Компетенция Союза ССР и союзных республик

По Конституции в исключительное ведение Союза входили: внешние сношения и торговля, решения по вопросам войны и ми­ра, организация и руководство вооруженными силами, общее ру­ководство и планирование экономики и бюджета, разработка ос­нов законодательства (общесоюзная юстиция).

Утверждение и изменение основных начал Конституции находились в исключительной компетенции Съезда Советов СССР.

За союзной республикой сохранял ось право выхода из Союза, ее территория могла быть Изменена только с ее согласия. Уста­навливалось единое союзное гражданство.

Изменение статуса союзных республик в процессе образова­ния СССР выразилось в том, что они становились частью федеративного союза и попадали в подчинение его органов власти и управления.

Юрисдикция республиканских органов стала распространяться па те сферы и вопросы, которые не составляли исключительную компетенцию Союза.

Интересы республики были представлены в структурах союз­ных органов (Президиум ЦИК СССР, Совет национальностей) ее представителями.

Реконструкция политической системы, государственного аппарата и народного хозяйства СССР в 30-40-е гг.

 

На рубеже 20-30-х гг. в стране формируется тоталитарная система власти. Предпосылкой ее возникновения стала монопо­лия РКП (б) – ВКП (б) на власть, возникшая еще летом 1918 г., когда в стране оставалась единственная правящая партия. После ликвидации оппозиции ее власть становится бесконтрольной.

 

Административно-командная система

Партийная власть быстро срасталась с властью государст­венною аппарата, и в 1939 г. И. Сталин отметил: «Кадры пар­тии - это командный состав партии, а так как наша партия стоит у власти - они являются также командным составом руководя­щих государственных органов.

Руководители партии одновременно занимали руководящие государственные должности. Партия милитаризировалась в соот­ветствии со сталинской идеей «партия - орден меченосцев».

В сложившейся административно-командной системе госу­дарственные и хозяйственные органы действовали под жестоким контролем партийных органов и в рамках централизованного управления ведомственного аппарата. Сформировался привилеги­рованный слой бюрократии, занимавшей места в партийных, со­ветских военных хозяйственных, репрессивных и иных органах.

Власть была готова к проведению массовых репрессий. Установившийся режим личной власти Генерального секретаря партии, ставшего одновременно главой государства, будет характерным признаком советской политико-государственной системы вплоть до середины 50-х гг. Уже в 1929 г. И. Сталин назывался самым - «выдающимся теоретиком ленинизма», «Лениным наших дней».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: