Концепция информационной эффективности рынка капитала

Понимание значения информации для инвесторов привело к необходимости анализа информационной эффективности. Современный подход к данной проблеме сформулирован Юджином Фама (1939) в виде гипотезы эффективности рынка (Efficient Markets Hypothesis, EMH).

Юджин Фрэнсис Фама (англ. Eugene F. Fama; 14 февраля 1939, Бостон) — американский экономист. Лауреат Нобелевской премии по экономике 2013 года за "работы, которые касаются эмпирического анализа цен на активы" совместно с Ларсом Питером Хансеном и Робертом Шиллером. Автор гипотезы эффективного рынка, подразумевающей, что вся существенная информация сразу и полностью отражается на стоимости ценных бумаг[2]. Проект «Научные статьи в экономике» оценил его как седьмого по влиянию экономиста всех времен, основываясь на его академическом вкладе.

Довольно часто Юджина называют 'отцом гипотезы эффективности рынков', начиная прямо с момента его публикации кандидатской диссертации. В новаторской статье 'Journal of Finance' от мая 1970-го, названной 'Эффективность рынка капитала: Обзор теоретической и эмпирической работы' ('Efficient Capital Markets: A Review of Theory and Empirical Work'), Фама предложил два ключевых понятия, которые по сей день определяют главные темы разговоров об эффективности рынка. Во-первых, экономист предложил три вида эффективности: (1) сильная форма, (2) полусильная форма и (3) слабая форма эффективности.

В зависимости от уровня информационной насыщенности Ю. Фама выделил:

- рынок слабой формы эффективности, на котором будущие цены активов невозможно предсказать на основе ретроспективных данных;

- рынок умеренной формы эффективности, где цены формируются под влиянием всей общедоступной информации;

- рынок сильной формы эффективности является теоретическим допущением, так предполагает отсутствие закрытой информации на рынке.

Согласно данной гипотезе уровень цен на рынке капитала отражает всю доступную его участникам информацию и быстро меняется при поступлении новых сведений.

Уровень информационной эффективности рынка находится в обратной взаимозависимости от транзакционных издержек и информационной асимметрии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: