Соборное Уложение 1649 г. Общая характеристика

Тема 15: Сословно-представительная монархия в России. Образование и развитие абсолютной монархии в России.

  1. Сословно-представительная монархия в России (XVI-XVII вв.)

Особенности абсолютной монархии в России

  1. Государственные реформы первой четверти XVIII в.
  2. Кодификация права в первой четверти XVIII в.
  3. Высшие органы власти во второй половине XVIII в.
  4. Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г.
  5. Государственные реформы начала XIX в.

1.

В 1547 г. при Иване IV глава государства стал носить офици­альный титул царя, государя и великого князя Московского, пе­редаваемый по наследству. В своей деятельности он опирался на Боярскую думу, постоянно действовавшую при царе. В 1549 г. в ее составе была учреждена «Избранная дума» («Избранная рада» из доверенных лиц. Подготовку материалов для Думы осуществлял целый штат профессиональных чиновников, свя­занных с приказами.

Земские соборы

Особое место в системе государственных органов занимали Земские соборы, проводившиеся с середины ХVI в. до середины ХVН в. Их созыв объявлялся царской грамотой. В состав Собора входили: Боярская дума, Освященный собор (церковные иерар­хии) и выборные от дворянства и посадов.

Духовная и светская аристократия представляла элиту обще­ства, царь в решении важнейших вопросов не мог обойтись без ее участия.

Дворянство составляло основу царского войска и бюрократи­ческого аппарата, являлось главным служилым сословием.

Верхушка посадского населения была главным источником де­нежных доходов для казны. Этими основными функциями объясняется присутствие представителей всех трех социальных групп в Соборе. Противоречия, существовавшие между ними, позволя­ли монархической власти балансировать и усиливаться.

Земские соборы решали основные вопросы внешней и внут­ренней политики, законодательства, финансов, государственного строительства. Вопросы обсуждались по сословиям («по пала­там»), но принимались всем составом Собора.

Местные органы сословного представительства

Сословно-представительными органами на местах (в середине ХVI в.) стали земские и губные избы. Учреждение этих органов ограничивало и заменяло систему кормлений: выборные само­управляющиеся избы приняли на себя финансово-налоговую (земские) и полицейско-судебную (губные) функции. Компетен­ция этих органов закреплялась в губных грамотах и земских ус­тавных грамотах, подписываемых царем, их штат состоял из «лучших людей», сотских, пятидесятских, старост, целовальни­ков и дьяков.

Деятельность земских и губных изб контролировалась различ­ными отраслевыми приказами, число которых возрастало (наряду с новыми отраслевыми - Разбойный, Стрелецкий - появились но­вые территориальные - Нижегородский, Казанский, Сибирский приказы). Происходила достаточно частая реорганизация приказ­ной системы, поочередное разукрупнение или слияние приказов.

В работе этих органов вырабатывался настоящий бюрократиче­ский стиль: жесткое подчинение (по вертикали) и строгое руко­водство инструкциям и предписаниям (по горизонтали).

В ХVII в. происходит реорганизация местного управления: земские, губные избы и городовые приказчики стали подчинять­ся назначаемым из центра воеводам, принявшим на себя админи­стративные, полицейские и военные функции. Воеводы опира­лись на специально созданный аппарат (приказная изба) из дья­ков, приставов и приказчиков.

Соборное Уложение 1649 г. Общая характеристика

В 1648 г. вспыхнуло массовое восстание в Москве. В этой сложной ситуации был созван Земский собор, который продолжал свои заседания довольно долго. В 1649 г. на нем было при­нято знаменитое Соборное Уложение. Составлением проекта за­нималась специальная комиссия, его целиком и по частям обсу­ждали члены Земского собора посословно (по палатам). Напеча­танный текст был разослан в приказы и на места.

Впервые была сделана попытка создать свод всех действую­щих правовых норм, включая Судебники и Новоуказные статьи. Материал был сведен в 25 глав и 967 статей. Наметилось разделение норм по отраслям и институтам, хотя казуальность в изло­жении сохранялась.

Источниками Уложения стали: Судебники, указные книги при­казов, царские указы, думские приговоры, решения Земских собо­ров (большая часть статей была Составлена по челобитным глас­ных собора), Стоглав, литовское и византийское законодатель­ство. Уже после 1649 г. в корпус правовых норм Уложения во­шли Новоуказные статьи о «разбоях и душегубстве» (1669 г.), о поместьях и вотчинах (1677 г.), о торговле (1653 г., 1677 г.).

Система административного управления

В Соборном Уложении определялся статус главы государст­ва - царя, самодержавного и наследного монарха. Утверждение (избрание) его на Земском соборе не колебало установленных принципов, напротив - обосновывало, легитимировало их. Даже преступный умысел (не говоря о действиях), направленный про­тив Персоны монарха, жестоко наказывался.

Уложение содержало комплекс норм, регулировавших важ­нейшие отрасли государственного управления. Эти нормы можно условно отнести к административным. Прикрепление крестьян к земле (гл. IX «Суд о крестьянах.), посадская реформа, изменив­шая положение «белых слобод. (гл. XIX), перемена статуса вот­чины и поместья в новых условиях (гл. XVI, XVII), регламента­ция работы органов местного самоуправления (гл. XXI), режим въезда и выезда (гл. VI) - все эти меры составили основу адми­нистративно- полицейских преобразований.

2.

К концу XVII в. в России начинает складываться абсолютная монархия. Ее формирование произошло не сразу после образования централизованного государства и установления самодержав­ного строя. Самодержавие еще не есть абсолютизм. Для станов­ления последнего требуется целый ряд условий и предпосылок

Для абсолютной монархии характерно максимальное сосредо­точение власти (как светский, так и духовной) в руках одной личности.

Однако это не единственный признак. Сосредоточение власти осуществлял ось египетскими фараонами, римскими императорами и диктатурами ХХ в. И все же это не было абсолютной мо­нархией. Для возникновения последней необходима ситуация перехода от феодальной к капиталистической системе. В разных странах этот переход происходил в различные исторические пе­риоды, сохраняя при этом общие черты.

Для абсолютной монархии характерно наличие сильного, раз­ветвленного профессионального бюрократического аппарата, силь­ной постоянной армии, ликвидация всех сословно-представитель­ных органов и учреждений. Все эти признаки были присущи и российскому абсолютизму.

Однако у него были свои существенные особенности: если абсолютная монархия в Европе складывалась в усло­виях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов (особенно крепостного пра­ва), то абсолютизм в России совпал с развитием крепост­ничества; если социальной базой западноевропейского абсолютизма был союз дворянства с городами (вольными, имперскими), то российский абсолютизм опирался почти исключительно на крепостническое дворянство, служилое сословие.

«Полицейское государство»

Установление абсолютной монархии в России сопровожда­лось широкой экспансией государства, его вторжением во все сферы общественной, корпоративной и частной жизни. Экспан­сионистские устремления выразились прежде всего в стремле­нии к расширению своей территории и выходу к морям.

Другим направлением экспансии стала политика дальнейшего закрепощения; наиболее жестокие формы этот процесс принял именно в XVHI в.

Наконец, усиление роли государства проявилось в детальной, обстоятельной регламентации прав и обязанностей отдельных сословий и социальных групп. Наряду с этим происходила юри­дическая консолидация правящего класса, из разных феодальных слоев сложилось сословие дворянства.

Государство, сложившееся к началу ХVII в., называют полицейским не только потому, что именно в этот период была создана профессиональная полиция, но и потому, что государст­во стремилось вмешиваться во все мелочи жизни, регламенти­руя их.

«Просвещенный» абсолютизм

В отдельные периоды существования абсолютной монархии ее идеологией становилась идеология «просвещения»: возникали правовые формы, напоминающие западноевропейские (француз­ские, английские), предпринимались попытки создания правовых основ государственности (правового государства), конституции, культурного просветительства.

Эти тенденции были обусловлены не только личностью того или иного монарха (Екатерины II, Александра I), но и социаль­но-экономической и политической ситуацией. Часть дворянства отказывалась от традиционных и консервативных методов хо­зяйствования и политики, искала более гибкие формы.

Этому способствовало культурное и промышленное развитие страны. «Просвещенный» абсолютизм возникал в периоды, когда старые (полицейские и патриархальные) методы управления ста­новились неэффективными. Однако в любой момент мог быть осуществлен возврат к старым приемам (либеральный период правления Екатерины II заканчивается после Крестьянской вой­ны Пугачева).

Дворцовые перевороты

Для системы властвования, установившейся в эпоху абсолю­тизма, характерны довольно частые дворцовые перевороты, осу­ществляемые дворянской аристократией и дворцовой гвардией. Означало ли это ослабление и кризис системы абсолютной мо­нархии? Видимо, наоборот. Легкость, с которой происходила смена монархов, свидетельствует о том, что в установившейся и укрепившейся системе абсолютистской монархии личность мо­нарха уже не имела особого значения. Все решал сам механизм власти, в котором каждый член общества и государства пред­ставлял собой только деталь, «винтик».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: