следующие реформы:

- демобилизована японская армия;

- упразднены все органы военно-террористического подавления, распу­шены милитаристские общественные организации;

- отменены нормативные акты, фиксировавшие военно-полицейский ре­жим;

- произведена чистка государственного аппарата от военных преступни­ков и наиболее милитаристски настроенных чиновников.

В пакет реформ входили также демократизация системы образования и децентрализация полицейской системы, предусматривавшая подчине­ние полиции местным властям и упразднение центрального аппарата. В области социально-экономических отношений были проведены следу­ющие важные преобразования:

- аграрная реформа 1946 - 1949 гг., в основном ликвидировавшая крупное помещичье землевладение. Отныне максимальная площадь обрабаты­ваемой сельскохозяйственной земли не должна была превышать 3 те (9 га). Остальную землю покупало государство и продавало ее крестья­нам, в первую очередь крестьянам-арендаторам;

- декартелизация в промышленности и банковском деле, на некоторое время ограничившая влияние крупнейших монополистических концер­нов. В результате разукрупнения монополий появилось значительное количество средних, относительно самостоятельных предприятий.

Основы трудового н социального законодательства были демократизи­рованы, трудящиеся получили права на:

- создание профсоюзов;

- заключение коллективных договоров;

- проведение забастовок;

- социальное страхование;

- 8-часовой рабочий день.

В октябре 1946 г. была принята парламентом и 3 мая 1947 года вступила в силу новая Конституция, утвердившая либерально-демократические преобразования в области государственного строя. По сравнению с действовавшей до нее Конституцией 1889 г. она означала весьма важный шаг.

Проект конституции разрабатывался американской администрацией в Японии. В девятой статье декларировался отказ Японии от применения вооруженной силы как средства разрешения международных конфлик­тов и от создания с этой целью армии.

В соответствии с действующей Конституцией Япония - либерально-де­мократическая парламентарная монархия.

Наследственный император Японии является «символом государства и единства народа». По представлению парламента он назначает премьер-министра; по представлению кабинета министров назначает главного судью Верховного суда. По совету и с одобрения кабинета осуществля­ет: официальное опубликование поправок к конституции, законов, пра­вительственных указов и договоров, созыв парламента, роспуск палаты представителей, объявление всеобщих выборов, подтверждение всеобщий и частных амнистий, смягчение наказаний и др. Согласно конституции все действия императора, относящиеся к делам государства, могут быть предприняты не иначе как по совету и с одоб­рения правительства, и правительство несет за них ответственность.

Высший Орган законодательной власти - парламент, состоит из 2-х палат:

• палаты представителей - избирается на 4 года;

• палаты советников - избирается на 6 лет с переизбранием половиы советников через каждые 3 года.

Проект закона обсуждается в палатах и становится законом после принятия обеими палатами. Принятый палатой представителей законо­проект, по которому палата советников приняла иное решение, становится законом после его вторичного принятия палатой представите­лей большинством в 2/3 голосов присутствовавших депутатов. Каждая палата имеет право проводить расследование по вопросам государственного управления и требовать при этом явки и показаний свидетелей, а также представления протоколов. Премьер-министр и министры должны присутствовать на заседаниях парламента для дачи ими ответов и разъяснений.

Высший орган исполнительной власти - правительство (кабинет мини­стров), который должен ее осуществлять в рамках Конституции и зако­нов, принятых парламентом. Состав его формируется премьер-мини­стром.

Премьер-министр выдвигается парламентом из числа своих членов, а затем назначается императором.

Судебную систему Японии возглавляет Верховный суд, состоящий из глав­ного судьи и 14 судей.

Главный судья Верховного суда назначается императором по представ­лению кабинета министров. Остальные судьи назначаются кабинетом министров из списка лиц, предложенных Верховным судом. Этот суд как высшая инстанция выполняет также функции конституционного. В судебную систему входят также апелляционные суды, основные мес­тные суды и дисциплинарные (первичные) суды. Судьи этих судов на­значаются кабинетом министров по представлению Верховного суда.

3. В 1644 г. в Китае пришла к власти маньчжурская династия Цин.

При Цинской династии, опиравшейся на крупных маньчжурских и ки­тайских феодалов, была создана деспотическая монархия с сильной ар­мией и хорошо налаженным разветвленным бюрократическим госу­дарственным аппаратом.

Китайский император сосредоточил в своих руках верховную законода­тельную, судебную и административную власть, а также обладал ис­ключительным правом принесения жертв и молений «Верховному Небу». Он был неограниченным монархом, замешавшим трон наследствен­но и по принципу первородства, но мог перед кончиной избрать своим преемником любого из своих сыновей, а если таковых не было, то любого из принцев императорской крови.

Высшими государственными органами империи Динок являлись Импе­раторский секретариат и Военный совет.

Высшая исполнительная власть осуществлялась, как и ранее, через шесть ведомств (приказов): чинов, налогов (финансовое), церемоний (обря­дов), военное, уголовных наказаний, общественных работ. Управление на местах в Китае времен Цинской династии характеризо­валось наличием сильной власти. Территория страны делилась на про­винции, а последние, в свою очередь, подразделялись на области, ок­руга и уезды. Каждую провинцию возглавляли два губернатора, военный и гражданский, подчинявшиеся наместнику. Областями, округами и уез­дами управляли начальники при помощи чиновников и старост. Судебная власть на всех уровнях была соединена с административной.

Цинская династия проводила политику изоляции страны от внешнего мира, но с конца XVIII в. капиталистические государства Европы уси­лили давление на Китай, стремясь «открыть» его любой ценой. Вели­кобритания в первую очередь предприняла попытки получить новые рынки сбыта и источники сырья. С 1839 г. англичане развернули против Китая военные действия, которые положили начало «опиумным войнам» (эти войны длились с 1840 по 1842 гг.). Государственный бюрократический аппарат Цинской империи был сильно ослаблен вследствие коррупции и взяточничества; армия, оснащенная устаревшим оружием и имевшая плохую подготовку и вы­учку, не была в состоянии эффективно оборонять разросшуюся вслед­ствие завоевательных войн империю, не могла противостоять первоклассно вооруженным сухопутным войскам и флоту Англии. В августе 1842 г. в Нанкине Китаем был подписан неравноправный договор с Англией, а в 1844 г. аналогичные договоры с Китаем были заключены США и Францией. По этим договорам цинское правительство обязалось открыть для английской торговли пять портов, уплатить огромную кон­трибуцию, установить льготные таможенные тарифы, а также предос­тавить иностранцам ряд привилегий:

• право экстерриториальности;

• право на концессии;

• принцип наибольшего благоприятствования.

Поражение Китая ознаменовало начало его превращения в полуколо­ниальную страну. Иностранные товары подрывали ремесленное произ­водство, увеличивалось налоговое бремя, вводились всевозможные про­извольные поборы.

Одним из следствий «опиумной войны» стало Тайпинское восстание, которое в 1850 г. подняла религиозная секта тайпинов (легальная хрис­тианская организация). В ходе восстания была создана дисциплиниро­ванная повстанческая армия и провозглашено создание «Небесного государства великого благоденствия». После ряда крупных военных ус­пехов тайпины в марте 1853 г. захватили Нанкин, который переименова­ли в Небесную столицу.

В Нанкине руководители восстания опубликовали «Земельную систему Небесной династии», представлявшую собой программный документ преобразования китайского общества и государства. Он был основан на идеях «крестьянского коммунизма», на началах уравнительности всех членов общества и предусматривал распределение земли на уравни­тельных началах, освобождение крестьян от арендной платы помещикам, предоставление равноправия женщинам, государственное содер­жание нетрудоспособных, меры борьбы с коррупцией и др. Земля и основные средства производства были национализированы, иметь круп­ные денежные суммы или иную крупную собственность было запреще­но.

На практике социально-экономическая политика тайпинов свелась к уменьшению арендной платы за землю с крестьян и переложению зна­чительной части налогового бремени на помещиков и богачей. Еще в 1856 г. среди руководящей верхушки тайпинов началась распря, в 1857 г. часть повстанцев ушла в юго-западные провинции. Затем (с 1862г.) в гражданской войне приняли активное участие англо-французские интервенты на стороне цинского правительства, и в июле 1864 г. столица тайпинов Нанкин была взята цинскими войсками. С захватом столи­цы и гибелью главных руководителей перестало существовать и тайнин­ское государство.

Тайпинское восстание и «опиумные войны» потрясли Цинский Китай и подтолкнули правящие круги к признанию необходимости реформ. В структуре государственных органов были произведены некоторые пре­образования:

• учреждена Главная канцелярия по иностранным делам;

• отменена система двух губернаторов в провинциях (военного и граж­данского), и местная власть сосредоточилась в руках наместников;

• в провинциях закрепились комитеты по восстановлению порядка.

В 1860-х - начале 1880-х гг. император проводил политику «самоусиления», основное назначение которой сводилось к укреплению существовав­шего режима. Сторонники этой политики выступали за более тесное сотрудничество с иностранными державами, заимствование иностран­ного опыта в модернизации вооруженных сил, создание своей военной промышленности, что привело к широкому проникновению в Китай иностранных держав. Используя права и привилегии, иностранцы стали пытаться усилить свое политическое влияние. В результате в 60-е - 90-е гг. XIX в. по стране прокатилась волна антииностранных выступлений, переходивших в антиправительственные.

В это же время стали создаваться первые китайские капиталистические предприятия. Вначале это были казенные или казенно-частные заводы, арсеналы и мастерские, которые строились провинциальными властя­ми за государственный счет и с насильственным привлечением средств местных торговцев и помещиков, а затем стало развиваться и частное предпринимательство. Ведущей силой формирующейся национальной буржуазии стали крупные чиновники и помещики. Капиталистический уклад в Китае пробивал себе дорогу в исключительно трудных условиях господства феодальных отношений в сельском хозяйстве, произвола и ограничений со стороны властей, конкуренции иностранного капита­ла.

Поражение Китая в войне с Японией (1895 г.) и действия западных стран активизировали деятельность патриотических сил. Буржуазно-помещи­чья партия реформ, руководимая Кан Ювэем и представлявшая инте­ресы национальной буржуазии, выступила за модернизацию страны, за проведение реформ с помощью императорской власти. В июне 1898 г. она добилась того, что император Гуансюй (Цзай Тянь) издал указ «Об установлении основной линии государственной политики», а затем при­влек группу молодых реформаторов - учеников и единомышленников Кан Ювэя для разработки серии радикальных указов, посвященных вопросам экономики, просвещения, деятельности государственного аппарата. Этот период 1898 г. вошел в историю Китая под названием «Сто дней реформ».

Реформы объективно были направлены на создание условий для капи­талистического развития Китая, однако издавались в большой спешке, саботировались придворными кругами и бюрократическим аппаратом и по существу остались на бумаге. В сентябре того же года вдовствующая императрица Цыси (Ехонала) произвела дворцовый переворот. Импера­тор Гуансюй был арестован, его указы отменены, а руководители ре­форматоров казнены без суда и следствия.

Реакционная политика Цинской династии вызывала возмущение ки­тайского народа. В 1905 - 1908 гг. по стране прокатилась волна народных восстаний. В 1910 г. численность крестьянских восстаний превысила их количество в предшествующие годы. В октябре 1911 г. восстание войск в городе Учан завершилось победой. Началась Синьхайская революция, приведшая к свержению монархии и провозглашению Китайской рес­публики.

В феврале 1912 г. династия Цин отреклась от престола, а затем Нанкин-ское собрание делегатов избрало временным президентом Китайской республики Юань Шикая, который в августе 1913 г. установил в стране свою военную диктатуру.

4. Полуколониальную эксплуатацию Китая облегчала ее политическая раздробленность, наличие слабой центральной власти. На почве всеобщего не­довольства постоянно происходил и народные бунты.

В 1905 г. произошло объединение радикальных организаций страны в Союзную лигу, ядром которой явилось Общество возрождения Китая.

10 марта 1912 г. собрание представителей про­винций, объявившее себя Национальным собранием, приняло Временную Конституцию республики. Документ провозглашал принципы равноправия все­го населения и неприкосновенности личности, свободы собраний, печати, вероисповедания, тайны переписки и т. д. В качестве высшего органа законодательной власти Конституцией предусматривался парламент в составе нижней палаты и сената.

На выборах в парламент в декабре 1912 - февра­ле 1913 г. большинство мест получил Гоминьдан (Национальная партия), созданный в результате преобразования Союзной лиги.

14 мая 1914 г. была объявлена новая Временная Конституция, предоставившая президенту диктаторские полномочия. В конце 1915 г. было официально объявлено о восстановлении монархии. Накануне этого акта диктатор принял, 21 тре­бование Японии, направленное на превращение Китая в японскую колонию.

В феврале 1928 г. на четвертом пленуме ЦИК Го­миньдана было образовано новое национальное пра­вительство, считавшееся обще китайским.

В 1931 г. функции политической опеки Гоминь­дана были оформлены государственным докумен­том, в соответствии с которым национальному съезду Гоминьдана предоставлялось право осуществлять власть от имени Национального собрания.

25 декабря 1946 г. Национальное собрание приняло Конституцию Китайской республики.

Страна представляла собой осколки феодального об­щества с пережитками более ранних исторических эпох.

Местными органами власти провозглашались Совет депутатов, которые формировали испол­нительные комитеты. Местными судебными орга­нами в советских районах Китая являлись судеб­ные отделы местных советских правительств.

На I Всекитайском съезде Советов был утвержден проект Основной конституционной программы. В 1952 г. ЦК КПК разработал генеральную линию, предусматривавшую «строительство социализ­ма» в стране. В 1954 г. Всекитайское собрание на­родных представителей (ВСНП) утвердило и ввело в действие новую Конституцию КНР. Задачами государства были объявлены:

1) индустриализация страны, наращивание промыш­ленно-технического потенциала;

2) ликвидация пережитков в сельском хозяйстве.

Законодательные функции постепенно перехо­дят от ВСНП к его Постоянному комитету, а власть на местах - к исполнительным органам – народным комитетам. В 1958 г. китайское руководство возло­жило свои надежды на так называемый большой ска­чок, разрушительные последствия которого сказа­лись на и, без того отсталой китайской экономике.

В начале 1975 г., после десятилетнего переры­ва, созывается 1-я Сессия Всекитайского собрания народных представителей (4-го созыва), которая приняла новую Конституцию Китая и на ее осно­ве сформировала новые органы власти.

В настоящее время Китай представляет собой парламентскую республику с коммунистической идеологией.

5. Колониальная империя Испании, сложившаяся к XVII — XVIII вв. результате экспансионистской морской политики испанской монархии, была в тот период крупнейшей в мире. Ее главнейшейчастью (помимо африканских владений) были земли Центральной и Южной Америки.

Полное завоевание Испанией и последующая колонизация Америки начались сразу за открытием этих земель европейцами, в конце XV — начале XVI в. Первоначально завоевание коснулось островов Вест-Индии, в первой половине XVI в. — Мексики и Центральной Америки. Во второй половине XVI в. началась колонизация области Ла-Платы (будущая Аргентина), затем и побережья Тихого океана. Местное индейское население было частью истреблено, частью превращено в полурабов. С XV в. индейцы с 14 до 70 лет были обложены податью (собиравшейся поквартально) золотом пли хлопком; не выполнявшие разверстку привлекались к принудительному труду в колониальных хозяйствах или на общественных работах. В политико-административном отношении первоначально колониальная система основывалась на договорах с конквистадорами (руководителями военно-экспедиционных отрядов). С 1519—1520 гг. все открытые и будущие земли были объявлены собственностью испанской Короны и пребывающими под ее прямым управлением.

Социально-правовая организация колоний воспроизвела феодальную иерархию. Испанским поселенцам земля давалась на правах феодального пожалования — энкомиендо; с 1536 г. пожалования были признаны наследственными на два поколения, с 1629 г. — на три, с XVIII в. — на четыре. Индейское население пи общинно пребывало в полурабской зависимости от энкомиендерос. С XVI в. одновременно государство стало налагать ограничения на превращение индейцев в полных рабов, с XVIII в. личная зависимость была вытеснена зависимостью из долговых отношении (пеонаж), которая, впрочем, на деле мало чем разнилась с прежним феодальным рабством.

Ко времени завершенного образования колониальной империи испанские владения в политико-административном отношении объединялись в вице-королевства между которыми не было четкой соподчиненности. Первыми вице-королевствами были Новая Испания (1534), включившая Мексику, Вест-Индию и Центральную Америку, а также южные земля североамериканского континента, и Перу (1544), объединившее области исторического Перу и Чили. Позднее сложились Новая Гранада (1718—1739), в составе которой были Колумбия, Венесуэла, Эквадор, и Ла-Плата (1776), включившая земли Аргентины, Уругвая, Парагвая, Боливии. А из состава первых и частью новых выделились 5 генерал-капитанств: Гватемала, Куба, Пуэрто-Рико, Чили, Венесуэла.

Верховная государственная власть над американскими владениями принадлежала испанскому монарху. Центральными координационными, правительственными и судебными органами, которые осуществляли собственно руководство администрацией вице-королевств и капитанств, были Торговая палата в Мадриде (1503) затем Высший королевский совет по делам обеих Индий (1524— 1834). Совет готовил административные назначения в колонии, руководил деятельностью церкви, финансовой системой, издавал законодательные акты по всем вопросам жизни и управлений (за столетия таких набралось свыше 400 тыс.). В самих колониях высшая власть принадлежала вице-королям. Вице-король обладал полномочиями наместника монарха. Его назначали по представлению Совета на 4 —6 лет. Вице-король мог издавать акты, имевшие силу закона для своих земель, располагал Вооруженной силой, назначал администрацию. В обособленных землях аналогичными правами располагали генерал-капитаны, однако их назначал напрямую Совет и собственно статус был не­сколько ниже.

Высшим правительственным учреждением в вице-королевстве или генерал-капитанстве была аудиенсия (палата). Полномочия аудиенсии были одновременно и административными, и судебны­ми, и законосовещательными. Составляли палату испанские чиновники и церковные советники. Первая аудиенсия была создана в 1511 г., затем они получили регулярную организацию.

Ввиду обширности земель прямого управления, каждая допол­нительно подразделялась на провинции. Во главе их стояли гу­бернаторы, назначавшиеся вице-королями или капитанами. Губернаторы обладали военными, судебными и административными пол­номочиями. Главной же их задачей было обеспечение финансовых Поступлений в казну, для чего при них состояли особые чиновники алькальды, коррехидоры, номинально назначавшиеся ауди-цкиями. В XVIII в. дополнительно колонии были подразделены на финансовые интендантства (по образцу Франции и Испании правления Бурбонов). В самом низу система колониальной администра­ции опиралась на самоорганизованные индейские общины во главе с традиционными вождями (касиками), власть которых существенно усилилась в опоре на организационные и финансовые функ­ции, возложенные колониальной администрацией.

Особой частью колониальной администрации были военные гарнизоны во главе с капитанами, которые подчинялись только вице-королям. Самостоятельную роль играло и церковное управлении. На основании папского постановления 1493 г. право патроната над церковью в колониях и назначения на епископские должности шло закреплено за испанскими монархами. Помимо социально-культурных функций на католическую церковь были возложены тем самым общие административные и судебные полномочия, нередко способствовавшие развертыванию подлинного террора в отношении индейского населения — особенно после учреждения в сер. XVI в. в колониях трибуналов святой инквизиции.

В городах сложилось подобие испанского самоуправления. Месные жители имели полномочия образовывать городские советы, избирать городских советников-рехидоров, а также от дельных специализированных должностных лиц. Таких советов (как и городов) было немного — всего до 250.

К 1826 г. на месте испанской империи образовались 10 само­стоятельных государств: Аргентина, Боливия, Великая Колумбия (вскоре распавшаяся на Колумбию, Венесуэлу и Эквадор), Мекси­канские Соединенные штаты, Парагвай, Перу, Центральноамери­канская федерация, Чили. Позднее других независимость провоз­гласил Уругвай (1828). Последняя остающаяся испанская коло­ния — Куба — завоевала свою независимость при поддержке | США уже в начале XX в. (1902 г.).

 

Литература:

1. История государства и права зарубежных стран: учеб. / Под ред. К.И. Батыра. - 5-е изд., перераб. И доп. М.: ТК - Велби, 2006. – 496 с.

2. Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран: учебник для вузов. М.: Норма, 2006. – 464 с.

3. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. Учебник в 2т. Изд.-4-е. М,2005

4. Дарест Р. Исследования по истории права. СП б., 2001.

5. Дождев Д.В. Римское частное право. М., 1996.

6. Римское частное право / Науч. Ред. И.Б. Новицкий и И.С. Перетерский. М., 1984 (и последующие издания).

7. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учебное пособие / Сост. В.Н. Садиков; Под ред. Проф. З.М. Черниловского. – М: Фира Гардарика, 2006. – 413 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


1

Сейчас читают про: