Трансформация старых органов управления

Бюрократизация государственного аппарата проходила на разных уровнях в течение длительного периода. Объективно она совпала с процессами дальнейшей централизации властных структур.

Уже во второй половине XVII в. исчезают остатки иммунитетных, феодальных привилегий и последние частновладельче­ские города. Центральные органы управления, такие, как Бояр­ская дума и приказы, прежде чем трансформироваться в новые структуры, проделали значительную эволюцию. Боярская дума из органа, вершившего вместе с царем все важнейшие дела в го­сударстве, к концу XVII в. превращается в периодически созы­ваемое совещание приказных судей. Она становится контроль­ным органом, наблюдающим за деятельностью исполнительных органов (приказов) и органов местного управления.

Численность Боярской думы постоянно возрастала, и ее внут­ренняя структура начала дифференцироваться: уже в конце XVII в. из состава Думы официально выделилась Ближняя дума - прото­тип кабинета министров.

В 1711 г. с образованием Сената прекратились дальнейшие трансформации Боярской думы. Аристократический орган, осно­ванный на принципе местничества, исчезает окончательно. На вершине властной пирам иды его заменяет новый бюрократиче­ский орган.

Принципы формирования Сената (выслуга, назначение) и деятельности (специализация, следование инструкциям и регла­ментам) существенно отличались от принципов (традиция, спон­танность) Боярской думы.

Столь же сложный путь проделала система центральных от­раслевых органов управления - приказов. Число приказов уменьшал ось в ходе этого процесса, но общая численность штата чиновников возрастала.

Реформы высших органов власти и управления, проведенные в первой четверти XVIII в., принято подразделять на три этапа:

- 1699-1710 гг. Для этого этапа характерны лишь частичные преобразования в системе высших государственных органов, в структуре местного самоуправления, военная реформа;

- 1710-1719 гг. Ликвидация прежних центральных органов власти и управления, создание новой столицы, Сената, про­ведение первой областной реформы;

- 1719-1725 гг., Происходит образование новых органов отрас­левого управления коллегий, проводится вторая областная реформа, реформа, церковного управления, финансово-на­логовая реформа, создается правовая основа для всех учреждений и нового порядка прохождения службы.

Сенат

Сенат был образован в 1711 г. как чрезвычайный орган во время нахождения Петра I в военном походе. По Указу Сената должен был, основываясь на существующем законодательстве, временно замещать царя.

К компетенции Сената относились: судебная и организаци­онно-судебная деятельность, финансовый и налоговый контроль, внешнеторговые и кредитные полномочия. О законодательных полномочиях Сената ничего не говорилось.

Организационная структура Сената включала присутствие, где выносились решения, и канцелярию во главе с обер-секре­тарем, которая осуществляла делопроизводство. Решения прини­мались коллегиально и только единогласно.

Для контроля за деятельностью самого Сената в 1715 г. была учреждена должность генерал-ревизора, которого несколько поз­же сменил обер-секретарь. Для усиления контроля со стороны императора при Сенате учреждались должности генерал-проку­рора и обер-прокурора. Им были подчинены прокуроры при кол­легиях.

Генерал-прокурор одновременно руководил заседаниями Се­ната и осуществлял контроль за его деятельностью. Генерал-­прокурор и обер-прокурор могли быть назначены и отстранены только монархом.

С учреждением новой столицы (1713 г.) центральный аппарат перемещается в Санкт- Петербург: Сенат и коллегии создавались уже там.

4.

Основным источником права в период становления абсолют­ной монархии оставалось Соборное Уложение 1649 г., чья право­вая сила неоднократно подтверждалась указами.

В первой четверти XVIII в. круг источников существенно из­менился: он пополнился манифестами, именными указами, уста­вами, регламентами, учреждениями, объявленными указами (уст­ными актами), утвержденными резолюциями монарха докладами и актами других форм.

Кодификации

Большое число издаваемых актов требовало про ведения сис­тематизации и кодификации.

Первая попытка (после Соборного Уложения 1649 г.) систе­матизации правовых норм была сделана учрежденной в 1700 г.

Палатой об уложении. Главной задачей органа стало приведение в соответствие с Судебниками и Соборным Уложением всего массива вновь принятых нормативных актов. Другая задача за­ключалась в обновлении судебной и управленческой практики путем включения в нее новых норм права.

В 1725 г. проект нового Уложения был закончен. Он включал в себя четыре книги: «О процессе (т.е. о суде), месте и о лицах, к суду принадлежащих»; «О процессе в криминальных, розыскных и пыточных делах»; «О злодействах, какие штрафы и наказания следуют»; «О цивильных или гражданских делах и о состоянии всякой экономии» (о земле, торговле, опеке, брачном праве, на­следовании). Проект содержал сто двадцать глав и две тысячи статей.

Уже в. 1726 г. (при Екатерине I) в состав комиссии были вве­дены сословные представители от духовенства, военных, граж­данских, магистрата; слушание проекта предполагалось в Вер­ховном Тайном совете.

Начавшаяся после смерти Петра I дворянская реакция изме­нила отношение к кодификационной работе и ее целям: ино­странным влияниям и волюнтаризму законодателя была проти­вопоставлена идея правовой отечественной традиции. В плане юридической техники наметился поворот от кодификации зако­нодательства к его систематизации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: