В городе была создана Общая городская дума, в которую вошли избранный городской голова и гласные (по одному от каждой из шести категорий горожан и пропорционально частям города). Общая городская дума образовала свой исполнительный орган - шестигласную Городскую думу из числа гласных, в заседаниях которой участвовал один представитель от каждой категории. Председательствовал городской голова.
В компетенцию Городской думы входили: обеспечение в городе тишины, согласия и благочиния, разрешение внутри сословных споров, наблюдение за городским строительством.
В отличие от ратуш и магистратов судебные дела не входили в ведение Городской думы - их решали судебные органы.
7.
Эволюция государственной системы, сформированной в первой четверти XVHI в., Происходила в течение всего столетия.
Определенно наметилась дальнейшая централизация и бюрократизация государственного аппарата, параллельно углублялась специализация отдельных органов власти и управления.
Император возглавлял систему власти, опираясь на разветвленный чиновничий аппарат. До 1801 г. в качестве Высшего совещательного органа действовал Совет при высочайшем дворе, его сменил Непременный государственный Совет, состоявший из двенадцати членов, который просуществовал до 1810 г.
|
|
Государственный Совет и императорская Канцелярия
В 1810 г. в качестве высшего законосовещательного органа, разрабатывающего законопроекты, позже утверждаемые императором, был создан Государственный Совет.
Председателем Государственного Совета являлся император, в его отсутствие в заседаниях председательствовал назначенный им член Совета.
Государственный Совет рассматривал и готовил различные правовые акты: законы, уставы, учреждения. Основной целью его законотворческой деятельности было приведение всей правовой системы к единообразию.
В 20-х п. XIX в. Государственный Совет утрачивает свою монополию на законотворчество. Эта работа с 1826 г. сосредоточивается в Собственной Его Величества канцелярии, в специальных комитетах и министерствах. Собственная Его Величества канцелярия стала органом, возглавившим всю систему центральных отраслевых органов государственного управления.
Первое отделение Канцелярии контролировало деятельность министров, министерств, готовило законопроекты, ведало назначением и увольнением высших чиновников.
Второе отделение осуществляло кодификационные работы, проводило обобщение юридической практики.
Третье отделение было создано для руководства борьбой с государственными преступлениями.
Оно состояло из восьми отделов: первый ведал сбором данных полиции по вопросам, подведомственным отделению, второй осуществлял контроль за деятельностью религиозных сект и раскольников, третий занимался вопросами подделки денег и ценных бумаг, четвертый осуществлял организацию работы по надзору за определенными категориями граждан, пятый руководил административной высылкой поднадзорных, шестой осуществлял наблюдательное производство за местами лишения свободы, седьмой организовывал наблюдение за иностранными гражданами, восьмой занимался статистическими исследованиями и обобщениями.
|
|
Министерства
Дальнейшая централизация государственного управления потребовала пересмотра системы отраслевых органов государственного управления.
В 1802 г. был принят манифест «Об учреждении министерств», положивший начало новой форме отраслевых управленческих органов.
В отличие от коллегий министерства обладали большей оперативностью в делах управления, в них усиливалась персональная ответственность руководителей и исполнителей, расширялись значение и влияние канцелярий и делопроизводства.
В 1802 г. было образовано восемь министерств: военных сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения.
В задачи министерств входили: организация.сношений с местами~, подготовка справок о текущих делах и отчетов. Они действовали на основе подготовленных для них инструкций, обобщали проделанную работу и подготавливали перспективные планы на будущее. Министры были обязаны ежегодно представлять в Сенат отчеты о своей деятельности.
В 1811 г. издается, «Общее учреждение министерств», документ, подготовленный М.М. Сперанским. Власть министров определялась в документе как высшая исполнительная, непосредственно подчиненная верховной императорской власти.
Литература
1. Краснов Ю.К. История государства и права России. М., 2002.
2. История государства и права России: учеб. / В.М. Клеандрова, Р.С. Мулукаев и др., под ред. Ю.П. Титова. – ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 544 с.
3. Марченко И.Н. Государство и право России М., «Проспект», 2006. – 560 с.
4. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учебное пособие / Сост. В.Н. Садиков; Под ред. Проф З.М. Чернеловского. – М: Фирма Гардарика, 2006. 413 с.