Лекция 1.
Тема: Общие аспекты организации коррекционной работы логопеда.
Нормативно – правовая база деятельности логопеда в разных типах заведений.
Цель: познакомить студентов с методологическим аппаратом логопедии как науки, с современными классификациями речевых нарушений;
План:
1) Предмет логопедия.
2) Требования к учителю-логопеду.
3) Нарушения устной речи.
4) Нарушение письменной речи.
Изложение учебного материала:
Предмет логопедия.
Логопедия — это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.
Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.
Термин «логопедия» происходит от греч. Logos — слово, речь и Paideia — обучение.
Предмет логопедии — нарушение речи и процесс обучения и воспитания лиц с нарушениями речи.
Объект логопедии — человек с нарушениями речи.
Логопедия (наряду с олигофренопедагогикой, тифлопедагогикой, сурдопедагогикой) является отраслью специальной педагогики (дефектологии).
В структуру логопедии входят логопедия дошкольная, школьная и логопедия подростков и взрослых.
Цель логопедии — разработка системы преодоления и профилактики речевых расстройств, а также изучение, обучение, воспитание людей с нарушениями речи.
Логопедия рассматривает нарушения речи с точки зрения предупреждения и преодоления средствами специально организованного обучения и воспитания, поэтому ее относят к специальной педагогике.
Требования к учителю-логопеду.
Логопед работает в логопедических учреждениях системы министерств образования и науки, здравоохранения, социального обеспечения, на логопедических пунктах при общеобразовательных школах, в специальных школах-интернатах для детей с тяжелыми нарушениями речи в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи и специальных группах для детей с недостатками речи в детских дошкольных учреждениях, в логопедических и слухо-речевых кабинетах при поликлиниках, психоневрологических диспансерах и других медицинских учреждениях.
Учитель - логопед должен уметь:
- разрабатывать оптимальную педагогическую стратегию, проектировать способы обучения и воспитания каждого ребенка с речевыми недостатками;
- диагностировать и фиксировать состояние речевого развития детей и соответствующую динамику;
-проводить учебно-воспитательную, коррекционную работу с детьми, имеющими речевые недостатки, эффективно применять профессиональные знания в практической деятельности;
-обеспечивать благоприятные условия для продуктивного усвоения детьми соответствующих специальных программ с учетом вида речевого нарушения, возрастных, индивидуальных психофизических особенностей детей;
-вести соответствующую психолого-педагогическую и статистическую документацию;
- использовать принципы педагогической этики, уважать достоинство детскую, защищать детей от любых форм физического или психического насилия;
-постоянно поддерживать связи с родителями, оказывать им консультативную помощь по вопросам образования и психофизического развития детей;
- систематически повышать профессиональный уровень и педагогическое мастерство;
- обладать культурой общения, соответствующими способами и формами
- разрабатывать оптимальную педагогическую стратегию, проектировать способы обучения и воспитания каждого ребенка с речевыми недостатками;
- диагностировать и фиксировать состояние речевого развития детей и соответствующую динамику;
- проводить учебно-воспитательную, коррекционную работу с детьми, имеющими речевые недостатки, эффективно применять профессиональные знания в практической деятельности;
-обеспечивать благоприятные условия для продуктивного усвоения детьми соответствующих специальных программ с учетом вида речевого нарушения, возрастных, индивидуальных психофизических особенностей детей;
-вести соответствующую психолого-педагогическую и статистическую документацию;
- использовать принципы педагогической этики, уважать достоинство детскую, защищать детей от любых форм физического или психического насилия;
-постоянно поддерживать связи с родителями, оказывать им консультативную помощь по вопросам образования и психофизического развития детей;
- систематически повышать профессиональный уровень и педагогическое мастерство;
- обладать культурой общения, соответствующими способами и формами.
Учитель-логопед должен знать:
* основы действующего законодательства Украины относительно психолого-педагогической организации и оказания помощи детям с нарушениями психофизического развития, государственный язык;
* общие и специальные научно-теоретические сведения по специальности «дефектология, логопедия» в объеме высшего педагогического образования;
*цели, принципы, методику и содержание обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями;
* нормативно-правовую базу работы учителя-логопеда;
* о современных достижениях специальной дефектологии, в том числе и логопедической, науки и практики.
Квалификационные требования к категориям учителя-логопеда.
Учитель-логопед высшей категории должен иметь:
- высшее образование по специальности «дефектология, логопедия» (магистр, специалист);
- высокий уровень профессионализма, инициативности, творчества;
- стаж педагогической работы с детьми, имеющими нарушения в речевом развитии, не менее 8 лет;
- владеть: эффективными формами, методами организации учебно-воспитательной работы;
- моральными качествами, достойными подражания.
Учитель-логопед первой категории должен иметь:
- высшее образование по специальности «дефектология, логопедия» (магистр, специалист);
- высокий профессионализм, общепедагогическую компетентность;
- стаж педагогической работы с детьми с нарушениями в речевом развитии не менее 5 лет;
- владеть: эффективными формами, методами организации учебно-воспитательной работы;
- моральными качествами, достойными подражания.
Учитель-логопед второй категории должен иметь:
-высшее образование, как правило, по специальности «дефектология, логопедия» (магистр, специалист);
- достаточный профессионализм;
- стаж педагогической работы с детьми с нарушениями в речевом развитии не менее 3 лет;
-владеть: современными формами, методами организации учебно-воспитательной работы;
-моральными качествами, достойными подражания.
Учитель-логопед без квалификационной категории должен иметь полное высшее образование соответствующего направления подготовки (магистр, специалист).