Требования к учителю-логопеду

Лекция 1.

Тема: Общие аспекты организации коррекционной работы логопеда.

Нормативно – правовая база деятельности логопеда в разных типах заведений.

Цель: познакомить студентов с методологическим аппаратом логопедии как науки, с современными классификациями речевых нарушений;
План
:
1) Предмет логопедия.
2) Требования к учителю-логопеду.
3) Нарушения устной речи.
4) Нарушение письменной речи.

 

Изложение учебного материала:

Предмет логопедия.

Логопедия — это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.
Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.
Термин «логопедия» происходит от греч. Logos — слово, речь и Paideia — обучение.

Предмет логопедии — нарушение речи и процесс обучения и воспитания лиц с нарушениями речи.

Объект логопедии — человек с нарушениями речи.
Логопедия (наряду с олигофренопедагогикой, тифлопедагогикой, сурдопедагогикой) является отраслью специальной педагогики (дефектологии).

В структуру логопедии входят логопедия дошкольная, школьная и логопедия подростков и взрослых.

Цель логопедии — разработка системы преодоления и профилактики речевых расстройств, а также изучение, обучение, воспитание людей с нарушениями речи.
Логопедия рассматривает нарушения речи с точки зрения предупреждения и преодоления средствами специально организованного обучения и воспитания, поэтому ее относят к специальной педагогике.

Требования к учителю-логопеду.

Логопед работает в логопедических учреждениях системы министерств образования и науки, здравоохранения, социального обеспечения, на логопедических пунктах при общеобразовательных школах, в специальных школах-интернатах для детей с тяжелыми нарушениями речи в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи и специальных группах для детей с недостатками речи в детских дошкольных учреждениях, в логопедических и слухо-речевых кабинетах при поликлиниках, психоневрологических диспансерах и других медицинских учреждениях.

Учитель - логопед должен уметь:

- разрабатывать оптимальную педагогическую стратегию, проектировать способы обучения и воспитания каждого ребенка с речевыми недостатками;

- диагностировать и фиксировать состояние речевого развития детей и соответствующую динамику;

-проводить учебно-воспитательную, коррекционную работу с детьми, имеющими речевые недостатки, эффективно применять профессиональные знания в практической деятельности;

-обеспечивать благоприятные условия для продуктивного усвоения детьми соответствующих специальных программ с учетом вида речевого нарушения, возрастных, индивидуальных психофизических особенностей детей;

-вести соответствующую психолого-педагогическую и статистическую документацию;

- использовать принципы педагогической этики, уважать достоинство детскую, защищать детей от любых форм физического или психического насилия;

-постоянно поддерживать связи с родителями, оказывать им консультативную помощь по вопросам образования и психофизического развития детей;

- систематически повышать профессиональный уровень и педагогическое мастерство;

- обладать культурой общения, соответствующими способами и формами

- разрабатывать оптимальную педагогическую стратегию, проектировать способы обучения и воспитания каждого ребенка с речевыми недостатками;

- диагностировать и фиксировать состояние речевого развития детей и соответствующую динамику;

- проводить учебно-воспитательную, коррекционную работу с детьми, имеющими речевые недостатки, эффективно применять профессиональные знания в практической деятельности;

-обеспечивать благоприятные условия для продуктивного усвоения детьми соответствующих специальных программ с учетом вида речевого нарушения, возрастных, индивидуальных психофизических особенностей детей;

-вести соответствующую психолого-педагогическую и статистическую документацию;

- использовать принципы педагогической этики, уважать достоинство детскую, защищать детей от любых форм физического или психического насилия;

-постоянно поддерживать связи с родителями, оказывать им консультативную помощь по вопросам образования и психофизического развития детей;

- систематически повышать профессиональный уровень и педагогическое мастерство;

- обладать культурой общения, соответствующими способами и формами.
Учитель-логопед должен знать:

* основы действующего законодательства Украины относительно психолого-педагогической организации и оказания помощи детям с нарушениями психофизического развития, государственный язык;

* общие и специальные научно-теоретические сведения по специальности «дефектология, логопедия» в объеме высшего педагогического образования;
*цели, принципы, методику и содержание обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями;

* нормативно-правовую базу работы учителя-логопеда;

* о современных достижениях специальной дефектологии, в том числе и логопедической, науки и практики.

Квалификационные требования к категориям учителя-логопеда.
Учитель-логопед высшей категории должен иметь:

- высшее образование по специальности «дефектология, логопедия» (магистр, специалист);

- высокий уровень профессионализма, инициативности, творчества;

- стаж педагогической работы с детьми, имеющими нарушения в речевом развитии, не менее 8 лет;

- владеть: эффективными формами, методами организации учебно-воспитательной работы;

- моральными качествами, достойными подражания.

Учитель-логопед первой категории должен иметь:

- высшее образование по специальности «дефектология, логопедия» (магистр, специалист);

- высокий профессионализм, общепедагогическую компетентность;

- стаж педагогической работы с детьми с нарушениями в речевом развитии не менее 5 лет;

- владеть: эффективными формами, методами организации учебно-воспитательной работы;

- моральными качествами, достойными подражания.

Учитель-логопед второй категории должен иметь:

-высшее образование, как правило, по специальности «дефектология, логопедия» (магистр, специалист);

- достаточный профессионализм;

- стаж педагогической работы с детьми с нарушениями в речевом развитии не менее 3 лет;

-владеть: современными формами, методами организации учебно-воспитательной работы;

-моральными качествами, достойными подражания.
Учитель-логопед без квалификационной категории должен иметь полное высшее образование соответствующего направления подготовки (магистр, специалист).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: