double arrow

Лекция 4. Психодиагностика личностных черт (тест-опросники и субъективное шкалирование)

План:

1. Из истории контент-анализа как психодиагностической процедуры

2.

 

В современной отечественной психодиагностике контент-анализ, вообще качественно-количественное изучение документов, применяется крайне редкого по сравнению со всевозможными тестами, проективными методиками, опросниками.

 

Начиная с 20-х годов нашего века, в социологии и психологии помимо интуитивно-качественного подхода в изучении документов все чаще стали применяться количественные методы.

В СССР еще в 20-х годах количественные методы при изучении документов использовали психологи Н. А. Рыбников, И. Н. Шпильрейн, П. П. Блонский, социолог В. А. Кузьмичев и д р.

В 40– 50-е годы в США формируется специальный междисциплинарный метод изучения документов – контент-анализ. Позднее он проникает в европейские страны. В нашей стране с конца 60-х годов этот метод также получает распространение в социологических и социально-психологических исследованиях.

Сущность контент-анализа заключается в систематической надежной фиксации заданных единиц изучаемого содержания. Делаться это может в самых разнообразных целях в русле той или иной концептуальной схемы или теории, в том числе и для нужд психодиагностики, для исследования межличностных и межгрупповых различий.и специфики, их динамики во времени.

Качественно-количественный анализ содержания в 20-е годы использовал в своих работах известный советский исследователь биографических материалов И. А. Рыбников, который, в частности, рассматривал автобиографии как психологические документы, документирующие личность и ее историю. Он разделял автобиографии на спонтанные и провоцированные, понимая под последними прием побуждения испытуемого говорить о себе, причем говорить по определенному плану. Такой прием, по мнению Н. А. Рыбникова, гарантирует однообразие собираемого материала, что имеет огромные преимущества, давая возможность сравнивать, объединять, обобщать собираемые факты. Подобным образом им были, например, проанализированы более 500 автобиографических сочинений детей рабочих, написанных в 1926–1928 гг.

Автор делает вывод, что в среднем девочки дают более высокий процент положительных оценок, но этот перевес над мальчиками у них приходится на младшие группы. В старших же группах они уступают мальчикам. Причиной этого является возрастание нагрузки по работе в семье у девочек старшего возраста.

Далее Н. А. Рыбников анализирует «мотивы того или иного события, мотивы общего жизненного процесса, встречающиеся в детских автобиографиях». Эти мотивы он разбивает на три группы: материальные, психологические и неопределенные. Чаще всего встречаются мотивы материального характера (53%), мотивы психологического характера дает около одной трети ребят (31%).

Применял количественный анализ документов и крупный психолог П. П. Блонский, который проанализировал 190 собранных им «первых воспоминаний» учителей и студентов, а также 83 письменные работы школьников (в основном 11–13 лет) на тему «Мое самое раннее воспоминание детства», в целях выявления характера первых воспоминаний.

Исследователь делает вывод, что содержанием 68% воспоминании взрослых и 74% воспоминаний школьников является несчастье. «Несчастье и страх – таковы основные мнемонические факторы», что противоречит фрейдовской теории забывания как вытеснения неприятного. Как видим, простой количественный анализ содержания позволил П. П. Блонскому сделать весьма важное заключение. Однако процедура. этого анализа, как и у Н.А. Рыбникова, не была изложена.

В качестве примера более позднего медико-психодиагностического. изучения документов можно привести тематический анализ содержания 4000 записанных сновидений здоровых и больных людей, который осуществлялся В. Н. Касаткиным на протяжении 30–50-х годов. При этом учитывались основные особенности качеств и условий жизни людей, сновидения которых изучались: возраст,. пол, образование, специальность, состояние здоровья, семейное положение, родной язык и владение другими языками, местожительство, биографические сведения, дата, содержание дня, предшествующего сновидению, и состояние испытуемого при пробуждении.

Автор, в частности, нашел, что в сновидениях взрослых людей встречались элементы, связанные с работой, трудовой деятельностью, специальностью, в 62,5% всех сновидений; элементы быта, как-то: жилище, одежда, пища и т.п. – в 41,4% всех сновидений; элементы, связанные со здоровьем, – в 44,3%; эпизоды из семейной жизни – в 38,6%, сексуальные –в 8,0% всех сновидений. Эти и другие данные позволили автору оспаривать фрейдистскую теорию сновидений.

Американскими исследователями с 40-х годов контент-анализ стал использоваться и для определения психологических особенностей, психических состояний личности и групп. Например, психологическую структуру отдельной конкретной личности на основе анализа коллекции личностных документов исследовали Г. Оллпорт и А. Болдуин. Психическую напряженность,. предсуицидные состояния и мотивацию посредством анализа содержания писем, записок, дневников пытались измерить Дж. Доллард и О. Маурер, Ч. Осгуд и Е. Уолкер.

В целях специфической психолого-политической диагностики изучали различия в социальных ценностях у представителей США и Германии К. Левин и X. Себалд. Первый исследователь анализировал американскую и немецко-фашистскую литературу для юношества, а второй – песенники этих же стран, изданные в 1940 г. В обоих исследованиях были обнаружены явные различия в ценностных ориентациях, которые пропагандировались американскими и немецкими изданиями тех лет.

Многочисленные, зачастую спекулятивные исследования были проведены западными психологами и. психоаналитиками для изучения личностных особенностей авторов-писателей на основе контент-анализа их литературных произведений (особенно часто анализировались сочинения В. Шекспира и Ф. М. Достоевского).

Таким образом, опыт применения качественно-количественного анализа различных документов демонстрирует его значительные возможности для психодиагностики, причем как на уровне личности, так и на уровне малых и больших групп. В качестве эмпирических объектов изучения могут быть использованы личные документы (письма, фотографии, дневники, автобиографии и т. п.), материалы групповой, коллективной и массовой коммуникации (т. е. записи разговоров, дискуссий, совещаний, всевозможные уставы, приказы, объявления, газеты, радиопередачи, реклама и т.п.), а также продукты деятельности людей, включая литературу и искусство.

Следует подчеркнуть, что контент-анализ основан на принципе повторяемости, частотности различных смысловых и формальных элементов в документах (определенных понятий, суждений, тем, образов. и т. п.). Поэтому данный метод применяется только тогда, когда имеется достаточное количество материала для анализа (т. е. или представлено много отдельных однородных документов, автобиографий, писем, фотографий и т.д., или есть несколько и даже один документ,. например дневник, но достаточного объема). При этом интересующие нас элементы содержания (единицы анализа) также должны встречаться в исследуемых документах с достаточной частотой. В противном случае наши выводы будут лишены статистической достоверности. Критерием здесь служит закон больших чисел.

Контент-анализе от простого подсчета частот встречаемости тех или иных элементов-единиц содержания постепенно эволюционировал к более сложным статистическим средствам. В частности, еще в 1942 г. А. Болдуином был предложен подсчет совместной встречаемости слов в тексте. В конце 50-х годов Ч. Осгуд с сотрудниками обогатил контент-анализ методикой «связанности символов», в которой развивается принцип Болдуина, что позволяет обнаруживать неслучайные, связанные между собой элементы содержания, представленные в специальных матрицах. В сущности, эта методика была началом введения в контент-анализ корреляционной техники, а затем и факторного анализа.

Новым этапом в развитии контент-анализа стала его компьютеризация в 60-х годах. В Массачусетском технологическом институте появился «универсальный анализатор» – комплекс программ анализа текстовых материалов для ЭВМ, при помощи которого можно подсчитывать частоты категорий содержания текста, получать различные индексы на основе совместного появления этих категорий и т. д.

Использование ЭВМ в контент-анализе обеспечивает преимущества, заключающиеся в надежности получаемых данных и быстроте анализа, по сравнению с ручным, выполняемым людьми-кодировщиками, которые подвержены ошибкам из-за утомления и субъективных факторов. Таким образом, трудоемкость составления программ окупается тем огромным объемом содержания, которое достаточно быстро и надежно можно проанализировать на компьютере, а также освобождением кодировщиков от их чрезвычайно утомительного труда. В целом проблемы использования машинного контент-анализа близки общей стратегии применения ЭВМ в эмпирических социальных исследованиях.

 

Подавляющее большинство психодиагностических методов, применяемых на практике, использует по отношению к человеку язык описания, аналогичный принятому в естественных науках. Человек, как и объект в естественных науках, предстает в этом языке в виде набора параметров, который еще с начала XX в. принято называть “профилем личности”.

чтобы получить возможность прогнозировать поведение человека в максимально, широком классе возможных ситуаций, психологи стремятся измерять так называемые универсальные, или базовые, черты. Эти черты относятся, как правило, к наиболее общим структурно-динамическим характеристикам стиля деятельности и описываются в функциональных понятиях “ свойств темперамента ” или в субстанциональных понятиях “ свойств нервной системы”.

К более узким классам ситуаций относятся черты, предопределенные социальной и предметно-профессиональной средой развития индивида (способы наказания или поощрения в семье, жесткий контроль или либерализм социального окружения в учебной или профессиональной деятельности, опыт решения практических наглядно-действенных, образных или отвлеченно-теоретических задач и т. п.).

На уровне конкретных ситуаций поведение человека в значительной степени зависит не только от его конституции и социально-нормативного опыта, но и от собственной субъективной активности по категоризации условий, смыслообразованию и проектированию целей на основе самооценки. Добиться полного прогноза поведения без учета рефлексивного “Я”, актуализируемых личностных смыслов в конкретной ситуации, психолог не может.

Сформулируем рабочее определение личностной черты.

Черта – это описательная переменная, фиксирующая интегральную диспозиционную стратегию поведения человека, складывающуюся под действием системы организмического, социально-нормативного и личностного уровней регуляции.

Наиболее убедительной на сегодня можно считать континуально-иерархическую модель черт личности:

- черты не представляют собой дискретные образования (например, в результате плавной перестройки функциональной системы на новый класс ситуаций или изменения направленности оценок);

- выделенные выше три подсистемы можно представить как сосуществующие подпространства, что обусловливает переход “ведущего уровня” управления из одной подсистемы в другую.

Таким образом, выделяемые и эмпирически регистрируемые черты не распределены по указанным уровням строго однозначно.

При корректном подходе к разработке и интерпретации многомерных тест-опросников необходимо учитывать следующую психометрическую максиму: можно (с большим или меньшим трудом) придумать такой вопрос (а значит, и множество вопросов), который при многомерном анализе матрицы данных даст вектор, проходящий в окрестности любой наперед заданной точки многомерного пространства черт. Из этого следует, что любой локус пространства черт (в том числе и разреженный – такой, который не дает группировки пунктов на данном конкретном перечне, не дает шкалы) можно заполнить группой скоррелированных вопросов и получить новую шкалу, измеряющую нечто, промежуточное тому, что измерял опросник в своем исходном варианте.

Выбор той или иной системы шкал (черт) во многом определяется замыслом разработчика или исходным перечнем, которым он располагает.

Теоретическая релевантность системы шкал должна определяться в данном случае не прогностичностью, а чем-то другим – теоретической моделью или исторически сложившимися в данный момент в данной культурной популяции “опорными” (популярными) измерениями, которые выделяются и обосновываются эмпирически на уровне обобщений обыденного сознания.

В первой подсистеме – конституциональной – предпочтение той или иной системы черт основывается на базе нейрофизиологических теорий. Для второй области – социально-обусловленных черт – выбор предпочитаемых систем шкал может определяться на основе какой-либо теории, а может быть выбран и эмпирически. Однако при этом необходимо учитывать влияние популяции. Для каждой популяции при эмпирическом выборе систем шкал необходимо проводить и эмпирическую работу.

Для третьей области подходят только индивидуально ориентированные экспериментальные методы. Люди различаются по тому, как именно систему собственных субъективных параметров они используют для оценки и предсказания своего поведения и поведения других людей, для оценки объектов и отношений.

Начиная с середины 60-х годов в психологии поднялась волна экспериментальной критики “чертографических” подходов с точки зрения представителей интеракционизма. Один из самых сильных экспериментальных аргументов, призывающих к отказу от тест-опросников, следующий. Показано, что опросники позволяют предсказывать всего лишь 4–9% дисперсии экспериментальных данных по предсказанию поведения конкретных людей в конкретных ситуациях при варьировании социального контекста. Максимальная доля дисперсии приходится на взаимодействие ситуационных и личностных факторов.

Эта критика справедлива, но роль ее – не отрицать применение тест-опросников, а предостерегать пользователей от чрезмерного оптимизма в использовании таких методов, как 16 РF Кэттелла и других подобных методик, для индивидуальной диагностики.

Из континуально иерархической модели черт личности следует, что и ситуации, для которых строится прогноз, должны быть согласованы с возможностями инструмента и с теми целями, для которых он предназначен.

 

В этой области действует следующая закономерность. Чем более разнородная выборка необходима для получения внутренне консистентной шкалы, тем более общим (менее конкретным) может быть прогноз и тем больше времени необходимо, чтобы проявилась та или иная черта.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: