Развитие коммуникативной сферы

Мотивация общения: достаточно высокая; снижена.

Речевое развитие

Адекватно реагирует на обращенную речь Отзывается на имя, адекватно реагирует на словесные обращения. отсутствие фиксации взгляда на глазах собеседника, дифференциации одушевленного и неодушевленного (пытается использовать взрослого как объект – достать его рукой, как орудием, влезть, как на стул и т.п.), слабость, замедленность реакции на обращения, отсутствие реакции на обращения, избирательность ответных реакций на речь, на конкретное лицо, при использовании предметов, игрушек, зависит от содержания инструкции, сопровождение карточкой, картинкой, предпочтение, стремление к территориальному уединению.

Активная речь 1 год - 1 год 6 месяцев.

Говорит отдельными словами, имеющими значение предложений. В конце периода появляются двухсловные предложения. Отдельные слова и предложения дополняются жестами, мимикой, интонацией. Среди тех 30 слов, которыми малыш овладевает к полутора годам, преобладают названия предметов и обозначения действий. Но если взрослые чаще будут называть не только предметы, но и их качества (мяч круглый, чай горячий, цветок красный), ребенок быстро усвоит эти понятия.

1 год 6 месяцев – 2 года.

Запас употребляемых слов быстро растет. Облегченные слова заменяются правильными. Появляются прилагательные и местоимения. Начинает употреблять простые двух-трехсловные предложения, а к 2м годам – трех-четырехсловные. В словах появляются грамматические изменения. Речь эмоциональна и выразительна.

2 года – 2 года 6 месяцев.

Легко повторяет фразы, короткие стихи. Словарь продолжает быстро расти. Услышанные незнакомые слова и целые фразы быстро усваиваются. Появляются вопросы: «Где?», «Почему?», «Куда?». Предложения становятся многословными, появляются сложные предложения, хотя и не всегда грамматически правильные, начинается употребление предлогов и союзов. Речь становится основным средством общения не только со взрослыми, но и с детьми.

2 года 6 месяцев – 3 года.

Словарь быстро увеличивается. Может понимать смысл речи взрослого о событиях и явлениях, не бывших непосредственно в его личном опыте, но отдельные элементы которых ранее воспринимались ребенком. Речь взрослого становится для ребенка средством познания. Он говорит сложными фразами, появляются придаточные предложения, хотя грамматически предложения продолжают оставаться еще не всегда правильными. По словам может передать содержание ранее рассказанной сказки или рассказа (по картинкам или без показа картинок). Выполняет просьбы, состоящие из двух действий. Использует некоторые падежи, начинает говорить от первого лица.

Понимает значения предлогов на, под. Пропускает слоги в середине слов для упрощения, неустойчивое произношение звуков (то правильно, то неправильно).

3 года – 4 года.

К уже имевшимся звукам добавляется произношение твердых звуков С, 3, Ц. Замечает неправильное звукопроизношение у других детей.

Ребенок адекватно использует названия цветов, местоимения «я», «ты», «мне», называет свое имя, пол, возраст.

Понимает разницу между словами «большой» и «маленький», осваивает падежи, времена глаголов, согласует глаголы прошедшего времени с существительными в роде. Согласует имена прилагательные с существительными женского и мужского рода. Понимает слова-обобщения (игрушки, посуда), начинает использовать их в активной речи. Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Увеличивается количество слов во фразе, ребенок вначале использует самые значимые слова в предложении, опуская, например, второстепенные члены, поэтому предложение чаще всего имеет прямой порядок слов: «Киса пьет молоко» или обратный: «Дай, мама, мишку». Связь слов в предложении налажена с помощью окончаний и предлогов, употребляются союзы, используются все основные части речи.

Словарный запас характеризуется не только словами чисто бытовой тематики, встречаются обобщения понятий, оценочные слова («хорошо», «плохо»). Словарь ребенка составляет 1200—1300 слов

Любит слушать по многу раз знакомые сказки и стихи, может дословно запоминать текст, однако пересказа своими словами еще не дает. Понимает несложные сюжетные картинки.

Начинает подбирать рифмы к словам.

В это время у детей наблюдается увлечение игрой словами, звуками. Создаются слова с «предметным» переосмыслением неясных слов: кусарики (сухарики), колоток (молоток), мазелин (вазелин).

4 года – 5 лет.

Словарный запас достигает 2000 слов.

В активной речи появляются слова второй-третьей степени обобщения: «елочка – дерево – растение».

Словарный запас обогащается за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки: «скоро, потом, вокруг».

Появляется «словотворчество», что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей. Ребенок переносит грамматические признаки формы одного слова на форму другого слова. Это может быть и нормативно, может быть неправильно: «сильно - сильнее, больно - больнее, громко - громчее».

В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи. К 5 годам ребенок правильно усваивает все возможные варианты образования множественного числа предметов. Встречая новое слово, может изменить его неправильно, но после того, как взрослый подскажет правильный вариант, быстро усваивает грамматическую норму для нового слова: «стол - столы, зеркало – зеркалы, …зеркала»

У многих детей звукопроизношение нормализовалось, у части детей наблюдаются смешения свистящих и шипящих, если они недавно появились в речи, а также отсутствие вибрантовР, Р'.

Связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность; пересказ известной сказки возможен.

Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть.

5 лет – 6 лет.

Качественный скачок в овладении связной речью: дети способны составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности.

Начинает формироваться внутренняя речь – свернутая, сокращенная форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельности.

Значительно обогатился словарный запас, дети пользуются словами второй и третьей степени обобщения.

Грубыхаграмматизмов в речи нет, ребенок уже не скажет «Мы вчера пойдем в парк» или «папа пришла с работы». Возможны ошибки при построении сложных предложений.

Звукопроизношение полностью нормализовалось.

Появляется способность к выделению первого звука из слова, то есть формируются навыки звукового анализа слов, после объяснения взрослого звуковая оболочка слова перестает быть «прозрачной», незаметной для восприятия. Появляются «звуковые» игры: «если у крота отнять букву к, какое слово получится – рот!»

Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации.

6 лет – 7 лет.

Овладевает связной речью, способен составить рассказ по картинке и по серии сюжетных картинок, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности.

Речь правильная, но возможны ошибки при построении сложных предложений, согласовании причастных оборотов: «мы видели кошку, ловившая птичку, за которыми бегала собака».

Произношение всех звуков правильное.

Умеет изменять громкость голоса, интонации. Стихи читает с выражением, иногда для этого просит разъяснить смысл некоторых стихов.

Словарный запас увеличивается до 3500 слов.

Присутствуют образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет, ни заря, на скорую руку и др.)

Продолжает развиваться фонематический анализ (разложение слова на составные элементы) и фонематический синтез – составление слов из набора звуков, из слогов, путем перестановки звуков и слогов.

Осваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. Развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.

Экспрессивная речь:

- задержка формирования моторного праксиса, выраженного в нечеткости произношения;

- недостатки фонематического слуха (путает парные фонемы);

- выраженность речевой активности (слабая, адекватная, чрезмерная);

- малый словарный запас, низкая степень развернутости ответа;

- трудности в подборе слов и их употреблении; построении фраз; пересказе;

- наличие аграмматизмов.

Импрессивная речь:

- нарушение понимания действий, производимых с предметами;

- трудности понимания сложных речевых высказываний, логико-грамматических конструкций;

Ассоциативная речь:

- количество ассоциаций, скорость их образования, соответствие ключевому слову.

РЕЧЬ при аутоподобном развитии

Слабость или отсутствие реакции на речь взрослого. Отсутствие фиксации взгляда на говорящем. Диссоциация между отсутствием реакции на слово и гиперсензитивностью к невербальным звукам, между "непониманием" простых бытовых инструкций и пониманием разговора, не обращенного к ребенку.

Лучшая реакция на тихую, шепотную речь.

Запаздывание или отсутствие фазы гуления. Его неинтонированность. Запаздывание или отсутствие фазы лепета. Его необращенность к взрослому.

Запаздывание или опережение появления первых слов. Их необращенность к человеку, необычность, малоупотребимость. Эхолалии. Динамика накопления словаря: "плавающие" слова, регресс речи на уровне отдельных слов.

Запаздывание или опережение появления фраз. Их необращенность к человеку. Комментирующие, аффективные фразы. Фразы-аутокоманды. Фразы-эхолалии. Отставленные эхолалии. Эхолалии-цитаты. Эхолалии-обобщенные формулы.

Склонность к вербализации: игра фонематически сложными, аффективно насыщенными словами. Неологизмы. Монологи и аутодиалоги. Слова-отрицания.

Страхи аффективно насыщенных метафор. Склонность к декламации, рифмованию, акцентуации ритма.

Отсутствие речи о себе в первом лице (при хорошей фразовой речи). Неправильное употребление других личных местоимений. Регресс фразовой речи; факторы, его провоцирующие.

Вычурность интонаций. Повышение высоты голоса к концу фразы. Невнятность, скомканность, свернутость речи, произношение лишь от" дельных слогов. Разница развернутости речи, внятности произношения в спонтанной и заданной деятельности. Мутизм тотальный. Мутизм избирательный.

Речевая деятельность. Экспрессивная речь:

Полное отсутствие внешней речи. На высоте аффекта произносит звукосочетания, редкие слова или фразы

Имеется набор коротких стереотипных фраз. Наблюдаются эхолалии. Не пересказывает даже короткий текст. Отсутствуют развернутые фразы

Развернутая речь, но практически недоступен диалог

Развернутая речь, встречаются речевые штампы, голос маловыразительный. Могут наблюдаться эхолалии

Словарь резко ограничен

Речь фразовая, связная,

Присутствует диалоговая речь

эхолалии

Использует альтернативные способы коммуникации:

жесты

карточки (PECS, фотографии и т.п.)

мимика

вокализации, отражающие эмоциональное состояние

вокализации - обращения

лепетная речь

слова-заместители

коммуникативные сценарии

Умеет в быту, в самостоятельных играх посредством речи налаживать контакты

Умеет делиться своими впечатлениями со взрослыми

Может рассказать об изображенном на картинке, игрушке, событии

Поддерживает диалог со взрослым

Делится своими переживаниями

Просит о помощи при необходимости

Обращается с речью к сверстнику

Игра сопровождается речью звукоподражанием:

Не сопровождает игру речью

Фиксирует

Комментирует

Планирует

Называет базовые эмоциональные состояния

Понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональные состояния

Выбирает картинку с заданным эмоциональным состоянием

включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Особенности общения с педагогами: Принимает контакт со знакомым взрослым. Проявляет контактность, желание сотрудничать со взрослыми, поверхностность и непродуктивность контакта, затруднение в установлении контакта, возможно, обусловленное повышенным уровнем тревожности, тормозимости, сложностями в адаптации к новой обстановке и незнакомым людям, реакциями страха, отсутствием потребности в общении, отгороженностью, преимущественной направленностью на предметный мир. Проявляет интерес к совместным играм со взрослым, может рассказать об изображенном на картинке, об игрушке, о событии из личного опыта, поддерживает диалог со взрослым, застенчив и робок, не смущается со знакомыми, раскован и смел в любой привычной обстановке. Умеет делиться своими впечатлениями со взрослыми. Проявляет внимательное и отзывчивое отношение протестные реакции негативизм упрямство физическую агрессию.

Восприятие критики:активно-положительное (стремится исправить недостатки, учесть замечания и т.п.), пассивно-положительное (понимает критику, согласен с ней, но недостатки неисправляет);безразличное (не реагирует на критику, не меняет поведения);негативное (спорит, не согласен с замечаниями, поведения не меняет).

Особенности общения со сверстниками: Проявляет интерес к совместным играм со сверстниками, обращается с речью к сверстнику, умеет в быту, в самостоятельных играх посредством речи налаживать контакты, взаимодействовать со сверстниками, объединяться со сверстниками для игры в группу на основе личных симпатий, выбирать роль в сюжетно-ролевой игре, испытывает удовольствие от коллективных работ, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми, может сотрудничать на занятиях, умеет делиться разнообразными впечатлениями, поддерживает беседу, высказывает свою точку зрения, согласие и несогласие, договаривается со сверстниками в коллективной работе, распределяет роли, при конфликте убеждает, объясняет, доказывает, адекватно пользуется вербальными и невербальными средствами общения, конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми, способен изменить стиль общения со взрослыми и сверстником в зависимости от ситуаций, стиль общения с окружающимиавторитарный (уверен в себе, стремится навязать свое мнение, наставляет,поучает, не умеет принимать советы других, с трудом признает своиошибки), агрессивный (жесткий, враждебный по отношению к окружающим, резкий,непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, агрессивность можетдоходитьдоасоциальногоповедения), повышенно критичный по отношению к окружающим (испытывает трудности вконтактах из-за подозрительности и боязни плохого отношения, замкнутый,скептичный, разочарованный в людях, скрытный, свой негативизм проявляет ввербальной агрессии, обидчивый); демонстративный (стремится быть над всеми, но одновременно в стороне,самовлюбленный, расчетливый, себялюбивый, любит перекладывать трудности наокружающих, хвастливый, самодовольный, заносчивый, ориентирован на себя,склонен к соперничеству); подчиняемый другим, зависимый от других (покорный, склонный уступатьвсем и во всем, слабовольный, пассивный, стремится найти опору в ком-либо болеесильном, неуверенный в себе, боязливый, беспомощный, не умеет проявлятьсопротивление, считает, что другие всегда правы); дружелюбный (ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится«быть хорошим» для всех без учета ситуации, склонен к сотрудничеству икооперации,гибкийприрешенииконфликтных ситуаций).

В конфликтной ситуации проявляет агрессивность, беспомощность, отчаяние, плаксивость, избегающее поведение, нуждается в помощи взрослого.

Контакт полностью отсутствует.

Контакт возможен при глубокой заинтересованности ребенка (например, чтобы получить игрушку, ребенок берет психолога за руку)

Контакт избирательный и неустойчивый (например, ребенок вступает в контакт только в присутствии матери; уходит от контакта, когда его о чем-то просит психолог).

Контакт возможен, но его интенсивность и длительность зависят от настроения и состояния ребенка.

Развитие навыков самообслуживания:

Бытовые навыки сформированы на уровне ниже возрастной нормы: Самостоятельно аккуратно кушает ложкой, помогая руками, пьёт из чашки, не проливая, пользуется салфеткой по мере надобности и без напоминания, самостоятельно одевается, может застегивать пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого, подает руки и ноги при одевании, самостоятельное одевание затруднено, пользуется туалетом и умывается с помощью взрослого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: