double arrow

Улучшение системы управления запасами

Актуальность совершенствования системы управления запасами для ООО «Ритейл Групп» объясняется результатами полученных оценок и данными анализа. Для повышения эффективности управления запасами и их оборачиваемости организации ООО «Ритейл Групп» следует произвести контроль и планирование состояния товарных запасов. Исходя из этого, следует определить наилучший и оптимальный уровень запасов, что обуславливается следующим:

- запасов должно хватать для беспрерывной и бесперебойной работы, а также товарооборота на ожидаемом уровне;

- организации требуется избегать лишних запасов, которые нерационально тратят и используют средства компании, следствием чего является снижение оборачиваемости.

Оптимальный уровень запасов находится между этими границами. Его планирование происходит с помощью модели экономически целесообразного размера заказа.

Исходя из того, что ООО «Ритейл Групп» имеет в составе своей продукции более 10 тыс. наименований, планирование запасов по каждому наименованию представляется невозможным. Чтобы определить группу товара применяется метод АВС-анализа.

Для определения удельного веса каждой группы товара из общего объема следует разделить группы товара по терм позициям: А, В и С. Категория А включает в себя товары с большим удельным весом (70-80%), категория В (10-20%), все остальное входит в категорию С. Все данные по товарообороту отдельных групп товара ООО «Ритейл Групп» отражены в таблице 3.2.

Таблица 3.2 - Реализация продукции по товарным группам в 2016 году, в тыс. рублей

Товарная группа Товарооборот Товарная группа Товарооборот Товарная группа Товарооборот
Эхолоты   Аккумуляторы   Оснастка  
Моторы и лодки   Удилища   Катушки  
Очки   Леска   Ледобуры  
Аксессуары для эхолотов   Приманки   Обувь  
Инструменты   Коробки и ящики   Электромоторы  
Навигаторы   Сумки и рюкзаки   Палатки  
Спальники и коврики   Одежда   Зимнее оборудование  
Бинокли          

 

Результаты группировки реализуемой продукции представлены в таблице 3.3.

 

Таблица 3.3 – Группировка реализованной продукции по категориям А, В и С

Категория А Удельный вес, % Категория В Удельный вес, % Категория С Удельный вес, %
           
Эхолоты 12,1 Моторы и лодки 1,3 Очки 0,7
Удилища 15,9 Аксессуары для эхолотов 3,1 Инструменты 0,9
Приманки 12,7 Навигаторы 2,1 Спальники и коврики 0,9
Одежда 7,9 Коробки и ящики 1,8 Бинокли 0,7
Катушки 14,9 Обувь 4,2 Леска 0,5
Ледобуры 9,7 Электромоторы 3,2 Сумки и рюкзаки 0,8
- - Оснастка 3,5 Зимнее оборудование 0,4
 
- - - - Палатки 1,1
- - - - Аккумуляторы 1,6
Итого по категории А 73,2 Итого по категории В 19,2 Итого по категории С 7,6

 

По результатам проведенного АВС-анализа по реализованному в 2016 году товару выявлено, что 73,2% товарооборота ООО «Ритейл Групп» приходится на шесть групп товара (эхолоты, удилища, приманки, одежда, катушки и ледобуры). Удельный вес второй категории составил 19,2% и третей категории 7,6%. Исходя из этого особое внимание должно уделяться группам товаров категории А, так как в нее инвестируются наибольшие средства.

В реализационной практике нормой считается 10-15% запасов на которые приходится 71-80% расходов. Вследствие чего более правильно будет уделять внимание небольшому количеству запасов и затратам на их закупку.

Применяя метод управления товарными запасами ООО «Ритейл Групп» для одного товара, который входит в группу А «Эхолоты» - эхолот Humminbird (Америка).

Для вычисления нужного размера заказа составляется таблица расчета стоимости партии включая ее размер (см. таблицу 3.4). Для составления таблицы используются следующие данные:

- объем реализации - 90шт;

- стоимость одного эхолота – 15000;

- стоимость хранения одного эхолота – 15% от стоимости, т.е. 2 250 руб.

- расходы по оформлению одного заказа – 500р.

 

Таблица 3.4 – Расчет оптимального объема закупаемой партии

Показатели Альтернативы размера заказа, кол-во эхолотов
         
1. Средний размер запаса*          
2. Количество заказов, обеспечивающее необходимую потребность в товаре**          
3. Годовая стоимость хранения запаса (п.1 х 2250 руб.***)          
4. Годовая стоимость оформления запаса (п.2 х 500руб.****)          
5. Совокупные расходы по оформлению и хранению заказа (п. 3 + п.4)          
* При условии равномерной реализации товара средний размер запаса (п.1) равен половине размера заказанной партии товара. ** Рассчитывается путем деления необходимого количество товара (90 эхолотов) на размер заказа. *** 2250 руб. – стоимость хранения одного эхолота. **** 500руб. – расходы на оформление одного заказа.

 

Анализируя полученные данные, оптимальным является заказ 10 эхолотов, так как именно этот заказ потребует минимальных затрат (15 750 руб.)

В настоящее время эхолоты закупаются два раза в год по 60 эхолотов, исходя из расчетов эти расходы в совокупности составляют 68 500руб. Следовательно, если организация будет закупать товар более мелкими партиями шесть раз в год, то получит экономию:

Э=68500-15750=52750 руб.

Если учитывать, что этот метод управления запасами может использоваться рядом товаров, которых входят в категорию А, эффективность этого способа для ООО «Ритейл Групп» может быть очень велика.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: