Городское самоуправление

В городе была создана Общая городская дума, в которую во­шли избранный городской голова и гласные (по одному от каж­дой из шести категорий горожан и пропорционально частям го­рода). Общая городская дума образовала свой исполнительный ор­ган - шестигласную Городскую думу из числа гласных, в заседа­ниях которой участвовал один представитель от каждой катего­рии. Председательствовал городской голова.

В компетенцию Городской думы входили: обеспечение в горо­де тишины, согласия и благочиния, разрешение внутри сословных споров, наблюдение за городским строительством.

В отличие от ратуш и магистратов судебные дела не входили в ведение Городской думы - их решали судебные органы.

7.

Эволюция государственной системы, сформированной в пер­вой четверти XVHI в., Происходила в течение всего столетия.

Определенно наметилась дальнейшая централизация и бюрокра­тизация государственного аппарата, параллельно углублялась специализация отдельных органов власти и управления.

Император возглавлял систему власти, опираясь на разветвленный чиновничий аппарат. До 1801 г. в качестве Высшего со­вещательного органа действовал Совет при высочайшем дворе, его сменил Непременный государственный Совет, состоявший из двенадцати членов, который просуществовал до 1810 г.

Государственный Совет и императорская Канцелярия

В 1810 г. в качестве высшего законосовещательного органа, разрабатывающего законопроекты, позже утверждаемые импера­тором, был создан Государственный Совет.

Председателем Государственного Совета являлся император, в его отсутствие в заседаниях председательствовал назначенный им член Совета.

Государственный Совет рассматривал и готовил различные правовые акты: законы, уставы, учреждения. Основной целью его законотворческой деятельности было приведение всей право­вой системы к единообразию.

В 20-х п. XIX в. Государственный Совет утрачивает свою мо­нополию на законотворчество. Эта работа с 1826 г. сосредоточивается в Собственной Его Величества канцелярии, в специальных комитетах и министерствах. Собственная Его Величества канце­лярия стала органом, возглавившим всю систему центральных отраслевых органов государственного управления.

Первое отделение Канцелярии контролировало деятельность министров, министерств, готовило законопроекты, ведало назна­чением и увольнением высших чиновников.

Второе отделение осуществляло кодификационные работы, проводило обобщение юридической практики.

Третье отделение было создано для руководства борьбой с го­сударственными преступлениями.

Оно состояло из восьми отделов: первый ведал сбором дан­ных полиции по вопросам, подведомственным отделению, вто­рой осуществлял контроль за деятельностью религиозных сект и раскольников, третий занимался вопросами подделки денег и ценных бумаг, четвертый осуществлял организацию работы по надзору за определенными категориями граждан, пятый руково­дил административной высылкой поднадзорных, шестой осуще­ствлял наблюдательное производство за местами лишения свобо­ды, седьмой организовывал наблюдение за иностранными граж­данами, восьмой занимался статистическими исследованиями и обобщениями.

Министерства

Дальнейшая централизация государственного управления по­требовала пересмотра системы отраслевых органов государствен­ного управления.

В 1802 г. был принят манифест «Об учреждении министерств», положивший начало новой форме отраслевых управленческих ор­ганов.

В отличие от коллегий министерства обладали большей опе­ративностью в делах управления, в них усиливалась персональ­ная ответственность руководителей и исполнителей, расширя­лись значение и влияние канцелярий и делопроизводства.

В 1802 г. было образовано восемь министерств: военных сухо­путных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутрен­них дел, финансов, коммерции, народного просвещения.

В задачи министерств входили: организация.сношений с местами~, подготовка справок о текущих делах и отчетов. Они действовали на основе подготовленных для них инструкций, обобщали проделанную работу и подготавливали перспективные планы на будущее. Министры были обязаны ежегодно представ­лять в Сенат отчеты о своей деятельности.

В 1811 г. издается, «Общее учреждение министерств», доку­мент, подготовленный М.М. Сперанским. Власть министров оп­ределялась в документе как высшая исполнительная, непосредст­венно подчиненная верховной императорской власти.

Литература

1. Краснов Ю.К. История государства и права России. М., 2002.

2. История государства и права России: учеб. / В.М. Клеандрова, Р.С. Мулукаев и др., под ред. Ю.П. Титова. – ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 544 с.

3. Марченко И.Н. Государство и право России М., «Проспект», 2006. – 560 с.

4. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учебное пособие / Сост. В.Н. Садиков; Под ред. Проф З.М. Чернеловского. – М: Фирма Гардарика, 2006. 413 с.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: