Государственное устройство

Государственное устройство страны определялось как федера­тивное (союзное) объединение одиннадцати республик. Давался исчерпывающий перечень прав федеративных органов, не перечисленные полномочия остались за союзными республиками.

Последним предоставлялось право выхода из состава СССР, конституции союзных республик должны были соответствовать Конституции СССР, в случае расхождения союзного и респуб­ликанского законов, действовал союзный закон. Конституция провозглашала единое гражданство.

Высшие органы власти

Высшим органом власти в СССР становился Верховный Со­вет СССР, наделенный законодательной властью и состоявший из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей.

Совет Союза избирался по территориальным округам, Совет Национальностей - по союзным, автономным республикам, ав­тономным областям и национальным округам. Обе палаты при­знавались равноправными и работали в сессионном порядке. В случае непримиримых разногласий при принятии решения Президиум Верховною Совета распускал Верховный Совет и на­значал новые выборы.

Вместе с тем Президиум был подотчетен Верховному Совету. Президиум издавал указы, проводил референдумы, в период между сессиями Верховного Совета осуществлял высшую власть в государстве, назначал новые выборы.

Правительство (Совет народных комиссаров СССР) формиро­валось на совместном заседании обеих палат Верховного Совета. СНК издает постановления и распоряжения на основе действую­щих законов, принятых Верховным Советом.

В Конституции давался перечень союзных (обороны, ино­странных дел, внешней торговли, путей сообщения, связи, водно­го транспорта, тяжелой промышленности, оборонной промыш­ленности) и союзно-республиканских (пищевой, легкой, лесной промышленности, земледелия, зерновых и животноводческих совхозов, финансов, внутренней торговли, внутренних дел, юсти­ции, здравоохранения) народных комиссариатов.

По аналогии с союзными органами центральной власти и управления строилась система органов союзной республики.

Избирательные и иные права граждан

Глава 9 Конституции была посвящена изменениям в избира­тельной системе. Закреплялось всеобщее, равное и прямое изби­рательное право при тайном голосовании, предоставляемое с во­семнадцатилетнего возраста. Предшествующее избирательное за­конодательство (по Конституциям 1918 и 1924 г.) отменялось.

В перечне основных прав и связанных с ними обязанностей граждан упоминалось о правах: на труд, отдых, материальное обеспечение (в старости, по болезни, в случае потери трудоспо­собности), образование (бесплатное).

Провозглашалось равенство полов, национальностей, свобода слова, печати, собраний, митингов, шествий и демонстраций; от­деление церкви от государства и школы от церкви.

ВКП (б) объявлялась передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных.

Изменения в праве в годы Великой Отечественной войны

Основные тенденции

Правовая система, сложившаяся в довоенный период, в основ­ном сохранялась и после вступления СССР в войну. Однако фор­мирование чрезвычайных органов, институтов и отношений не мог­ло не сказаться на системе права и правового регулирования.

Заметно была сужена область договорных отношений, усили­лась тенденция к централизации, гражданско-правовые методы уступали место хозяйственно-правовым и административно-пра­вовым.

Жестче стала уголовная репрессия, в области трудовых отно­шений устанавливались военно-мобилизационные принципы.

Существенные изменения произошли в области наследствен­ного, семейного права, где особым вниманием пользовались во­еннослужащие и их семьи, специальной защитой - другие иму­щественные права этих субъектов.

Уголовное право

В военных условиях существенные изменения произошли в области уголовного права.

В июле 1941 г. принимается Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об ответственности за распространение в воен­ное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения. Антисоветские слухи квалифицировались как контррево­люционная агитация.

В ноябре 1943 г. был принят Указ «Об ответственности за разглашение государственной тайны и за утрату документов, содержащих государственную тайну».

С апреля 1943 г. для специальных субъектов уголовного пра­ва («фашистских преступников и их пособников») вводятся осо­бые меры наказания - смертная казнь через повешение и ка­торжные работы.

В декабре 1942 г. расширяется состав такого преступления, как спекуляция (в нее включается продажа махорки и самогона в больших количествах).

Проявилась общая тенденция к расширению гипотез многих статей Уголовного кодекса. Так, в ст. 59 УК РСФСР 1926 г. включались деяния, связанные с уклонением от разного рода го­сударственных повинностей.

«Разбазаривание продуктов» должностными лицами подпало под действие Закона (август 1932 г.) о хищениях социалистиче­ской собственности.

В январе 1942 г. кража личного имущества при отягчающих обстоятельствах (во время воздушного налета, нападения врага и т.п.) была приравнена к бандитизму.

В июне 1943 г. принимается Указ об ответственности за хи­щение горючего. Вводились нормы, предусматривавшие наказа­ния за убой скота, поломку сельхозтехники и пр.

Для уголовного права военного периода был характерен ряд особенностей: шире стал использоваться принцип аналогии и воз­мездие как одна из целей наказания.

Появился ряд новых составов: уголовное наказание назнача­лось за самовольный уход с работы (декабрь 1941 г.), уклонение от воинского учета (январь 1942 г.), несдачу трофейного оружия (январь 1942 г.) и т.п.

Был расширен круг действий, входящих в понятие спекуля­ции и растраты. Уголовная ответственность стала применяться за действия ранее наказуемые в административном порядке. Наряду с усилением наказаний за наиболее опасные преступления стало применяться более широкое судебное (а не указное) толкование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: