Нарушения устной речи

Клинико-педагогическая классификация.

Все виды нарушений, рассматриваемые в данной классификации, на основе психолого-лингвистических критериев можно подразделить на две большие группы: нарушения устной речи и нарушения письменной речи.

Нарушения устной речи:

— расстройства фонационного оформления высказывания:

Дисфония (Афония)

Брадилалия

Тахилалия

Заикание

Дислалия

Ринолалия

Дизартрия

— Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания:

алалия

афазия

—Нарушения письменной речи

дислексия

Алексия

Дисграфия

Аграфия

Наряду с клинико -педагогической классификацией речевых расстройств (выше) в логопедии используется психолога - педагогическая классификация речевых нарушений. Она строится на основе лингвистических и психологических критериев, среди которых учитываются структурные компоненты речевой системы и функциональные аспекты речи, соотношение видов речевой деятельности, устной и письменной.

Нарушения речи в этой классификации подразделяются на две группы.

Первая группа - нарушение средств общения: фонетико - фонематическое недоразвитие (ФФН) и общее недоразвитие речи (ОНР).

Вторая группа - нарушения в применении средств общения: заикание.

Существует и международная классификация болезней включает все речевые нарушения.

Дислалия физиологическая.

Физиологическая дислалия - расстройство звукопроизношения, наблюдающееся у детей в возрасте до 5 -ти лет и обусловленное недостаточным развитием движений органов артикуляции, а также недостаточной сформированием фонематического слуха. Физиологическая дислалия иначе называется возрастным нарушением звукопроизношения.

Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Это вызвано прежде всего недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти. Еще одной причиной является недостаточная сформированность речевого (фонематического) слуха. Поэтому в начале и во время дошкольного возраста (3-5 лет) речь еще недостаточно ясна и чиста по звучанию.

Наиболее типичные возрастные несовершенства звукопроизношения:

• Согласные звуки произносятся смягченно:" столь " вместо "стол", "Миска" вместо "мишка"," зюби "вместо" зубы ";

• Шипящие фонемы заменятся свистячими: «лосадка "вместо " лошадка"," тяпка"

вместо " шапка"," сетка "вместо " щетка";

• Совсем не несут в звук "р" или заменяют его звуками " л, ль, в, й ": "лыба"

вместо " рыба "," леза "вместо" роза "," кавман "вместо" карман "," йак " вместо"рак";

• Звук "л" чаще всего смягчается или заменяется на " й ": "люк" вместо "лук",

"йампа" вместо "лампа";

• Звуки "к, г, х" или отсутствуют или заменяются на "т" и "д ":" ДУСИ" вместо "

гуси "," тоска "вместо " кошка", "тлеб" вместо " хлеб ".

Дислалия.

Дислалия - (греч. дисфункцию - нарушение + греч Lаlіа -. речь) нарушение звукопроизношения. В зависимости от локализации нарушения и причин, вызывающих

дефект звукопроизношения, выделяют две основные формы дислалии:

• функциональная дислалия, при которой отсутствуют органические нарушения в строении артикуляционного аппарата;

• органическая дислалия, обусловленная анатомическими дефектами органов артикуляции: зубов, челюстей, языка, неба.

Органическую дислалию также называют механической.

В зависимости от признаков, существенных для дальнейшего логопедического воздействия, с учетом того, каким является дефект, фонематическим или фонетическим, выделяют три формы дислалии:

акустико - фонематическая дислалия, обусловленная избирательной несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам в сенсорном звене механизма восприятия речи;

артикуляторно - фонематическая дислалия, обусловленная несформированностью операций отбора фонем по их артикуляционным параметрам в моторном звене производства речи;

артикуляторно - фонетическая дислалия, обусловленная неправильно сформированными артикуляторными позициями.

В зависимости от того, какое количество звуков произносится дефектный, рассматривают следующие виды дислалии:

• простая (мономорфная) дислалия, при которой дефектно произносится один звук или однородные по артикуляции звуки;

• сложная (полиморфная) дислалия, при которой дефектно произносятся звуки разных артикуляционных групп;

• универсальная дислалия, при которой нарушено произношение всех или почти всех фонем (часто не выделяется в качестве отдельного понятия, а рассматривается как форма сложной дислалии).

Отдельно выделяется возрастное нарушение звукопроизношения, называемый физиологической дислалией.

Дислалия одна из самых распространенных дефектов речи. Полноценная речь ребенка - обязательное условие его успешного обучения в школе. Поэтому важно устранить дислалию еще в дошкольном возрасте, до того как она превратится в сложный, стойкий дефект. Важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное - она гибкая и податливая. Поэтому все виды дислалии в дошкольный период преодолеваются легче и быстрее. Неустранение в дошкольный период дислалия может повлечь за собой целый ряд осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной речи. У ребенка может возникнуть целая цепь нарушений: фонетико - фонематических и лексико - грамматических. В результате сложной дислалии появляются нарушения фонематического восприятия, которое впоследствии вызывает общее недоразвитие речи. А общее недоразвитие речи, если его не устранить в дошкольном возрасте, приводит к нарушению письма и чтения. Как самостоятельно проверить звукопроизношение ребенка? Предложите ребенку повторить слова или назвать картинки по каждому из звуков. Звук в словах должен находиться в разных позициях: в начале, в середине и (когда возможно) в конце слова.

Рекомендуемый примерный ряд слов:

• Звук «с» - суп, сова, коса, усы, нос, лес;

• Звук «сь» - семь, синий, осина, гусь;

• Звук «з» - зубы, зонт, коза, язык;

• Звук «зь» - зима, вези, магазин, газета;

• Звук «ц» - цапля, цепь, лиц, молод;

• Звук "ш" - шина, шуба, мышата, камыш;

• Звук «ж» - жаба, жук, одежда, ножи;

• Звук «щ» - щука, щавель, ящик, вещь, лещ;

• Звук «ч» - чайник, ночка, мя, дочь, ноч;

• Звук «л» - лук, лак, пила, молоко, пол, дятел;

• Звук «ль» - липа, лев, малина, пыль;

• Звук «р» - рак, корова, пар, комар;

•Звук «рь» - река, рев, орехи, дверь, фонарь;

Результаты проверки желательно записать. Например, "р" и" рь "отсутствуют; «л» заменяет на «в»: говорит" вак "вместо" лак ". "Ль" отсутствует; "с"," сь ", "з", " зь " говорит чисто." Ш", "ж", "ч", "щ" заменяет на мягкие свистящие: "шуба" -" сюба "," жук " -" Зюк ", "чай" -" тяй "," щенок" - " сенок». Дислалия механическая (органическая)

Механическая (органическая) дислалия - (греч. дисфункцию - нарушение + греч Lаlіа - речь) нарушение звукопроизношения, вызванное дефектами периферического аппарата речи (органов артикуляции).

Причины возникновения механической (органической) дислалии:

• Аномалии зубочелюстной системы: прогнатия, т. е. выступание верхней челюсти вперед вследствие ее чрезмерного развития по сравнению с нижней; прогения, т. е. выступание нижней челюсти по сравнению с верхней, открытый прикус, т. е. между зубами верхней и нижней челюстей при их смыкании остается промежуток; боковой открытый прикус (левосторонний, правосторонний или двусторонний), неправильное строение зубов, например, при больших щелях между зубами язык в момент речи может просовывать в них, искажая звукопроизношение.

• Неправильное строение неба. Узкое, высокое, низкое, плоское небо-препятствует правильной артикуляции многих звуков.

• Толстые губы, часто с отвисшей нижней губой, или укороченная, малоподвижная верхняя губа затрудняют четкое произношение губных и губно-зубных звуков.

• Часто причиной механической дислалии является укороченная уздечка языка

(подъязычная связка).

• Механическая дислалия может быть вызвана и тем, что язык или слишком

большой или слишком маленький.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: